Получи документы

Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников

Лариса Пятерникова
Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию статью "Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников".

Вопросы формирования детского словесного творчества исследовались рядом ученых, разработавших тематику и виды творческого рассказывания, приемы и последовательность обучения. Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников» размещена в разделах

Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире. У них возникает возможность действовать по замыслу. Творческое воображение в дошкольном детстве обладает наибольшей пластичностью и наиболее легко поддается педагогическим воздействиям.

Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом и выражается в различных формах рассказов, сказок, стихов, загадок, небылиц, словотворчестве: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ.

Термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами, т. к. элемент творчества есть в любом детском рассказе.

Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица, опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача – точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.

В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

В соответствии с программными требованиями мы в группе систематически проводим занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, в индивидуальных беседах, а также на НОД.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих

рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера, сказки, описание картин: также выделяют варианты творческого рассказывания, в зависимости от использования приема воспитателем. Рассмотрим некоторые:

рассказы реалистического характера

«Как Миша варежку потерял», «Первый день Тани в детском саду», «Приезжайте в наш город» и т. д.

рассказы на темы из личного опыта

«Как мы играли зимой на участке», «Моя любимая игрушка», «Моя семья» и т. д.

Основой для развития этого вида рассказывания служит повседневная жизнь детей. Темы для своих рассказов они черпают в играх, прогулках, экскурсиях и т. д. Рассказы из опыта доступны и интересны детям, обогащают их речевую деятельность, доставляют радость общения. Обучая детей рассказыванию на темы из опыта, мы заботимся о том, чтобы они излагали свои мысли последовательно, толково, понятно для других детей, говорили выразительно, не торопясь, достаточно громко; учим пользоваться точными словами и словосочетаниями, элементами образной речи; следим за грамматической стороной изложения.

В рассказывание из личного опыта удобно тем, что можно использовать в разные режимные моменты, а не только на занятиях, но и во время индивидуального общения с детьми.

рассказы по аналогии

совместное составление рассказа по предложенной педагогом сюжетной схеме (вопросам 3-4) и подражание писателю-автору полюбившегося рассказа (аналогия по литературному образцу). Заимствуя замысел, ребенок самостоятельно разрабатывает сюжет своего рассказа, делает героями новых лиц. Выделяют сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев).

Например:

Изменить сказку «Репка», создать новую ситуацию: как репка спасла деда (использование метода фантограммы, в сказке «Красная Шапочка» изменить действия девочки (пробежала, шла медленно, как черепаха, или в сказке «Колобок» поменять характер героя, колобок был добрым стал злым и т. д.

Придумывание завершение рассказа (начало, продолжение, середину) (воспитатель сообщает начало рассказа, его завязку, события и героев придумывают дети) реалистического или сказочного.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя

большая самостоятельность в развитии содержания; В выходной день наша семья (папа, мама, я и брат.) отправилась. (на дачу, рыбалку, в лес и т. д.). Папа взял с собой., мама —. А я захватил с собой. Мы ехали на/в. (поезд, машина и др.). Там. (где) очень красиво. Рядом есть. (лес, озеро, река). Мы ходили в на. за. (Что было дальше). Домой мы вернулись. Мне очень поправилось на/в.

Дети заканчивают предложения. Затем педагог объединяет их высказывания в законченный текст, который используется как образец для составления своих вариантов рассказа.

Составление рассказа на предложенную тему (без плана, как усложнение выбор собственной темы

Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.

Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.

Для показа часто используем наборы — комплекты. Дети группируют игрушки и предметы по общим признакам, описывают их на основе сравнения.

Задание рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть ее детали, отметить цвет, величину и т. д. Дети учатся наблюдать и фиксировать в словах, в речи то, что они видят, слышат, осязают. Дети упражняются в выборе точных слов-обозначений, учатся контролировать свою речь, степень ее соответствия описываемому объекту и его признакам. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной. Ребенок выступает автором, выбирает содержание и форму, тема должна эмоционально настраивать, некоторые рассказы могут объединяться в серию по темам.

Сказки

Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом дети пробуют придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами, сначала о животных так как это им наиболее близко, затем по картинам, и необычными способами от кружка, точки, треугольника и т. д. Так постепенно совершенствуется их словесное творчество. Например: «Рамки» - дети рисуют своих персонажей из кружочков, точек и придумывают с ними сказку; «Салат из сказок» - объединяются 3 сказки (персонажи, какие то события, конец, начало, текст и т. д., т. е. они перемешиваются) в одну; «Жили – были» - берутся персонажи из знакомых сказок, мультиков и придумывается новая история с ними, это усложненный вариант, а более простой задаются вопросы и по вопросам составляется сказка с постепенным продолжением, концом.

Описание картины

Важное значение в системе обучения творческому рассказыванию имеют занятия описание картины и наиболее сложные, из всех видов обучения творческому рассказыванию детей.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой

и мыслительной активностью детей. Поэтому ребенок может самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные,

но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины.

Рассказывание по сюжетным картинам (Друзья, Дети севера, Вот так, покатался и т. д.)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (каждый ребенок сочиняет рассказ по отдельной сюжетной картинке 4 шт., которые постепенно показываются, дополняя друг друга, в конце объединяются все рассказы детей в единый творческий рассказ, придумывается название)

Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: способствовать развитию умения детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Например:

• фантастическое преобразование содержания (Что было до, что будет после события, Чего не может быть)

• рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой (прием эмпатии: ребенок представляет себя в роли объекта и рассказывает от 1 лица: я мел).

Ребенок может представить себя волшебником.

Например:

Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).

Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).

Волшебник Могу Все-Могу Только (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).

Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное).

Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов)

Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно.

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют загадки, небылицы, считалки. Как правило это проходит в виде игры «Сочинить стихотворение на основе знакомого», «Подбери наиболее подходящее слово» и др.

При проведении того или иного занятия в зависимости от тематической недели, мы стараемся подобрать наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов (игры, игровые ситуации, сюжетные картинки, картины, игрушки, зарисовки, штриховки и т. д.) с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия. Н-Р: «Начни, продолжи, закончи», «Определи начало произведения», «Найди повторы», «Подбери слово, похожее по звучанию», «Закончи фразу», «Найди одинаковые хвостики в словах» и др.

Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Всем творческих успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Внедрение современных технологий воспитания и обучения старших дошкольников с РАС 1. Актуальность Детский аутизм - проблема не новая на сегодняшний день. И в нашей стране, и за рубежом за последние годы появилось много.

Программа по творческому развитию дошкольников «Волшебный клубок» . Содержание I. Пояснительная записка. 3 1.1. Актуальность Программы. 4 1.2. Цели и задачи реализации Программы. 4 1.3. Принципы и подходы.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по обучению творческому рассказыванию. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по развитию речи в старшей группе по обучению творческому рассказыванию Тема:.

Мастер-класс с педагогами «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию». ФотоотчетМастер-класс с педагогами «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию». Фотоотчет В апрели, я провела мастер-класс с педагогами нашего детского сада по теме "Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию".

Методическая разработка обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Методика обучения рассказыванию по игрушкам в младшем дошкольном возрасте. Во время обучения рассказыванию об игрушках занятие должны проходить.

Опыт работы «Развитие речи старших дошкольников посредством вовлечения в разнообразные виды деятельности» «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого он – засушенный.

Открытое занятие в старшей группе «Методика обучения рассказыванию из личного опыта» Программные задачи: учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени; добиваться четкого произнесения слов, фраз; систематизировать.

Работа по творческому рассказыванию на основе сказочного материала.Работа по творческому рассказыванию на основе сказочного материала. Обучение творческому рассказыванию на основе сказочного материала – сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Дети.

Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин Тезисы: «Развитие связной речи старших дошкольников в процессе обучения рассказыванию по серии сюжетных картин» Ахметзянова А. Н. 942у группа.

Виды труда дошкольников Тема: «Виды труда дошкольника». Воспитатель Кондакова Юлия Ивановна Содержание 1. Введение 2. Виды труда дошкольников 2.1 Самообслуживание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды обучения творческому рассказыванию старших дошкольников
Опубликовано: 9 августа 2017 в 09:46
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД