Людмила Кондратьева
Сказкотерапия как средство развития речи и личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как средство развития речи и личности дошкольника
Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.
Публикация «Сказкотерапия как средство развития речи и личности дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.
1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой
выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо- ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.
4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децецтрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.
5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.
Как же читать сказку детям?
Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным.
1. Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Приучайте детей аккуратно рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо — в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте».
6. Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. 8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.
7. Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания.
8. Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки : дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.
Таким образом, сказкотерапия способствует развитию творческого мышления, совершенствованию всех сторон речи ребенка, развитию фантазии, воображения, образному мышлению.
Литература
1. Микляева Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. М., 2010.
2. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., 2007.