МААМ-картинки

Система по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизни (3 фото)

Светлана Багмут
Система по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизни

Авторы проекта:

Багмут Светлана Андреевна

Хадыева Айгюль Ражаповна

Содержание работы

Ведение

1. Теоретическая часть

1.1. Особенности развития трудовых навыков у детей от 3 до 4 лет

1.2. Влияние поручений на развитие трудовых навыков у детей от 2 до 3 лет

2. Практическая часть

2.1. 1 этап – аналитический

2.2. 2 этап – подготовительный

2.3 3 этап – основной

2.4. Заключительный

Список литературы

Приложение

Введение

Публикация «Система по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизни» размещена в разделах

Трудовые поручения – это возложения на ребенка определенного задания, связанного как с самообслуживанием, так и с действиями коллектива. Трудовые поручения для дошкольника полезная и важная деятельность, где главной задачей является формирование положительных отношений к труду у детей дошкольного возраста.

Трудовые поручения необходимо отличать от трудовых обязанностей. Трудовые поручения отличаются своеобразием самой трудовой деятельности и положением ребенка в ней. Смысл обязанностей заключается, прежде всего, в осознании необходимости постоянно и систематически выполнять дело даже тогда, когда нет желания. При выполнении обязанностей многое исходит от самого ребенка: у него есть для выполнения задания необходимые трудовые навыки, он может выполнять задание самостоятельно, при этом выполнять личную инициативу, творчество, смекалку, элементарно рассказать, почему нужно выполнять эту работу. Однако, чтобы у ребенка проявились эти качества, ему необходим некоторый опыт, то есть специальная подготовка, которая позволит, освоит содержание его деятельности. Такая подготовка осуществляется посредствам разнообразных поручений, тех, что войдут впоследствии в круг его обязанностей. Не зная их, не освоив нужные умения, ребенок не будет готов к более сложной для него деятельности.

Поручения – наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста, поэтому они особенно важны на младших ступенях дошкольного возраста, когда ребенок не может еще трудиться по своей инициативе и воспитатель с помощью разнообразных простейших заданий постепенно приучает его быть полезным коллективу, сверстникам. Как показали исследования (Р. С. Буре) трудовые поручения следует отличать от обязанностей, хотя многие поручения уже на младших ступенях дошкольного детства условно считаются обязанностью: это поддерживает порядок в помещении и на участке детского сада, убирать за собой вещи, игрушки, самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать одежду, ухаживать за растениями и животными и т. д.

Особое место трудовым поручениям отводится в процессе умственного воспитания. Опираясь на умственную активность детей дошкольного возраста, готовность к самостоятельной деятельности, трудовые поручения способствуют формированию анализа, планирования, временного понятия, любознательности. Воспитание интереса к труду, формирование осознанных ребенком мотивов деятельности тесно связано с воспитанием целенаправленности. Трудовые поручения способствуют формированию стремления к достижению определенных целей.

Правильно отмечала А. Т Шатова, что можно сколько угодно убеждать детей любить труд, но лишь в процессе активного участия детей в труде, только после многократных упражнений может развиваться у них способность к трудовому усилию. Все возрастные стадии формирующейся личности должны быть пронизаны трудовой деятельностью. Необыкновенно важно, как в обще — воспитательных целях, так и плане подготовки к школе научить детей выполнять поручения, в которых ребенок отчетливо представляет цель, умеет планировать, достигает полезного результата. Именно трудовые поручения в старшем дошкольном возрасте способствуют подготовке ребенка к выполнению определенной работы в строго установленное время. Шаг за шагом, овладевая простыми, ежедневно повторяющимися видами детского труда, ребенок узнает цену заботам о себе, учится уважать себя и других, приобретает способность и умение оказывать помощь взрослым и детям. Таким образом, трудовое воспитание подрастающего поколения – дело огромной государственной важности, проблеме подхода в воспитании детей уделяли внимание многие ученые и педагоги (В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова, К. А. Климова, Р. С. Буре, З. Н. Борисова, Л. А. Порембская и другие). Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте.

Цель: формирование трудового воспитания с использованием поручений.

Задачи:

- определить уровень сформированности трудовых навыков.

- разработать план мероприятий по использованию трудовых навыков.

- создать РППС, способствующей лучшему и практическому формированию трудовых навыков.

воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;

- формирование у детей потребность участия в посильном труде;

- определить эффективность работы по развитию трудовых навыков навыков.

1. Теоретическая часть. Теоретические аспекты организации трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста

1.1 Особенности в развитии трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста

Для ребенка 3-4 лет каждый трудовой процесс привлекателен, так как дает возможность проявить самостоятельность, удовлетворить потребность в деятельности: полить растения, покормить рыбок и т. д. Педагогу очень важно поддерживать все попытки детей к самостоятельным действиям. Дети стараются изо всех сил: приятно самим что-то сделать, приятно услышать слова одобрения, увидеть свои возможности, почувствовать умелость.

Научение предусматривает неторопливый показ и подробное объяснение того, что должен делать ребенок и как надо выполнять то или иное действие. При этом воспитатель подсказывает последовательность действий.

Очень важно детально показать, точно объяснить малышу каждый прием работы. Ребенок младшего дошкольного возраста, даже при детальном показе и объяснении, не может усвоить все приемы работы сразу. Задача воспитателя так организовать показ и объяснение, чтобы ребенок уяснил каждый прием, их последовательность.

Педагог должен показать и объяснить не всю программу действий сразу, а каждый отдельный прием по очереди, тут же включая малыша в его выполнение. Например, он показывает, как держать лейку (в правой руке, и предлагает ребенку сделать то же самое. Затем показывает, как встать около стола (напротив стула, и просит малыша встать напротив стула и т. д.

Итак, показ и объяснение всегда предваряют деятельность ребенка, но постоянно чередуются с его аналогичными действиями. Такой характер обучения трудовым действиям применительно к детям младшего дошкольного возраста обусловлен тем, что они не могут сразу все увидеть, запомнить и воспроизвести. Воспитатель постепенно ведет малыша по пути совершения трудового действия, выступая в роли своеобразного «поводыря», добивается того, чтобы ребенок действовал в соответствии с заданным образцом.

Всякий раз, когда воспитатель намечает задачу научить малышей какому-то действию, он должен сам хорошо его усвоить, увидеть, из каких приемов оно слагается, в какой последовательности их надо выполнять.

Подробный показ приемов каждого действия и их последовательности воспитатель осуществляет, используя индивидуальное поручение. Именно при такой форме организации труда ребенок тесно взаимодействует со взрослым и под его руководством приобретает нужные навыки. Воспитатель должен постоянно находить возможность показать приемы действий не всей группе, а одному-двум малышам.

Очень важно, прежде всего, в процессе показа и объяснения уметь направить внимание ребенка, как на отдельные приемы, так и на то, как их выполнять. Это позволяет избежать механического усвоения детьми способа действий, добиться понимания смысла выполняемых приемов работы.

Воспитатель осуществляет тщательный контроль за правильностью повторения каждого отдельного приема и действия в целом. Контроль за деятельностью ребенка позволяет увидеть его успехи и неудачи. Заметив ошибку малыша, воспитатель дополнительно покажет то, что не получается, в чем ребенок испытывает затруднение. Можно дать и дополнительные указания.

Одновременно воспитатель направляет внимание малыша на цель действия. Ребенку важно объяснить, что получится в результате действия. Такие разъяснения понятны ребенку 3-4 лет, они помогают обратить его внимание на результат труда.

Трудовой навык, как и любой другой, складывается в процессе многократного упражнения. Большие возможности для этого содержатся в дидактических и ролевых играх, игровых упражнениях, широко применяемых в младших группах.

Когда ребенок младшего дошкольного возраста воспроизводит новое или малознакомое действие, ему почти всегда нужна помощь взрослого. Педагогу следует это учитывать и направлять свое руководство на оказание помощи. В каждом конкретном случае форма помощи может быть различной.

Например, вместе с другими малыш поливает растение, а лейку держит неправильно. Взрослый замечает это и помогает ребенку взять лейку так, как надо. Одновременно показывает, как надо поливать растение. Другой пример. Взрослый помогает ребенку полить растение в уголке природы. Он берет рукой ребенка лейку с водой, кладет носик лейки на край горшка, наклоняет лейку. Из нее льется вода и смачивает почву. Воспитатель, хотя и действует за малыша, дает возможность ему почувствовать, что и он работает, что и он что-то может. Ребенок имеет возможность поупражняться в действии, усвоить его.

Чаще возникает необходимость помочь ребенку в выполнении наиболее сложной трудовой операции во всем действии. Эта форма помощи используется тогда, когда малыш уже начинает осваивать действие. Все у него получается, как надо, кроме одной трудовой операции. Вот этот момент и важно не пропустить. Надо дать возможность ребенку справиться и с этой трудной задачей.

Если трудовые навыки у ребенка находятся в стадии освоения, можно свою помощь свести лишь к словесному указанию. Обычно в младших группах воспитатели прибегают к такой форме помощи, когда ребенок забыл последующую операцию.

Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка. При этом надо помнить о том, что степень овладения навыком у малыша всегда относительна.

Никогда нельзя сказать, что ребенок овладел действием в совершенстве, очень хорошо, ибо реализация этого действия будет зависеть от многих причин: в каких условиях действие совершается, каково настроение и самочувствие ребенка, от кого исходит просьба. Если ребенок, ранее выполнявший действия хорошо, почему-то в данный момент затрудняется, надо не укорять его, а, напротив, сделать все» чтобы результат был достигнут, как и прежде, удовлетворительный.

Таким образом, зная, что у ребят младшего дошкольного возраста все зависит от конкретных условий, воспитатель подбирает такие приемы, которые позволят ему с учетом этих условий формировать трудовые навыки. Нельзя одобрить деятельность того педагога, который формально подходит к решению данного вопроса, стоит на позиции, что, если малыш овладел действием, он может и должен его совершать сам, независимо от его настроения, самочувствия, от условий, в которых находится.

Надо проявлять к каждому ребенку большую чуткость, внимание, и, если ребенка что-то беспокоит и в связи с этим он не может выполнить поставленную перед ним цель деятельности, следует изменить методы руководства.

Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым обучением имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка можно по-разному.

Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок совершает действие, те требования, которые к этому предъявляются. Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях.

Интерес детей к трудовым действиям, желание выполнять их можно повышать с помощью показа настольного кукольного театpa. Содержание таких спектаклей воспитатели придумывают сами, беря за основу факты из жизни детей своей группы.

Подобным образом можно упражнять ребят в разнообразных трудовых действиях.

Положительная оценка взрослого активизирует деятельность малыша, побуждает его к действию. Поэтому важно отмечать достижения воспитанника, хвалить за то, что он смог, например, полить растение и пр. Такая оценка и положительная, и содержательная. Она дает возможность ребенку узнать, какие достижения сегодня у него имеются, чему он научился, что уже может делать сам. И конечно, если воспитатель умеет придать своему голосу нужные оттенки, да к тому же ласково посмотреть, улыбнуться, его одобрение вызовет желание все сделать, еще больше активизирует малыша.

Хорошо, если педагог хвалит ребенка и по ходу выполнения задания. Это убеждает малыша в том, что каждую трудовую операцию он совершает правильно, так и нужно дальше делать.

1. 2 Влияние поручений на развитие трудовых навыков.

Ребенку дошкольного возраста присуще интерес к деятельности, в котором необходимым компонентом является познавательное отношение к окружающему миру. Познавательный интерес расширяет кругозор. Под его влиянием ребенок не только стремиться узнать новое, пополнить и углубить свои знания, но и активно применять их в игре, в труде. Руководя выполнением поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнения поручения, способность выполнить дело самостоятельно. Постоянный контроль над деятельностью ребят позволяет воспитателю правильно осуществить индивидуальный подход, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети преимущественно выполняют поручения индивидуального характера. Усвоениям умений будут способствовать повторения и закрепления способов деятельности, постоянные приобщения младших дошкольников к поручениям.

По мере накопления детьми самостоятельного опыта выполнения задания воспитателю следует переходить к словесному напоминанию. Особую роль приобретает беседа с детьми, в ходе которой обсуждается задание и способы его выполнения. Важно, чтобы в таких обсуждениях участвовали все дети, проявляя активность и самостоятельность.

Трудовые обучения в детском саду осуществляются либо при организации индивидуальной деятельности ребенка, либо в совместном труде с взрослыми, либо на специальных фронтальных занятиях, когда возникает необходимость обучать одновременно подгруппу или группу детей приемам выполнения определенных действий. Руководя выполнениями поручений, воспитатель изучает возможности детей своей группы. В повседневной работе, привлекая их к выполнению простых заданий, он наблюдает за каждым ребенком: выявляет уровень умений, желание, с каким он принимается за выполнение поручения, способность выполнить дело самостоятельно. Постоянный контроль над деятельностью ребят позволяет педагогу правильно осуществить индивидуальный подход, учитывать возможности ребенка для активного включения его в труд.

Трудовые поручения в детском саду многообразны. Это позволяет поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществляют их всестороннее воспитание. Посредством поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Ведь только в труде ребенок может всесторонне развиваться, раскрывать свои возможности и таланты. Очень важно с малых лет прививать у ребенка уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося принести своим трудом пользу, работать для блага общества. Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т. д.). Так дети привыкают понимать общественную направленность выполняемых поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений. Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых усилий.

Воспитывающая и развивающая роль трудовых поручений в воспитании ребенка наиболее успешно проявляется лишь при условии организации его и руководства со стороны взрослого. Индивидуальные и коллективные трудовые поручения дают возможность решить ряд задач: развитие самой трудовой деятельности, воспитание коллективизма, умение сообща выполнять определенные поручения. Воспитание трудолюбия, ответственности, умение выполнять повседневную работу, привычки к повседневному трудовому усилию. Эти задачи успешно решаются при условии повседневной организации труда, который чаще всего протекает в форме разных трудовых поручений. Надо так поставить цель, чтобы она сразу ориентировала ребенка на выполнение общественно значимой деятельности, а не просто направляла на овладение определенным умением. Вместо того, чтобы сказать детям: «будете учиться убирать за собой посуду», следует сказать: «надо помочь няне убрать посуду». Таким образом, нужная установка на выполнение работы, необходимой для других. Дети постепенно начинают понимать, что с приобретением умений появляется возможность проявлять собственную активность, вступить в деловой контакт с окружающими людьми, помочь им, быть похожими в делах на взрослых, уметь применять приобретенные навыки.

Педагог располагает определенными методами: слово, непосредственный показ способа выполнения изготовляемого образца и др. применяя эти методы, он развивает у детей умения логически мыслить, наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательные способности, восприятие, память, приучать к точкам деловой речи.

Особую роль при выполнении поручениями играет оценка труда. Надо непременно найти что-то положительное в поведении и деятельности ребенка даже тогда, когда он не самостоятельно справляется с заданием: «молодец Сережа ты сегодня сразу подошел, когда я тебя позвала, и мы вместе сделаем работу». Оценивая результаты, воспитатель может и игровыми приемами. И самый действенный помощник – персонаж кукольного театра (1-2 раза в неделю). Он облегчит педагогу закрепить знания полезных и нужных правил, необходимых в процессе трудовой деятельности: не отвлекаться во время работы, помогать товарищам, доводить начатое дело до конца, проявлять старание. Воспитатель должен мотивировать каждое задание и свои требования к деятельности ребенка: «Надо сделать, чтобы было чисто. Няне трудно убирать одной, если мы ей не поможем», «Надо всегда помогать, если видишь, что кому-то тяжело». Такой подход постепенно воспитывает понимание значения выполняемого поручения, формирует положительное отношение к выполняемой работе. Задача воспитателя – уметь постепенно усложнять цели, идти шаг за шагом. Другая задача – учить достигать цели коллективом, сначала просто объединяя усилия, сначала научить детей вдвоем, потом втроем, впятером, потом более большими группами, вводя постоянно разделение трудовых поручений.

Практическая часть.

1 этап – аналитический

Задача: определить уровень сформированности трудовых навыков.

Для констатации уровня сформированности знаний детей была проведена диагностика.

В диагностике участвовали 20 детей. Результаты показали, что 13 детей имеют низкий уровень сформированности трудовых навыков, 7 детей имеют средний уровень, т. е. знания имеются, но неустойчивые.

Чтобы определить отношение родителей к развитию трудовых навыков у детей и создание единого образовательного пространства родителям была предложена анкета. Результаты проведенного анкетирования показали, что все родители считают вопрос развития трудовых навыков детей младшего дошкольного возраста актуальным и своевременным.

2 этап - подготовительный

Основной целью этого этапа являлось:

- определение содержания работы по воспитанию трудовых навыков с соблюдением системности.

- разработать план мероприятий по использованию трудовых поручений.

- создать РППС, способствующей лучшему и практическому формированию трудовых навыков.

Для создания единого педагогического пространства и повышения компетенции родителей в формировании трудовых навыков у детей, было организовано родительское собрание «Трудовое воспитание ребёнка в семье», проведены беседы и консультации.

Развивающая среда пополнена различными играми, алгоритмами, картотеками, инструментами и атрибутами для ухода за растениями.

В родительском уголке была размещена информация: консультации:

«Маленький помощник. Рекомендации по воспитанию трудолюбия»,

«Трудовое воспитания ребёнка в семье»,

«Учим малыша убирать игрушки»,

«Как ребенка приучить к труду»

3 этап основной – формирующий.

Блок – Хозяйственно-бытовой труд.

Задачами блока являются:

- воспитание интереса к трудовой деятельности взрослых;

- формирование у детей потребность участия в посильном труде;

Подбирался иллюстративный материал «Посуда», «Мебель», «Предметы для уборки»

Сюжетно-ролевые игры: «Напоим куклу чаем», «Новая комната для кукол», «Кукла Катя заболела», «День рождения куклы Кати» «Купание куклы Кати», «Стирка кукольного белья».

Игровая ситуация «Накроем стол для кукол», «Вымоем посуду».

Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли».

Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды», «Поможем протереть стульчики».

Игры «Кому, что нужно для работы?», «Что нужно для уборки?»

Использовали чтение литературы Е. Благинина «Новая одежда», З. Александрова «В рукавичках новеньких», С. Капутикян «Маша обедает».

Родителям были предложены консультации: «Трудовое воспитание дошкольников в семье и в детском саду», «Маленький помощник: рекомендации по воспитанию трудолюбия»

Совместно с родителями был оформлен плакат «Как я маме и папе помогаю».

Продуктом проделанной работы был изготовлен Лэпбук для детей и Лэпбук для родителей.

4 этап - заключительный

Задачи: определить эффективность проделанной работы.

На заключительном этапе работы мы выяснили что уровень развития трудовых навыков у наших детей значительно увеличился. Была проведена итоговая диагностика, результаты которой были следующие:

7 детей имеют низкий уровень сформированности трудовых навыков, в связи с тем, что они часто пропускали детский сад из-за болезни.

Средний уровень имеют 11 детей. У этих детей частично сформированы знания, умения и навыки. У детей достаточно развита самостоятельность в одевании и раздевании, соблюдение определённой последовательности, способности в доведении начатого дела до конца.

Высокий уровень 2 ребенка, знания, умения и навыки достаточно сформированны.

По результатам диагностики сделаны выводы об эффективности проведенной работы.

У детей повысился уровень самостоятельности в выполнении простейших трудовых поручений, дети стали бережнее относится к игрушкам и вещам, проявляют знания о разных профессиях

Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты.

Поручения являются эффективным способом развития трудовых навыков детей младшего возраста.

Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы.

Исходя из полученных результатов, наблюдая положительную динамику развития трудовых навыков планируем:

- использовать и в дальнейшем в работе с детьми;

- продолжать пополнять предметно-развивающую среду дидактическим материалом для развития трудовых навыков;

- совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в разных формах: консультации, папки – передвижки, рекомендации.

Система по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизни
Фото №1 Авторы проекта Багмут Светлана Андреевна Хадыева Айгюль Ражаповна Содержание работы Ведение Фото №2 Теоретическая часть
Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система по использованию поручений как ведущей формы трудового воспитания детей 4-го года жизни
Опубликовано: 24 марта 2024 в 15:21
+178Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД