Светлана Малышева
Сказка как средство при адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – первый период психического развития малыша и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.
Детский сад – это новый период в жизни малыша. Ребё нок впервые осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.
Публикация «Сказка как средство при адаптации к детскому саду» размещена в разделах
Вопрос о адаптации детей к Дошкольному Образовательному Учреждению всегда занимала в дошкольной педагогике ведущее место. Особую актуальность этот вопрос приобретает с 2013 года, когда происходят важные изменения в структуре дошкольного образования. Принятые Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» значительно изменили сложившуюся систему работы педагогов в дошкольных учреждениях. Как отмечает А. Н. Кулакова, «предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определённой суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, её социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Программа ФГОС ДО призвана обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических, физиологических особенностей.
Однако чтобы реализовать требования стандарта ФГОС в ДОУ необходимо создать условия для воспитанников в группе, без которых воплощение программы станет невозможным.
Процесс адаптации представляет собой определённую целостную систему, включающую в себя ряд структурных взаимосвязанных элементов или уровней: психофизиологических, социально – психологических и педагогических. Соотношение этих составляющих во многом определяет специфику течения адаптационных механизмов.
Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям. У малышей падает иммунитет, устойчивость к инфекциям, снижается психологическая устойчивость, ребёнок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.
Привыкание малыша к новым для него условиям в период адаптации в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду. Эмоциональное состояние малыша в период адаптации зависит от многих факторов: насколько педагоги смогут влюбить в себя ребёнка, родители поверят и "примут" воспитывающих взрослых в детском саду, сами будут готовы отдать ребёнка, подготовят его психологически и физиологически.
Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Социально – психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких психологов, как А. А. Бодалев, Г. А. Балл, Л. П. Гримак, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Н. Н. Березовина, О. Л. Берак, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной и многих других исследователей.
Одним из наиболее значимых средств, в том числе и работы по адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является сказка.
Она представляется «как средство трансляции опыта жизни от одного поколения к другому».
Сказка - необходимый элемент воспитания ребёнка. Она простым и доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, развлекает и утешает, мастерски пряча нравоучения и назидания под яркими красками сказочных историй. Сказка первый ориентир, по которому ребёнок, учиться строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Она действует на детскую душу очень тонко и деликатно, на уровне эмоций, переживаний и чувств, но, тем не менее, точно и прямолинейно ведёт его по намеченному пути познания жизни, не давая запутаться и заблудиться.
К сказкам обращались в своё м творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т. д.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребёнка к условиям общественного воспитания. Проблема заключается в поисках механизмов и наиболее эффективных условий, облегчающих адаптацию при поступлении детей в детское учреждение.