Светлана Грузд
Сказкотерапия для дошкольников. Виды сказок, методы сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия для дошкольников.
1. Зачем нужны сказки
Сказки, наряду с притчами, баснями и легендами, известны с тех пор, как возникло человечество. Старые народные сказки или сказки авторов, которые пользуются популярностью уже столетиями – это мудрые сказки, знания, накопленные и отраженные в них, это знания о мире, его закономерностях и понятиях.
Сказки могут нести такой посыл:
Публикация «Сказкотерапия для дошкольников, Виды сказок, методы сказкотерапии» размещена в разделах
• Познавательный (знакомят ребенка с миром, с его устоями и характерами);
• Воспитательный (понятия о добре и зле);
• Терапевтический (корректируют плохое поведение ребенка на примере сказочных персонажей).
С давних времен родители рассказывают детям сказки, используя каждый из этих методов сказкотерапии на подсознательном уровне. Современная психология установила, что сказками можно влиять на психологию детей и даже взрослых. Лечение сказкой не только полезно, но и очень интересно, что позволяет родителям самостоятельно заниматься такой терапией с детьми, требующими психологической помощи.
2. Виды сказок
Детская сказкотерапия направлена на такие действия:
• Учит детей различать добро и зло;
• Учит хорошим качествам, воспитывает;
• Исправляет изъяны в поведении;
• Указывает на неправоту ребенка и учит, как правильно поступить;
• Способствует доверию между детьми и родителями;
• Развивает фантазию ребенка.
Родителям агрессивных или нервных детей, тех, у кого что-то не получается или которые чего-то боятся, нужно пробовать сказкотерапию. Этот метод выявляет детские проблемы и источник переживаний, а затем подсказывает, как их решить. Если родители посетили детского психолога, то, как правило, он с первого приема сориентирует их на какие направления сказкотерапии нужно обратить внимание в каждом конкретном случае.
Таким образом, можно выделить такие виды сказок для сказкотерапии :
1. Воспитательные (акцент на добром персонаже и сопоставление его с ребенком);
2. Поучительные (акцент на негативном персонаже и сопоставление его плохих действий с действиями ребенка).
Применение сказкотерапии особенно хорошо действует на детей дошкольного возраста, когда их мозг еще мыслит только образами. Вообще, дети до 12 лет лучше воспринимают рассказы и сказки, обязательно с картинками, так как они очень эмоциональны. Восприятие мира и его законов намного лучше усваивается на зрительных примерах. Ребенок сопоставляет себя с героем сказки и перенимает его поведение. В этом возрасте закладываются стереотипы поведения и мышления. Поэтому выбор «правильных» сказок и их подача лежит полностью на родителях:
Важно контролировать увлечение ребенка сказками, который любит их читать сам, чтобы в старшем школьном возрасте у него не смешались понятия о сказочной и реальной жизни. Касательно дошкольников, им это еще не грозит, так как понятие о реальности у них как раз берется еще из примеров в сказках. Не нужно лишать ребенка «чуда сказки», запрещая с детства верить в волшебство, Деда Мороза или эльфов. Пусть ребенок насладится детством, слушает волшебные сказки, из которых также черпает знания о мире и добре. Чересчур «реалистичные» рассказы, лишенные чуда и волшебства не воспринимаются детьми и не научат их чувству прекрасного и доброго.
3. Сказкотерапия в дошкольных образовательных учреждениях
В детских садах и в специализированных ДОУ часто применяется сказкотерапия. При этом, детям читают сказку в группе, применяя разные методики.
Методики сказкотерапии в ДОУ :
• Чтение сказки воспитателем группе с дальнейшим обсуждением темы и персонажей;
• Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание ее;
• Разбор сказки, ее чтение группе и постановка заданий (нарисовать, о чем была сказка, нарисовать понравившегося героя, рассказать суть сказки и ее мораль, найти героя или действие в сказке, которое требует исправления и прокомментировать его);
• Переигрывание сказки (чтение оригинала сказки, а затем сочинение ее альтернативного содержания с исправленными недостатками героев).
Такие занятия по сказкотерапии очень полезны для детского восприятия и здоровой психики, ребенок учится, каким следует быть и как поступать правильно. Ребенок берет примеры из сказок и проецирует это на собственную жизнь.
4. Примеры сказкотерапии для родителей и их детей
Кроме занятий в садике или у детского психолога, сказкотерапия прекрасно используется в повседневной жизни родителями. Нужно почаще читать детям сказки или просто рассказывать их. Также существуют специальные сказки для сказкотерапии в аудиоформате, которые можно скачать и слушать на компьютере перед сном.
Сказки могут делиться на :
• Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);
• Волшебные (Приключения Аладдина, Кот в сапогах);
• Поучительные (Снежная королева, Золотая рыбка);
• Героические (сказка о Змее Горыныче и богатырях, Сивка-Бурка).
Родители могут читать или пересказывать ребенку поучительные авторские сказки специалистов по детской психологии, например, специальные сказки для воспитания характера компании «Умница» (о них подробнее можно почитать здесь, а также придумывать свои собственные.
Остальные виды сказок можно найти в сказках народов мира, всем нам известных сказочников, и, конечно же, используйте русские народные сказки.
Аудиосказки современных авторов для сказкотерапии можно найти в Интернете. Печатные издания сказок для терапии можно найти у авторов издательства Речь, Эксмо-пресс, Златоуст и т. д.
Воспитательные и поучительные сказки можно «примерять» на своего ребенка. То есть главный герой должен отражать проблему ребенка (в поучительной сказке) или развивать в нем хорошие качества (воспитательная сказка).
5. Алгоритм сказкотерапии
Родители должны придерживаться такого алгоритма, рассказывая ребенку поучительную сказку :
1. Определить проблему ребенка, причину, по которой он плохо себя ведет.
2. Выбрать сказку с главным героем, который похож на вашего ребенка: внешностью, характером, местом проживания. При этом, отрицательный герой не должен прямо ассоциироваться с ребенком, а только косвенно.
3. Рассказать историю, в которой этот герой совершает нехороший поступок (или чего-то боится).
4. Описать реакцию на это окружения героя, их обиду (или отсутствие причины страха).
5. Повернуть сюжет сказки так, чтобы герой понял, что вел себя не правильно и обидел этим других (понял, что его страхи были беспочвенны).
6. Придумать положительный финал.
7. Обсудить с ребенком сказку, пусть прокомментирует действия героя и то, как надо все исправить.
Рассказывая сказку в воспитательных целях, можно использовать такие примеры:
• Как нужно помогать старшим;
• Вежливые слова;
• Правила поведения;
• Как добро всегда побеждает зло, а злые герои получают по заслугам.
Алгоритм воспитательной сказки похож на поучительную, только в ней нужно смелее связывать главного положительного героя с ребенком, акцентировать внимание на то, какой он молодец, что правильно поступает, а все вокруг довольны им.