Татьяна Коваленко
Консультация «Слушание классической музыки как безграничная возможность развития детей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Слушание классической музыки – как безграничная возможность развития детей дошкольников.
Или рассказ о том, как дети вдохновили меня на сочинение сказок под музыку великих композиторов.
Тезисы сообщения:
Публикация «Консультация „Слушание классической музыки как безграничная возможность развития детей дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Слушание, как вид музыкальной деятельности интересен как взрослым, так и детям. Да, это не всегда так. Что мы как музыканты можем с делать в этом направлении. Значение слушания классической музыки и развитие в этой деятельности дошкольника трудно переоценить. Главная задача музыкального руководителя вызвать интерес к этому виду деятельности, т. е. сделать так, чтобы музыка стала осмысленной.
Если просто и доходчиво рассказать детям музыку, им это станет по -настоящему интересно, правда при этом, музыкальные занятия грозят превратиться только в лекторий по слушанию музыки. Я обратилась к научной литературе, и вот, что я нашла у профессора музыканта Б. М. Теплова в его работе «Психология музыкальных способностей» : «Раньше, чем стать для ребёнка эстетическим предметом, объектом эстетического восприятия и эстетических эмоций, музыка должна стать для него осмысленным объектом, объектом, имеющим смысловое содержание, которое можно воспринять и понять».
Как дошкольнику заинтересовать серьезной музыкой? Решила рассказать сказку музыки. И сначала испугалась этого. Но, причитав у Радыновой, о том, что современные подходы к дошкольному воспитанию предполагают применение гибких форм, моделей и технологий, начала работу.
Первое произведение для слушания «Баба Яга». Оно короткое и стремительное, взволнованное. И этого героя дети знают.
Пред слушанием музыки :
-Я хочу вам подарить мою любимое музыкальное произведение. Оно сказочное. И музыка называется «Баба Яга» В музыке, если прислушаться можно услышать, что она летит.
Ребенок: как это?
Послушаем. Правило слушания один : Музыка главное, и никто не разговаривает. Здесь не пришлось рассказывать. Детям было все понятно. И им было интересно. Первое произведение Баба Яга.
После того, как дети средней, старшей и подготовительных групп на следующем занятии спросили: "А мы будем слушать музыку?" Я поняла,что эти надо заняться всерьёз, и еще поняла, что сумела вызвать интерес.
Именно, детские вопросы, их живой интерес стали началом открытого проекта по слушанию музыки великих композиторов.
Первый долгосрочный проект был посвящен великому русскому композитору «П. И. Чайковскому. Музыка для детей».
Теперь я действовала по алгоритму:
-как называется профессия человека, кто сочиняет музыку
(Сказки сочиняет писатель- музыку композитор)
Методика запоминания нового слова через игру: Произнести с детьми тихо, громко, шепотом, поиграть в «эхо».
-кто сочинил эту музыку (ассоциация для запоминания- фамилия Чайка)
- как называлась книжка, где жили все музыкальные сказки
-включала музыку и рассказывала сказку под музыку. Где герои наделялись характером музыки (словарик Радыновой, но слушая ребята всегда добавляли и свое восприятие, индивидуальное.
«Игра в лошадки»-наступило утро, мальчик Петя уже позавтракал и играл в игрушки. ОН больше всего любил скакать на лошадке. ОН скакал стремительно, без остановок, бойко. Даже одному ему не было скучно. НО однажды, к нему пришел друг. И дети стали играть вдвоём. Пока не устали.
Результаты викторины; слайд.
Мы прослушали и дети умели узнавать произведения из детского альбома» Игра в лошадки», «Баба Яга», «Болезнь куклы» «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Однажды я детям сообщила, что столь любима эта музыка, что аже мультипликаторы создали маленькие мультфильмы. Они услышали эту музыку по-своему, вы по-своему. И у них и у вас это правильно. Никто не ошибся.
Вальс цветов Чайковского имел огромный отклик. Дети хотели не только слушать, а затем смотреть мультфильм, но и нарисовать эту музыку. Совместно с руководителем изо, используя разные техники рисования, детки рисовали музыку «Вальс цветов» (слайды).
Проект близился к завершению. И однажды я детям с казала, что готова подарить им праздник, карнавал. На вопрос, что такое карнавал, не все смогли ответить.
Через сказку, я смогла привлечь детей к этой музыке. Мы узнали музыку «Интродукция и королевский марш льва».
«Куры и Петух», «Персонаж с длинными ушами», «Лебедь»(смотрели видео Плисецкой, «Аквариум».
Заинтересованность детей слушанием музыки стала для меня большим открытием. Неподдельный интерес детей к слушанию серьезной классической музыки у детей трогает и восхищает.
Результаты работы:
o Воспитанники проявляют интерес к классической музыки.
o Называют фамилии композиторов Чайковский, Сен-Санс, Римский – Корсаков, Григ.
o Узнают звучащую музыку, назвав композитора, название и произведение.
o В рамках этого проекта:
o дети узнали о профессии композитор,
o о разном звучании фортепьяно и оркестра,
o поняли, что музыка может изображать героев, которых можно представить, если внимательно слушать музыку,
o ознакомились с правилами слушания музыки,
o познакомились с творчеством великого русского композитора П. И. Чайковского для детей,
o показали высокие результаты, назвав звучавшие музыкальные произведения,
o познакомились с жанром балет
o Научились мыслить, запоминать, рассуждать.
o Проявили желание развиваться в разных видх деятельности; хореографии, рисовании, рассказывании.