Олеся Шахова
Словесные игры для развития логики и мышления для 2–3 лет
Интерактивные стишки
Цель: интерактивные стишки расширяют словарный запас, развивают внимание, учат слушать и быстро переходить к совершению определённых действий.
Описание: воспитатель или родитель рассказывает стишок. Задача ребёнка дослушать до конца и начать совершать заранее оговорённое действие после окончания. Например, убегать от играющего роль козы рассказчика после слов «забодает — забодает — забодает». После нескольких повторений один из детей может играть роль рассказчика и повторить последнее четверостишье, дав сигнал к действию.
В качестве интерактивных стишков можно использовать любые детские стихи. Рассказываете стишок про лягушку? Пусть дети в конце стихотворения сделают несколько выпрыгивания из приседа, изображая лягушку. Рассказываете стишок про бычка, который идёт и качается, пусть дети в конце стиха изобразят падение на пол аккуратно садясь.
Угадай, что это?
Цель: обучающая игра развивает логическое мышление и внимательность.
Описание: загадайте ребёнку образную загадку о предмете, находящемся поблизости. Пусть малыш попытается угадать, о чем идёт речь. Можно играть в игру на прогулке или во время поездки, описывая с помощью простых загадок увиденные предметы. Примеры загадки: «Он у норки мышку ждёт, весь пушистый, рыжий» (кот). Ещё пример: «Встаю я рано поутру и кричу «ку-ка-ре-ку» (петух).
Запоминайка
Цель: дидактическая игра развивает память, ассоциативное мышление, расширяет кругозор и словарный запас.
Описание: назовите ребёнку 5-8 слов из одной категории в определённой последовательности показывая соответствующие картинки. Например: «Птицы: ворон, воробей, голубь, синица, снегирь, ласточка». Попросите малыша запомнить слова. Повторите слова несколько раз, чтобы ребёнок лучше их запомнил и смог повторить. Дайте рассмотреть картинки и акцентируйте внимание на название каждой. Желательно, чтобы ребёнок смог назвать больше половины из названных слов.
Назови одним словом
Цель: дидактическая игра развивает логическое и аналитическое мышление, учит обобщать, расширяет словарный запас и познания об окружающем мире.
Описание: называйте ребёнку несколько слов, связанных общей темой. Например: медведь, лиса, волк, заяц, рысь. Попросите малыша назвать всех одним словом. Все вышеназванные — относятся к животным.
Чем похожи? Чем отличаются?
Цель: Игра учит анализировать, обобщать, развивает речь и стимулирует использовать полученные знания об окружающем мире.
Описание: покажите, опишите или назовите два явления, предмета или существа. Спросите у ребёнка: чем они похожи? Например, чем похожа кошка и собака? Или спросите: в чём отличие? Например, чем отличается кресло и стул. Дети 3-х лет смогут назвать 1-2 отличия, или то чем предметы похожи. Если малыш не может найти различия и схожести, подсказывайте ему.
Интерактивные сказки
Цель: игра учит малыша внимательно слушать истории, анализировать происходящие события и принимать решения за героев.
Описание: рассказывайте ребёнку сказку или историю. В определённый момент спросите его, что должен сделать герой дальше? Продолжайте сказку или рассказ, отталкиваясь от решения ребёнка. Таким образом, малыш разовьёт своё воображение и научится строить причинно-следственные связи.
Игра в ассоциации
Цель: развитие ассоциативного и образного мышления.
Описание: назовите слово, а потом попросите ребенка назвать ассоциации. Например: солнце – тепло. Или трава – лето. Продолжайте называть ассоциации, пока ребёнок не устанет. Игра развивает ассоциативное мышление, расширяет словарный запас, стимулирует развитие памяти и речи.