светлана ильдеркина
Система работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки в форме «Семейной гостиной»
▼ Скачать + Заказать документы
С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана программа.
Основными задачами программы по взаимодействию с семьей являются:
1) Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи, воспитывающих детей с ОВЗ и повышение педагогической грамотности родителей.
Публикация «Система работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки в форме „Семейной гостиной“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
2) Гармонизация детско – родительских отношений, развитие продуктивных форм общения с ребенком, повышение эффективности профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей.
3) Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
4) Повышение потенциала взаимного доверия между образовательной организацией и семьей.
5) Актуализация в сознании родителей о ценности дошкольного периода детства как базиса всей последующей жизни человека.
Программа делится на 3 этапа : подготовительный, основной и этап закрепления (заключительный). Сотрудничество учителя - дефектолога, родителя и ребенка с особыми образовательными потребностями по программе предполагает работу участников воспитательно – образовательного процесса по схемам «педагог - родитель», «педагог – ребенок - родитель» и «родитель – ребенок».
Содержание работы по схеме «педагог – родитель» направлен на оказание специалистами консультативной помощи семьям детей с ОВЗ. Эта работа носит как индивидуальный (когда педагог консультирует родителя по результатам диагностического обследования ребенка, особенностей его развития, заполняет тетради для домашних заданий) или групповой характер (родительские собрания, групповые консультации, тренинги, семинары и т. д.).
Кроме этого, консультационный материал для родителей был в устной (семинары, консультации, деловые игры и т. п.) и в письменной форме (буклеты, памятки, рекомендации, выставка специальной литературы и т. п.).
Педагогическое сопровождение семьи по схеме «педагог - родитель – ребенок» осуществлялось в ходе совместной игровой деятельности педагога и ребенка и непосредственно образовательной деятельности, где родитель являлся непосредственным участником образовательного процесса.
Содержание работы по схеме «родитель – ребенок» осуществлялось в процессе самостоятельной игровой деятельности ребенка.
Вся программа состоит из встреч в «Семейной гостиной», которые проводятся в течение 10-ти недель. Встречи проходили 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность встреч составляло от 30 минут до 1 часа. Увеличение времени происходило за счет включения в «Семейную гостиную» самостоятельной игровой деятельности детей, а также педагогов и родителей с детьми. Необходимо отметить, что учитывая неоднородность группы по видам нарушения и возрасту детей, при реализации этой программы предполагалось активное сотрудничество учителя-дефектолога, педагога – психолога и воспитателя группы при организации «Семейных гостиных»
На подготовительном этапе формирующего эксперимента основная цель – формирование чувства доверия к педагогу у родителя; установление эмоционального контакта с детьми и хороших межличностных отношений между ними. Для этого в работе с родителями мы проводим индивидуальные беседы и консультации, демонстрируем фото и видеосюжеты о работе лекотеки. Для установления контакта с ребенком мы используем эмоциональные игры, потешки, прибаутки, играем в несложные по своему сюжету игры («Лови мячик», «Хлопаем в ладоши» и т. п.).
Во втором этапе – основном, проводятся встречи с родителями и детьми в форме «Семейной гостиной».
Встречи строятся на основе партнерства, сотрудничества и взаимодействия, что предполагает не воздействие педагога на семью и нацеленность на решение задачи «научить родителей воспитанию и развитию ребенка», а поворот к особенностям и интересам развития конкретного ребенка на основе диалога с каждой семьей.
Структура таких встреч состоит из взаимосвязанных компонентов:
• Индивидуальное приветствие.
• Совместная игровая деятельность педагога с детьми (осуществляется по схеме «педагог – родитель ребенок»).
• Групповое приветствие.
• Непосредственная образовательная деятельность (проводится с каждым ребенком индивидуально по схемам «педагог – родитель» или «педагог – родитель – ребенок»).
• Самостоятельная игровая деятельность (осуществляется по схеме «родитель – ребенок»).
• Взаимодействие с родителями (осуществляется по схеме «педагог – родитель»).
• Прощание.
Последовательность компонентов может меняться в соответствии с условиями проведения, индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, оставляя неизменным только индивидуальное и групповое приветствие и прощание.
Заключительный этап работы по программе предполагал закрепление у родителей полученных знаний и умений в вопросах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.