МААМ-картинки

Виды наблюдений для дошкольников

Ольга Черенкова
Виды наблюдений для дошкольников

1. Понятие "распознающее наблюдение".

Наблюдение это непосредственное восприятие какого-либо объекта или явления. Распознающее наблюдение - самое первое и основное для дошкольников. На его основе развиваются другие виды наблюдения. А появление новых видов наблюдения – это показатель развития деятельности наблюдения.

Цель в распознающем наблюдении – суметь ответить на задаваемые вопросы – кто это, что это, каково оно, каково его основные свойства, качества, проявления, взаимодействия с окружающим и т. д.

Публикация «Виды наблюдений для дошкольников» размещена в разделах

Распознающее наблюдение это весьма сложная познавательная деятельность, в которой неразделимы сенсорные процессы, мышление и речь. Но ведущая роль принадлежит сенсорным процессам.

Использовать это наблюдение лучше при ознакомлении с новыми для ребенка предметами и явлениями природы или перед предстоящей продуктивной деятельностью. Здесь очень важно устойчивое, произвольное внимание, сосредоточенность ребенка на объекте наблюдения. Важны исследовательские действия детей с применением различных видов восприятия, то есть ребенок может ощупать, осмотреть со всех сторон наблюдаемый объект, иногда даже задействовать слух, обоняние, и даже вкусовые анализаторы. Тогда ребенок и получает более полную информацию о наблюдаемом объекте или предмете.

Во время непосредственного восприятия решается основная задача – распознать, установить признаки и свойства. Распознающее наблюдение применяется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

2. Особенности проведения распознающих наблюдений с раздаточным материалом в ДОУ.

2.1. Структура распознающих наблюдений.

Наблюдение состоит из трех структурных компонентов, с различными функциями.

1. Начало наблюдения.

Задача первого этапа – мотивация детей. Для этого воспитатель может воспользоваться словесными и действенными приемами, которые вызовут интерес к предстоящему наблюдению : это призыв вместе посмотреть что-то интересное, новое, чего дети еще не знают, использовать загадку-описание или загадку-действие о предмете наблюдения : "Пойдемте со мной там что-то интересное! А вот что смотреть - я вам покажу руками, а вы отгадайте". Возникновение положительных эмоций и готовность слушать воспитателя - обеспечены. К тому же важно расположение объекта наблюдения в хорошо обозреваемом и доступном для детей месте.

2. Основная часть.

Задача данного этапа - обеспечить детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержания наблюдения.

Здесь нужно задать детям вопросы репродуктивного, поискового или обобщающего характера. Если дети затрудняются с ответом педагог задает уточняющие, по-другому сформулированные вопросы, но не спешит ответить за детей. Важно похвалить за самостоятельный поиск информации, одобрение вызывает радость и воодушевит детей на продолжение наблюдений.

Можно использовать игровые, обследовательские, трудовые и поисковые действия, возможен показ образца действия, указания и разъяснения будут также к месту. Снимет напряжение кратковременная двигательная активность.

3. Завершение наблюдения.

Задача - подведение итога наблюдения, обобщение полученных знаний. Завершающий этап должен быть ярким, эмоциональным, чтобы детям в следующий раз самим захотелось наблюдать, без каких-либо специальных приемов. Здесь воспитателю в помощь художественное слово - он может прочесть стихи, напеть песенку, загадать загадки, вспомнить пословицы и поговорки. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Так формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы.

2.2. цель распознающих наблюдений.

Цель наблюдения - формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений). Наблюдение весьма эффективное средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Наблюдая ребенок удовлетворяет потребность в познании окружающего мира.

2.3. Особенности проведения распознающих наблюдений в разных возрастных группах.

Младшие группы. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Поэтому лучше первые наблюдения организовывать за животными, а не за растениями.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание, прежде всего на его поведение: "Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?"

И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: "Чем покрыто тело? Какие ноги -- длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет?"

Обследование объектов помогает выделить их сенсорные признаки. Можно погладить и определить, пушистая или гладкая шерсть у свинки. Воспитатель использует и подражание движениям, звукам.

Во второй половине года в ходе наблюдения в младшей группе можно использовать сравнение. Малыши увидят, что животные и растения отличаются друг от друга по величине, цвету, характеру движения и т. д. Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к животным, растениям, так малыши получают большую радость от общения с природой. В конце наблюдения можно спеть песенку, прочитать стихотворение, связанные с темой наблюдения, или поиграть в такую игру, где действует соответствующий персонаж.

Наблюдения за животными и растениями в младших группах следует проводить неоднократно. Полезно их повторять как со всей группой, так и с небольшими подгруппами и даже индивидуально. Очень хорошо, если наблюдения связываются с игрой, изобразительной деятельностью.

Средняя группа Теперь во время наблюдения каждый ребенок (или небольшая группа в 2—3 человека) получает объект (или несколько) для индивидуального рассматривания. Это наблюдение с использованием раздаточного материала. Наблюдение начинается с постановки воспитателем познавательной задачи. Важно задавать вопросы, направленные на установление детьми элементарных связей и отношений между объектами природы, так называемые поисковые вопросы. Нужно уделить внимание формированию у детей умения рассказывать о результатах наблюдения, сравнению объектов по признакам различия и сходства.

В средней группе начинают использовать и личный опыт детей. В ходе наблюдения в средней группе рекомендуется использовать художественное слово. Можно предложить детям вспомнить известные им стихи и прочитать их сверстникам. В ходе наблюдения они могут покормить рыбку (птичку, помыть кормушку (поилку) и т. д.

У детей формируются представления о наблюдаемом объекте, знания о некоторых способах ухода за ним, бережное отношение.

Завершая наблюдение, с помощью вопросов выясняется, как дети усвоили знания. Вопросы должны быть интересны ребятам и вести к обобщению полученных знаний.

Результат наблюдения - практическая деятельность детей: отражение наблюдаемого объекта в рисунке, уход за ним в уголке природы. В средней группе более широко, нежели в младшей, проводятся наблюдения за растениями. Рассматривание растений можно организовать во время труда: например, предложить детям рассмотреть семена перед посадкой.

Старшая группа Наблюдение становится более планомерным. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения. Знания, навыки и умения детей усложняются. В старшей группе воспитатель знакомит детей с новыми объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении, и с теми, которые обитают в других климатических зонах. Устанавливаются связи между внешним видом животного, его образом жизни и средой обитания. Организуются наблюдения и с использованием раздаточного материала. Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи, например: "Сегодня мы будем рассматривать попугайчиков, чтобы научиться за ними ухаживать". Затем воспитатель задает детям разнообразные вопросы: когда ребенок должен узнать и различить внешние признаки объекта: кто это? Какие части тела есть у птиц? Более сложные вопросы заставляют ребенка припомнить то, что он видел раньше.

Широко применяют поисковые вопросы, направленные на установление связей и отношений: почему у попугая клюв короткий, сильный, загнутый в виде крючка? Какой корм может есть попугай? Почему попугай легко лазает по стенкам клетки? Воспитанникам старшей группы предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов.

Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети отражают в речи, используют в различной деятельности (трудовой, изобразительной и т. д.).

Подготовительная к школе группа Организуя наблюдение с детьми этого возраста, воспитатель подбирает материал, способствующий систематизации и обобщению знаний, помогающий видеть в объектах и явлениях природы существенные признаки. На основе выделения этих существенных, общих признаков у детей формируются элементарные понятия: "животные", "растения", "живое", и т. д. Педагог помогает воспитанникам увидеть общие закономерности между средой обитания и внешним видом растений и животных, между условиями существования и их потребностями, образом жизни.

Наблюдение становится более самостоятельным. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос-задание, требующее от детей умения наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднений, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Чаще, чем в старшей группе, педагог использует сравнение по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий.

С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Воспитатель с помощью вопросов побуждает детей к осознанию способа получения знаний: как ты об этом узнал? Проверь. Широко используются трудовые действия, обеспечивающие формирование навыков и умений по уходу за растениями и животными. Хорошо, если воспитатель загадывает детям загадки, читает стихи, рассказывает интересные истории, так как все это способствует расширению знаний дошкольников. Особое место среди педагогических методов и приемов занимают вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Публикации по теме:

Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Фомина Н. А. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка.

Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»Мастер-класс для родителей группы детей с ЗПР «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» «Нетрадиционные виды аппликации, как средство развития творчества дошкольников» Техника торцевания. Тема: "Гиацинты в вазе" Цель мастер-класса:.

Презентация-викторина для старших дошкольников «Зимние виды спорта» Ребята, мы с вами сегодня поговорим о зимних видах спорта. Зимний вид спорта — такой вид спорта, в который играют во время холодных зимних.

Виды наблюдений для детей раннего возраста (осень) Виды наблюдений. Сентябрь. Вид наблюдения Программное содержание словарь опыты Художествен ное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА НЕБОМ,.

Виды наблюдений для детей раннего возраста на лето Виды наблюдений. Июнь. Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художествн ное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА СОЛНЦЕМ (несколько.

Виды наблюдений для детей раннего возраста (весна) Виды наблюдений. Март. Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художествен ное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА СОСТОЯНИЕМ.

Виды наблюдений для детей раннего возраста (зима) Виды наблюдений. Декабрь. Вид наблюдения Примерное содержание словарь опыты Художественное слово ЗА ЯВЛЕНИЯМИ ПРИРОДЫ. 1. ЗА ВОДОЙ (ВЫНЕСЕНУЮ.

Виды наблюдений на прогулке 1. Наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными.

Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию статью "Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников". Вопросы формирования.

Виды труда дошкольников Тема: «Виды труда дошкольника». Воспитатель Кондакова Юлия Ивановна Содержание 1. Введение 2. Виды труда дошкольников 2.1 Самообслуживание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Виды наблюдений для дошкольников
Опубликовано: 30 октября 2017 в 18:19
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД