МААМ-картинки

Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение

Щербатова Елена Александровна
Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение
▼ Скачать + Заказать документы

Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение

Казалось бы, всем педагогам, психологам, да и родителям уже так много известно и написано об адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но до сих пор, это вызывает как у педагогов, так и у родителей много вопросов. Сегодня родители маленьких дошколят начинают водить в детски сад в основном с 2-х лет. Прописная истина, что период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Публикация «Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение» размещена в разделах

Поступление малыша в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, распорядка дня, характера питания, системы поведенческих реакций крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Нельзя не сказать, что на процесс адаптации ребенка влияют уровень психического и физического развития, состояние физического здоровья, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности ребенка, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям[1]. Все педагоги, да и родители понимают, что адаптационный период к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Существуют несколько категорий детей по разному типу адаптации. У первой группы детей адаптационные проблемы начинаются сразу. Вторая группа детей нормально ходит в детский сад первые 2-3 недели, а затем появляются сложности (отказ посещать сад, отказ отпускать родителей, регресс навыков и т. д.). А у детей третьей группы адаптация происходит без видимых изменений[1].

К большому сожалению родителей, как пройдет процесс адаптации у ребенка заранее определить заранее невозможно. Казалось бы, ребенок активный, оптимистичный, общительный, но процесс адаптации может также тяжело проходить как и у спокойного, тихого и стеснительного ребенка. Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей, по которым можно дать четкий ответ и прогноз чего же ожидать родителям в этот период. Для каждого ребенка этот процесс очень индивидуален и зависит от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы, типа детско-родительского взаимодействия и др.

Следует отметить, что наибольшие трудности в адаптации испытывают дети с ослабленным здоровьем, не имеющие навыки самообслуживания, быстро устающие от шума, с трудом засыпающие днём, имеющие неустойчивый аппетит. Чрезмерно опекаемые дети, тревожные также тяжело привыкают к детскому саду. В соответствии с теорией И. П. Павлова о типах темперамента можно говорить, что легче приспосабливаются к новым условиям сангвиники и холерики, тяжелее – флегматики и меланхолики.

Учитывая важность психического здоровья ребенка во время адаптации к дошкольному учреждению, каждому родителю и педагогу следует учитывать, что если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев, следует обязательно обратиться за помощью к психологу. Для понимания существа этого вопроса возможны следующие проявления адаптации у детей : это и нарушения сна (дневного и ночного, нарушение аппетита (отказ от еды, избирательность в блюдах); нарушения эмоционального состояния (ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным, грустным); нарушения поведения (слезы, истерики, капризы, отказ от любой деятельности в садике); регресс навыков (недержание мочи, отказ есть самостоятельно); ухудшение здоровья.

Вместе с тем, для предотвращения и профилактики негативных проявлений, представим примеры педагогических идей для организации педагогического процесса: можно рекомендовать воспитателям подготовить фонотеку со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями, картотеки художественного слова на все режимные моменты для того, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки в группе. Также педагогу, воспитателю ДОУ при наборе детей в группу, например, следует оформить папку передвижку, с описанием основных проявлений у детей во время адаптации к садику. Хотелось бы рекомендовать воспитателю завести в группе фотоальбом, в котором будут находиться семейные фото каждого ребенка, либо другой вариант, у каждого ребенка свой маленький фотоальбом, который он сможет открыть, когда ему вдруг станет грустно, там он увидит маму и папу, успокоить его, поговорив о том, что они как выполнят свои дела, освободятся обязательно его заберут домой. Можно провести беседу о том, какая добрая и красивая мама, трудолюбивый папа, о бабушке, дедушке. Казалось бы, уже известные истины, но периодически следует актуализировать эти знания у родителей маленьких дошколят.

Вместе с тем в процессе адаптации ребенка особое внимание уделяется работе с родителями. Целесообразно отметить, что при взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов : целенаправленность, систематичность, плановость; дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; возрастной характер взаимодействия с родителями; доброжелательность, открытость.

В этой работе выделяются следующие направления: подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему; организация жизнедеятельности детей в период адаптации; контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений[2].

Представим некоторые рекомендации для педагогов и родителей ребенка к детскому саду, которые порой остаются незамеченными, но важными в период адаптации.

1. В период подготовки, в соответствии с календарем профилактических прививок, продолжается вакцинация ребенка, однако, планируя ее, целесообразно их делать не в детском саду, а в поликлинике, дабы, не наносить психологическую травму и впечатление о детском саде, как месте, где делают больно. В период адаптации ребенку, не рекомендуется проводить прививки. Первая профилактическая прививка в ДОУ назначается по окончании периода адаптации, но не ранее чем через месяц после поступления ребенка.

2. Следует подчеркнуть о необходимости формирования у ребенка навыков самообслуживания. Для облегчения адаптации ребенка к детскому коллективу рекомендуются прогулки и игры совместно с другими детьми, посещение групповых занятий, участие в детских коллективных мероприятиях. Нельзя не отметить, что малыш, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков) не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно скажется на его самочувствии.

3. Если ребенок, поступающий в ДОУ, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детский сад. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на «работу», помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность [3]. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу (см. ниже).

4. Для облегчения адаптации детей рекомендуется постепенное формирование групп вновь поступающими детьми (не более 3 детей в неделю, укороченное пребывание ребенка в ДОУ (начиная с 2–3 часов) с постепенным увеличением на 1–2 часа в день в зависимости от поведения малыша.

5. Следует обратить внимание, что находиться с ребенком в группе, кормить его там, а тем более укладывать спать не рекомендуется. Малыш должен знать, что в детском саду этим занимается воспитатель.

6. Формирующиеся группы должны быть в первую очередь обеспечены младшими воспитателями, чтобы у педагога оставалось больше времени на работу с детьми и с родителями. В этих группах следует избегать частой смены воспитателей и перевода ребенка из одной группы в другую.

7. В период адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать, следует разрешить принести в сад любимую игрушку, кружку, пижаму и т. д.

8. Для предупреждения формирования у малыша защитно-оборонительных реакций запрещается насильно кормить его и укладывать спать, проводить какие-либо травмирующие или непривычные для ребенка процедуры – стричь ногти, волосы, полоскать горло, чистить зубы, выполнять закаливающие процедуры.

9. В помощь воспитателю применимы приемы: ласковое обращение к ребенку, общение «лицом к лицу», периодическое пребывание малыша на руках, тактильный контакт (поглаживание, ласковые прикосновения). Если ребенок очень привязан к маме, сильно плачет, отказывается есть, рекомендуется рассмотреть вопрос о ее кратковременном присутствии (при соблюдении санитарно-противоэпидемического режима) в первые 3–4 дня в группе.

10. Когда мама придет в группу (рекомендовать в конце рабочего дня, выйдете ей навстречу, познакомьтесь с ней. Пригласите маму осмотреть группу, покажите шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что педагоги следят за вещами детей. Затем пригласите её в группу, обратите внимание на игрушки, пособия, книги. Расскажите, что вы будете с детьми играть, рисовать, петь и танцевать, читать и рассказывать им сказки. Покажите маме спальню. Покажите туалетную комнату, обратите внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце. Познакомьте маму с режимом дня в детском саду, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада. Узнайте у мамы о переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера. Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка: как называют ребенка дома; чем ребенок любит больше всего заниматься; особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей; какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т. д. ;

10. Порекомендуйте родителям, чтобы одновременно с определением ребенка в ДОУ не начинали занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.

11. Для ребенка с затрудненной адаптацией к ДОУ рекомендуется пребывание дома в среду или четверг, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [2].

12. Возвращаясь в дошкольное учреждение после болезни, возможно, придется начинать все заново, хотя не так остро и долго.

13. Для уменьшения психоэмоционального напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций могут быть рекомендованы ванны с использованием отваров валерианы или пустырника [3].

14. Объясните родителям, что желательно, чтобы дома была максимально стабильная обстановка. До тех пор пока не закончится адаптация в идеале, нежелательно, чтобы в доме не было никаких перемен - отъезда-приезда дальних родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребенку). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе питания. Уменьшите нагрузку на нервную систему - отмените на время развивающие занятия, сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к вам и ваши к ним.

15. Предложите родителям, придумать ритуал, когда они идут в детский сад или забирают его. Этот момент должен быть особенным, приятным.

16. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребёнок идёт в детский сад, там ему будет хорошо, о нём будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошёл в садик».

17. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование. Все перечисленные особенности, а также ременное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, даже в том случае, если они противоречат установленным в ДОУ правилам, помогает облегчить адаптацию маленького дошколенка.

Для родителей рекомендуйте почитать книги: Лиана Шнайдер «Конни идёт в детский сад»; Юстина Беднарек «Дуся и Поросёнок Бобк. Первый день в детском саду»; Анастасия Грецкая «Макс в детском саду. Советы маленького динозаврика»; Татьяна Рабцева «Вовка идёт в детский сад»; Катажина Козловская «Правила поведения. Идём в детский сад».

Во многом от наших психолого-педагогических знаний и грамотной тактики, зависит протекание адаптационного периода маленького ребенка в детском саду. Сроки этого периода строго индивидуальны, привыкать малыш может неделю-две, а может и около полугода. В целом, редкие дошкольники сталкиваются с так называемой дезадаптацией. В таком случае, нужна консультация психолога или же просто время. Здесь в соответствии с опытом, рекомендуется отдать ребенка в дошкольное учреждение через год. Возможно, за это время он подрастет, получит новые навыки и проще справится с такой задачей.

В заключение хочется сказать всем педагогам и родителям: ваша любовь, терпение поможет ребенку пережить это непростое время. Дайте почувствовать малышу, что он для родителей - самое дорогое существо на свете, и ни на минуту не позвольте ему усомниться в этом; педагогу, что этот маленький человек – уже личность.

Список литературы:

1. Жданова Л. А., Русова Т. В., Сорокина А. В., Селезнева Е. В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации детей к образовательным учреждениям. Иваново, 2000. – 52 с.

2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. Санкт-Петербург. Союз. 1997. – 224 с.

3. Образцова Л. Н. Не хочу идти в детский сад: маленькие подсказки для родителей. М., АСТ, СПБ, Сова, 2005. – 138 с.

4. Овсепян К. Р. Я иду в детский сад (проблемы адаптации). Издательский дом «Карапуз», 2002. – 27 с.

Публикации по теме:

«Листопад». Конспект адаптационного занятия для детей первой младшей группы«Листопад». Конспект адаптационного занятия для детей первой младшей группы «Листопад» Адаптационное занятие для детей первой младшей группы (на основе адаптационных занятий А. С. Роньжиной) Цель - оказание помощи.

Конспект адаптационного занятия для детей первой младшей группы «Прогулка в осенний лес»Конспект адаптационного занятия для детей первой младшей группы «Прогулка в осенний лес» «Прогулка в осенний лес» Адаптационное занятие для детей первой младшей группы (на основе адаптационных занятий А. С. Роньжиной) Цель - оказание.

«И вновь о тюльпанах». Творчество детей«И вновь о тюльпанах». Творчество детей Продолжая тему о тюльпанах, хочется рассказать, что появление цветка в 17 веке в Европе произвело фурор. Европейцы обожествляли цветок.

Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос»Конспект адаптационного занятия для детей группы раннего возраста «К ребятам в гости пришла собачка Барбос» Цели игрового занятия: 1. Совершенствовать концентрацию и устойчивость внимания; 2. Закреплять знания детей о новой игрушке (собачка); 3.

Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.

Наглядное пособие «Театр из фетра» по потешке «Тень-тень-потетень» для адаптационного периода к детскому саду детей 1,5–3 летНаглядное пособие «Театр из фетра» по потешке «Тень-тень-потетень» для адаптационного периода к детскому саду детей 1,5–3 лет Как все мы знаем адаптационный период в ДОУ - это очень важный и иногда тяжелый этап в жизни каждого ребенка. Главная задача педагога.

Видеоотчет о выпускном «Вот и промчалось дошкольное детство» в подготовительной группе Под музыку"Кружится пусть вальс. " входят дети. Наш любимый, наш красивый, Наш чудесный детский сад! Ты сегодня в путь счастливый Провожаешь.

Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство»Сценарий выпускного «Вот и промчалось дошкольное детство» 1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали.

Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития»Эссе «Дошкольное образование: будущее и перспективы развития» Дошкольное образование будущее и перспективы развития. «Время есть величайший из новаторов», — говорил английский философ Френсис Бэкон.

«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода Все мы знаем, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. В этот период необходимо всем, включая педагогов проявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение
Опубликовано: 17 января 2023 в 11:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сложности адаптационного периода детей, вновь принятых в дошкольное учреждение» (включая файлы) размещена пользователем Щербатова Елена Александровна (УИ 1814807) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД