Приложение МААМ

Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности

Татьяна Тукиш
Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Сложные слова — это слова, имеющее в своём составе два (и более) корня. Образуются сложные слова от самостоятельных частей речи, сохраняя в своём составе целиком слово или его часть.

В старшей и подготовительной к школе группе с детьми проводят элементарные упражнения на образование сложных слов путем сложения, в результате чего дети приобретают опыт сознательного анализа языкового материала. Результат такой работы - осознанность и произвольность речи.

Публикация «Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности» размещена в разделах

Кроме того, очень важно учить дошкольников образованию новых слов, поскольку ошибки словообразования часто находят отражение на чтении и письме в младших классах.

Приступая к работе над изучением сложных слов, прежде всего, группирую сложные слова по лексическим темам.

Изучая лексическую тему, в структуру занятия включаю различные виды упражнений и игр с учетом дидактического принципа от простого к сложному.

В старшей группе на одном занятии, например, по теме «Транспорт», беру только одну группу сложных слов, в конце которых голосом выделяется одинаковая производящая основа типа: пароход, самоход, луноход, пешеход, теплоход.

Использование различных методических приемов дает возможность детям закрепить умения в образовании сложных слов и более осознанно включиться в эту умственную деятельность.

Эффективны следующие методические приемы:

1. Педагог называет сложное слово, имеющее одинаковую производящую основу (самолет, вертолет) :

- показывая при этом картинку или демонстрируя игрушку;

- с толкованием смысловой стороны слова и его происхождения, т. е. из каких слов составлено.

2. Слова повторяются неоднократно педагогом, отдельными детьми, хором.

3. Слово узнается по его толкованию или отгадывается загадка:

- кто рыбу ловит?

- кто в воде лазит?

- кто в море плавает?

- кто мышей ловит?

4. Дети упражняются в самостоятельном образовании сложных слов с помощью опорных слов (по аналогии) :

- называю два слова (пар и ход, тепло и ход, луна и ход, если их соединить вместе, что получится?

5. Загадки – инсценировки с показом действий:

- лес рубит

- рыбу ловит и т. д.

6. Дидактическое упражнение «Кто скажет быстрее» :

- кто разводит пчел?

- кто разводит собак?

- кто разводит сады?

7. Подбор картинок, изображающих явления природы: снегопад, листопад, камнепад, звездопад, водопад, ледоход.

Д/и «Эхо». Слова подбираются понятные для детей.

Листья падают – листопад

Снег падает – снегопад

Камни падают – камнепад и т. д.

8. Выделение на слух сложных слов из художественного текста. Для этой цели подбираем скороговорки:

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

У водопада — водопой.

У водопада — девять Авдеев

И два Матвея.

Не бывает улова

У ленивого рыболова.

Два дровосека, два дровокола,

Два дроворуба говорили про Варьку.

С детьми, не усвоившими программную задачу, занятия необходимо проводить индивидуально.

В подготовительной к школе группе, например, по теме «Транспорт» расширяем изучение сложных слов. Знакомим детей с образованием существительных путем слияния основ: слияние + глагол. Используем сказку «Спор машин» и различные упражнения. Пересказывая сказку «Спор машин», дети упражняются в произнесении слов со сложной звукослоговой структурой, таких как: самосвал, снегоочиститель, бензовоз, бетономешалка, молоковоз, паровоз, тепловоз, самолет.

При пересказе ребенком сказки, необходимо обращать внимание на правильное произнесение ребенком сложных слов. Важно, чтобы дети понимали значение составляющих слово основ, это в дальнейшем поможет избежать ошибок при написании таких слов.

Для закрепления проводится дидактические игры «Назови машину одним словом». Вопросы:

1. Какая машина сама сваливает груз?

2. В какой машине возят молоко? И т. д.

Актуальна по данной теме д /и «Какие машины ты еще знаешь (газонокосилка, сенокосилка и т. д).

Дидактические игры и упражнения в подготовительной группе более сложные. Интересна для детей игра «Кто больше запомнит сложных слов

Сталевар, рыболов, водовоз

Книголюб, бурелом, сенокос

Ледоход, снегопад, вертолет

Ледокол, паровоз, пароход

Кашевар, маслодел, пешеход

Мореплаватель и пчеловод

Вездеход, лесоруб, камнетес

«Кто запомнил слова- вот вопрос.

Старомодный, тонконогий

Быстроходный, круторогий

Сенокосный, многоместный

Многозвездный, редколесный

Многослойный, пешеходный

Землеройный, всенародный.

Когда дети уже освоились с темой «Образование сложных слов» провожу такие игры как «Путаница», «Собери слова из частей», «Замени два слова – одним».

Д/и «Путаница». Инструкция: слова перепутались, помоги им: пылеход, вертосос, ледокат, самовод, морелет, паролед, водоход, самовоз.

Д/и «Собери слова из частей». Детям предлагаются карточки на которых написаны части слов.

Последующая работа над темой «Образование сложных слов» может занимать на занятиях только часть времени:

- при проведении организационного момента;

- как часть занятия и т. д.

Научить детей образовывать сложные слова – обязанность логопеда, а закреплять эту тему по заданию логопеда должны воспитатели в различных видах деятельности детей: на рисовании, конструировании и т. д.

Такая работа способствует обогащению словарного запаса, формированию понятийной основы и усвоению значения слова, развитию связной речи. Важно следить за отчетливостью произношения сложных слов и не оставлять без внимания ошибки.

Публикации по теме:

Развивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленностиРазвивающие игры в работе с детьми дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности Хочу представить вашему вниманию развивающую игру, сделанную по типу игры Воскобовича «Геоконд». Игра развивает сенсорику, мелкую моторику,.

Годовой план работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Годовой план работы воспитателей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Кораблик» 2016 – 2017 учебный год.

Календарное планирование работы в старшей группе компенсирующей направленности по теме недели «Транспорт» Календарное планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе компенсирующей направленности ТЕМА НЕДЕЛИ: «Транспорт».

Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей со сложными Конспект итоговой интегрированной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей со сложными дефектами Тема.

Коррекция нарушений просодической стороны речи в группах компенсирующей направленности В группах компенсирующей направленности у детей речевыми нарушениями и стертой дизартрией наблюдается несформированность как фонетической,.

Представление опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности Тема опыта: «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников старшего возраста в совместной деятельности в условиях.

Рабочая программа учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности с ОНР Уважаемые родители, ваши дети посещают группу компенсирующей направленности. Воспитание и обучение в этой группе рассчитано на два года.

Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности Развитие пространственного восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи в группах компенсирующей направленности. Демина А. А. Фролова Н. Н.

Сценарий развлечения в подготовительной группе компенсирующей направленности с детьми ОНР «В гостях у казачки» Сценарий развлечения в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Разработала и провела : Воспитатель БДОУ МО.

Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи.Театрализованная деятельность в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями речи. В группу компенсирующей направленности поступают дети с речевой недостаточностью. Кроме этого, большинству из них присущи такие черты характера,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности
Опубликовано: 5 марта 2017 в 10:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система работы с детьми с ОНР над сложными словами в группах компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Тукиш (УИ 157466) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД