Валентина Ягафарова
Системный подход в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Системный подход в подготовке к обучению грамоте
детей старшего дошкольного возрас та»
Исходя из особенностей задач, стоящих перед воспитателем подготовительной группы и ответственности за хорошую подготовку детей к школе очень важной и необходимой является работа по обучению детей грамоте, т. е. систематическому ознакомлению детей с элементами языка, и особым умственным развитием их в процессе приобщения к языковой действительности, формированию у них четких представлений об особенностях звуков речи, о звуковом и слоговом составе слова.
Публикация «Системный подход в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Основой обучения детей грамоте является работа не с буквами, а со звуками человеческой речи.
В своей работе я придерживаюсь рекомендаций К. Д. Ушинского, который утверждал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». А так же, я опираюсь на разработанный Д. Б. Элькониным, способ формирования умственного действия звукового анализа слова, заключающийся в исполнении ребенком графической схемы звуков, состава слова и в заполнении её фишками по мере называния звуков, входящих в состав слова, что позволяет ребенку фиксировать результат своей деятельности и, таким образом, существенно облегчить задачу звукового анализа.
Исходным принципом системы обучения детей грамоте, считаю добуквенный, чисто звуковой период обучения. Основываясь на опыте работы с детьми, считаю, что работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуковой анализ – добуквенный этап обучения грамоте, занимает много времени и сил. Но сокращать его не следует, т. к. от добуквенного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыков чтения.
Начинать обучение в системе следует с четырех – пяти лет, систематично и последовательно, т. к. шестилетки зачастую теряют восприимчивость и чувствительность и в большей степени предрасположены к чтению, а отсюда и вытекает механическое чтение и плохая грамотность.
В работе с детьми я ставлю перед собой задачу разработать и использовать наиболее эффективные приемы и методы обучения детей грамоте в условиях детского сада, с учетом уровня индивидуальной подготовленности детей своей группы.
Основной побудительной силой является игровой мотив, а это значит – правила, образцы, средства. Когда их задает взрослый, игра становится формой сотрудничества, сотворчества ребенка и взрослого, той формой обучения, которая не требует дополнительных стимулов. Я широко использую игровой прием в обучении, обеспечивая успех совместных занятий, что делает их увлекательными и желанными для ребенка. Сюда входят игры – звукоподражания, например: «Давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки» - предлагаю я.
- Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь?
- Я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище. Приходи ко мне в гости, я тебя угощу медовыми пироЖЖЖками и мороЖЖЖеным.
Такие игры легко подхватываются детьми, сначала они повторяют за взрослыми, а затем самостоятельно находят слова со звуком Ж, выделяя его и подчеркивая «пчелиным способом». Я использую детские стихи, скороговорки, которые приучают детей к трудному и непривычному протяжению отдельных звуков в словах. Например «Ночные стихи» Мошковской М. А.
Для того, чтобы задача звукового анализа слов решалась детьми с большей охотой, я провожу звуковые игры: «Магазин», «Цепочка слов», «Доктор звуков», «Найди пару», «Назови слова», «Запретные звуки».
На следующем этапе идет ознакомление с термином «слово». При ознакомлении со словом выделяю два основных момента:
- учу детей различать твердые и мягкие согласные,
- учу свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, т. к. позже это не вызовет затруднений при самом сложном шаге начального обучения чтению – слияние двух букв в слог. В этом мне помогает игра «Тим и Том». Это два человечка: твердый и мягкий. На основе этих двух героев я провожу всевозможные игры, где дети учатся противопоставлять твердому согласному – мягкий. На различение твердых и мягких согласных использую светофорчик (одна сторона зеленая, другая синяя).
Далее я учу детей ощущать разницу гласных и согласных звуков. Учу различать их по разным критериям: гласные звуки произносятся легко, свободно, их можно петь, долго тянуть, их произношению ничто не мешает. Согласные звуки произносятся с трудом, их произношению мешают губы, зубы, небо. Я провожу с детьми такие игры, как:
- «Какой гласный звук спрятался в середину слова?»
- «Дети заблудились в лесу»
- «Повторяйте лишь те слова, которые начинаются со звука Э»
- «Звук заблудился»
- «Письмо Белоснежки» и т. д.
Следующий этап обучения – деление слов на слоги и далее – решение основной задачи обучения грамоте – обучение звуковому анализу слова. Таким образом вся обучающая информация вводится постепенно и последовательно.
Я использую разнообразные методы, способствующие активизации детского мышления: введение в игровую ситуацию, вариативность заданий, активизирующие вопросы, использование музыкального фона, разнообразие наглядности и т. д. Каждое занятие имеет сюжетную основу.
В целях сохранения у детей интереса к занятию, я использую смену деятельности (общие задания, задания у доски, работа с тетрадями, схемами, моделями, включение игр, графических диктантов и пр.). Широко использую прием словотворчества. Осуществляя строгий контроль за утомляемостью детей на занятиях по грамоте, включаю в процесс занятия динамические паузы, оздоровительные упражнения, физминутки, элементы релаксации. В учебной зоне групповой комнаты оформлена «Улица с домиками, где живут звуки», изготовлены все необходимые пособия для работы с детьми.
Для того, чтобы дети успешно справлялись с поставленными задачами, необходима помощь родителей. Ежегодно в начале года на родительском собрании я знакомлю родителей с задачами по подготовке к обучению грамоте, с последовательностью обучения, объясняю им, что только терпеливое, грамотное, последовательное обучение может дать хороший результат.
В течение всего года даю родителям необходимые советы, провожу практикумы, устраиваю тематические выставки, показывая над чем в данный момент мы работаем, представляю родителям пособия по обучению, дидактические игры, демонстрационный и раздаточный материал, художественную литературу (загадки, скороговорки, потешки, чистоговорки, альбомы). В основном родители не имеют представления, каким образом готовить детей к чтению. Всё их обучение сводится к механическому заучиванию алфавита. Поэтому разъясняю о необходимости изучения звукового состава слов. Рекомендую, чем заинтересовать детей дома, какие игры можно провести по дороге в детский сад, во время уборки или приготовления пищи на кухне. Например: «Назови мебель, в названии которой слышится звук «р», одежду, название которой состоит из 2-х, 3-х слогов» и т. д.
В родительском уголке имеется наглядная информация, которая помогает родителям лучше ориентироваться в потоке информации, правильно отобрать то, что необходимо для обучения детей (рабочие тетради, материалы для подготовки руки ребенка к письму).
Ежегодно я приглашаю родителей на открытые занятия по грамоте, где они имеют возможность наглядно увидеть методы и приемы обучения, отметить успехи своего ребенка, оценить его способность к обучению. Всегда отмечаю родителей, заинтересованных в помощи ребенку, т. к. только при совместной работе детского сада и родителей по данному вопросу можно добиться хороших результатов.