Татьяна Тукиш
Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Сложные слова — это слова, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются сложные слова от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.
В старшей и подготовительной к школе группе с детьми проводят элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, в результате чего дети приобретают опыт сознательного анализа языкового материала. Результат такой работы - осознанность и произвольность речи.
Публикация «Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Кроме того, очень важно учить дошкольников образованию новых слов, поскольку ошибки словообразования часто находят отражение на чтении и письме в младших классах.
Приступая к работе над изучением сложных слов, прежде всего, группирую сложные слова по лексическим темам.
Изучая лексическую тему, в структуру занятия включаю различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.
В старшей группе на одном занятии, например, по теме «Транспорт», беру только одну группу сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход.
Использование различных методических приемов дает возможность детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.
Эффективны следующие методические приемы:
1. Педагог называет сложное слово, имеющее одинаковую производящую основу (самолет, вертолет) :
- показывая при этом картинку или демонстрируя игрушку;
- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т. е. из каких слов составлено.
2. Слова повторяются неоднократно педагогом, отдельными детьми, хором.
3. Слово узнается по его толкованию или отгадывается загадка:
- кто рыбу ловит?
- кто в воде лазит?
- кто в море плавает?
- кто мышей ловит?
4. Дети упражняются в самостоятельном образовании сложных слов с помощью опорных слов (по аналогии) :
- называю два слова (пар и ход, тепло и ход, луна и ход, если их соединить вместе, что получится?
5. Загадки – инсценировки с показом действий:
- лес рубит
- рыбу ловит и т. д.
6. Дидактическое упражнение «Кто скажет быстрее» :
- кто разводит пчел?
- кто разводит собак?
- кто разводит сады?
7. Подбор картинок, изображающих явления природы: снегопад, листопад, камнепад, звездопад, водопад, ледоход.
Д/и «Эхо». Слова подбираются понятные для детей.
Листья падают – листопад
Снег падает – снегопад
Камни падают – камнепад и т. д.
8. Выделение на слух сложных слов из художественного текста. Для этой цели подбираем скороговорки:
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
У водопада — водопой.
У водопада — девять Авдеев
И два Матвея.
Не бывает улова
У ленивого рыболова.
Два дровосека, два дровокола,
Два дроворуба говорили про Варьку.
С детьми, не усвоившими программную задачу, занятия необходимо проводить индивидуально.
В подготовительной к школе группе, например, по теме «Транспорт» расширяем изучение сложных слов. Знакомим детей с образованием существительных путем слияния основ: слияние + глагол. Используем сказку «Спор машин» и различные упражнения. Пересказывая сказку «Спор машин», дети упражняются в произнесении слов со сложной звукослоговой структурой, таких как: самосвал, снегоочиститель, бензовоз, бетономешалка, молоковоз, паровоз, тепловоз, самолет.
При пересказе ребенком сказки, необходимо обращать внимание на правильное произнесение ребенком сложных слов. Важно, чтобы дети понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.
Для закрепления проводится дидактические игры «Назови машину одним словом». Вопросы:
1. Какая машина сама сваливает груз?
2. В какой машине возят молоко? И т. д.
Актуальна по данной теме д /и «Какие машины ты еще знаешь (газонокосилка, сенокосилка и т. д).
Дидактические игры и упражнения в подготовительной группе более сложные. Интересна для детей игра «Кто больше запомнит сложных слов?»
Сталевар, рыболов, водовоз
Книголюб, бурелом, сенокос
Ледоход, снегопад, вертолет
Ледокол, паровоз, пароход
Кашевар, маслодел, пешеход
Мореплаватель и пчеловод
Вездеход, лесоруб, камнетес
«Кто запомнил слова?»- вот вопрос.
Старомодный, тонконогий
Быстроходный, круторогий
Сенокосный, многоместный
Многозвездный, редколесный
Многослойный, пешеходный
Землеройный, всенародный.
Когда дети уже освоились с темой «Образование сложных слов» провожу такие игры как «Путаница», «Собери слова из частей», «Замени два слова – одним».
Д/и «Путаница». Инструкция: слова перепутались, помоги им: пылеход, вертосос, ледокат, самовод, морелет, паролед, водоход, самовоз.
Д/и «Собери слова из частей». Детям предлагаются карточки на которых написаны части слов.
Последующая работа над темой «Образование сложных слов» может занимать на занятиях только часть времени:
- при проведении организационного момента;
- как часть занятия и т. д.
Научить детей образовывать сложные слова – обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели в различных видах деятельности детей: на рисовании, конструировании и т. д.
Такая работа способствует обогащению словарного запаса, формированию понятийной основы и усвоению значения слова, развитию связной речи. Важно следить за отчетливостью произношения сложных слов и не оставлять без внимания ошибки.