Сардана Андреева
Система занятий по воспитанию звукопроизношения детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного обучения детей в школе важнейшей задачей является воспитание правильной речи и формирование всех ее сторон еще в дошкольном возрасте. Дошкольные учреждения ответственны за то, чтобы все дети овладели чистой, правильной и выразительной речью. Иметь представление об особенностях звукопроизношения на любом отрезке дошкольного этапа развития ребенка, а также в той или иной степени владеть приемами коррекционной работы должен не только специалист – логопед, но и воспитатель, а также родители и близкие ребенка.
Публикация «Система занятий по воспитанию звукопроизношения детей второй младшей группы» размещена в разделах
Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет, причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4, другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).
Правдина О. М. выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование двух близких по звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука. Эти данные свидетельствуют о том, что ребенок с нарушенным произношением проходит те же этапы овладения звуком, что и нормальный, но на каком-то из этапов может задержаться или остановиться.
Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.
Тесная связь артикуляционных способностей предполагает формирование слуховых и артикуляционно-произносительных умений в широком смысле слова.
Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки : гласные (в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г, и другие. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з, звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ, звуки л, рь,р.
Большое значение правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звукообразование и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучание речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох; речь вдоха; неэкономное расходование воздуха; несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового контроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произноситься недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем, к нарушении интонационной стороны речи.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать вслух, рассказывать сказки.
Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи : искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и реже их пропусках.
Методические рекомендации
1. При планировании материала необходимо обратить внимание на следующее: насколько тема, занятия отвечает программным требованиям и в какой, мере она доступна в произносительном плане. Тема и цель должны быть определены для каждого занятия. При этом определенная тема может изучаться как на одном, так и нескольких занятиях.
2. Индивидуальные занятия на одну тему провести на протяжения длительного времени (от первого занятия, на котором вызывается нужная артикуляция, до автоматизации навыков).
3. Цель нужно определять, для каждого занятия, учитывая возрастные особенности детей.
4. Воспитателю нужно наглядно показать детям артикуляционные движения губ, языка. Сухое объяснение артикуляции малодоходчиво, скучно детям, поэтому необходимо проводить в игровой форме.
5. Материалы для обучения правильному звукопроизношению нужно подобрать с учетом возраста и этапа работы. Для этого служат слоги, слова, стихотворения, загадки, потешки, чистоговорки, стишки.
6. При отработке гласных звуков детям предлагаются те слова, в которых изучаемый звук находится в ударном слоге. Дети учатся, произносит его более четко, длительно, т. е. вырабатывается умение выделять звук голосом.
7. Предпочтение отдается материалу разговорной речи. Речевой материал, предложенный в каждом занятии, способствует четкому и правильному произношению изучаемого звука в словах, а затем и во фразовой речи.
Использованная литература
1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989г.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под редакцией Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., М. : Просвещение, 1987г.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией Васильевой М. А., М. : Просвещение, 1987г.
4. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М. : Гном-Пресс, 1999г.