Лучший педагог года

Система работы по теме: «Повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Евгения Науменко
Система работы по теме: «Повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Система работы воспитателя МБДОУ-детский сад№7 города Татарска

Науменко Евгении Валерьевны по теме : «Повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе»

Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». В. А. Сухомлинский

1. Актуальность данной темы.

Публикация «Система работы по теме: „Повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе“» размещена в разделах

Проблема повышения интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации из общедоступных источников интернета. В таком случае, страдают дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, как системы воспитания дошкольного детства. Здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием: приобщение ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин. Во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе в воспитании дошкольников, знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт. Во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Приобщение детей к художественной литературе является определяющей позицией моей работы.

Изучению данного вопроса посвящено много работ. Например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Л. С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Ф. А. Сохин, А. М. Шахнарович, Л. И. Айдарова и др.

Методика художественного чтения и рассказывания М. М. Конина выделяет несколько видов :

Чтение или рассказывание одного произведения.

Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке).

Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; чтение (лучшего поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала и информационных технологий: чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними); настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»); кукольный и теневой театр, фланелеграф;

диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

В методике выделяю такие вопросы, как подготовка и методические требования к образовательной деятельности, (беседы о прочитанном, объяснение незнакомых слов, повторное чтение, использование иллюстрации, а методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей.

При ознакомлении дошкольников с художественной литературой использую разные приемы формирования полноценного восприятия произведения:

• выразительное чтение;

• беседа о прочитанном;

• повторное чтение;

• рассматривание иллюстраций;

• объяснение незнакомых слов.

Основными методами моей работы является :

1. чтение по книге или наизусть. Это дословная передача текста, сохраняющая язык автора, передача всех оттенков мыслей писателя, который воздействует на ум и чувства слушателей;

2. рассказывание- это относительно свободная передача текста (возможна перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большую возможность для привлечения внимания ребёнка;

3. инсценирование, драматизация, театрализация- этот метод рассматриваю как средство вторичного ознакомления с художественным произведением;

4. заучивание наизусть- способ передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателя.

Я, как педагог, обратила внимание на проблему чтения, провела анкетирование среди родителей: «Книга в жизни вашего ребёнка»

1. Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка?

Да – 100%

2. Часто ли Вы читаете ребенку книги?

Когда попросит –54%, каждый день – 46%

3. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги Вашего ребенка?

Назвали – 46%, не назвали – 54%

4. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребенку книг?

Назвали – 69%, не назвали – 31%

5. Беседуете ли Вы с ребенком о прочитанном произведении?

Да – 46,5%, нет – 15,5%, иногда – 38%

6. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с Вами произведения?

Да – 15%, нет - 8%, не знаю – 77%

7. Имена каких поэтов и писателей знает Ваш ребенок?

Назвали – 23%, не назвали – 77%

8. Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимого произведения?

Да – 38,5%, нет – 23%, не знаю- 38,5%

Анализ анкет показал, что в большинстве семей детям мало читают. Читают не тогда, когда просит ребенок, а когда у родителей есть время или желание. Многие родители затрудняются сказать, знают ли их дети авторов и название произведений.

На основе данной проблемы была составлена система работы по приобщению детей к основам художественной литературе, рассчитанная на 3 года.

Мною прописаны цели и задачи для реализации данной системы с детьми младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

Система по формированию и развитию навыков связной речи, посредством художественного слова, разработана в соответствии с программой «Детство» : Программой развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н. А. Ноткиной. Под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович, с использованием парциальных программ:

«Программы развития речи детей дошкольного возраста» О. С. Ушаковой;

«Знакомства дошкольников с литературой» О. С. Ушаковой, Н. В. Гавриш;

«Художественного чтения и рассказывания в детском саду» М. К. Боголюбской.

Использование данных программ дало возможность творчески подойти к организации работы с детьми к художественной литературе, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.

Цель моей работы : повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе через различные методы.

Задачи:

1. разработать педагогическую систему по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе;

2. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с писателями, художниками – иллюстраторами;

3. закрепить и развить у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации, обогащение лексики образными словами, выражениями, формированием грамотной речи;

4. целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций, тесно связанных с формированием устного речевого общения;

5. воспитание потребности общения с книгой, культура чтения, бережное отношение к книге.

Новизна работы состоит в том, чтобы качественно изменить отношение взрослого к художественной литературе. Мою работу можно считать поисково-изобретательской, потому что я предлагаю новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Памятки для детей и родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Для приобщения детей к чтению мною была разработана серия памяток для детей и родиелей. Книга знакомит людей с окружающим миром, обогащая.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка Детский сад №16 Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка Воспитатель: Россохина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по теме: «Повышение интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе»
Опубликовано: 23 января 2015 в 07:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД