Ирина Картамышева
Снятие стрессообразующих факторов у дошкольников через создание образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольники часто подвержены влиянию негативных эмоций, стрессу – естественной физиологической реакции, сопровождающей нервное напряжение человека с рождения. Факторы, вызывающие стрессовые ситуации у детей :
биологические, возникающие вследствие поражения центральной нервной системы, черепно-мозговой травмы, соматические заболевания, задержка психического развития; поражением центральной системы:
психологические факторы сопровождаются эмоциональной чувствительностью ребенка;
Публикация «Снятие стрессообразующих факторов у дошкольников через создание образовательной среды» размещена в разделах
социальные – неблагополучный семейный микроклимат, трудные взаимоотношения со сверстниками.
Дети с признаками стресса эмоционально неустойчивы, стремятся к уединению, замкнуты, обидчивы, плаксивы, раздражительны, агрессивны. Малыши плачут без причины, с трудом засыпают. У таких детей часто нарушение интеллектуального и речевого развития, страхи, апатия.
Снять стрессообразующие факторы у дошкольников можно через создание образовательной среды. С целью обеспечения эмоционального комфорта детей полезно создать эмоционально-развивающую среду в группе. Хорошо, если в каждой группе будет организован центр эмоциональной разгрузки, где обозначены объекты эмоционально-развивающей среды. Интересны центры: «Здравствуйте, я пришел», где ребенок должен почувствовать радость оттого, что он пришел в детский сад и настроиться на совместную работу; «Центр воды и песка», снимающий напряжение, успокаивающий и улучшающий настроение; «Экран эмоций» или «Экран настроений», который поможет детям понимать свое эмоциональное состояние свое и других: «Уголок достижений», позволит детям гордиться своими успехами и увидеть достижения других детей; «Уголок уединения», где ребенок может расслабиться, успокоиться, снять напряжение, восстановить силы.
В уголке уединения можно разместить: коврики злости, коврики примирения, домик или стульчик хорошего настроения, светодиодные игрушки, сундучки с пожеланиями, волшебные палочки (шкатулки, стаканчики злости; «Дерево добрых дел», куда дети вывешивают картинки с добрыми делами, которые они сделали в течение дня.
Для снятия стресса у детей педагогам и родителям важно выстроить работу, направленную на установление отношений между взрослым и ребенком:
• научить ребенка общаться с другими детьми;
• создавать для ребенка ситуации успеха;
• повышать уверенность ребенка в себе и в своих силах;
• давать ребенку посильные поручения и задания;
• позволить ребенку быть самостоятельным;
• использовать тактильный контакт (обнять ребенка, погладить);
• играть с ребенком в игры с предметами;
• применять психотерапевтические методы (песочную терапию, сказкотерапию, арт-терапию)
Снять стресс у дошкольников взрослые могут, используя игры и упражнения с дыханием, мыслями, мышцами.
Игры с дыханием
Игра «Задуй свечу»
Предложить детям глубоко вдохнуть как можно больше воздуха, заполняя им легкие. Вытянуть губы трубочкой, медленно дуть на воображаемую свечу, сопровождая действия длительным звуком «У».
Упражнение «Повтори звуки»
• Пожужжи, как комарик (З-з-з).
• Поплачь, как девочка (мальчик) плачет (А-а-а).
• Пошипи, как змея (Ш-ш-ш).
• Полей водичку, вот так: (С-с-с).
• Покажи, как воет волк (У-у-у).
• Покажи, как гудит паровоз (У-у-у).
• Покажи, как фыркает еж (Ф-ф-ф).
• Пожужжи, как пчела (Ж-ж-ж).
• Покажи, как медведь сердится (Э-э-э).
• Успокой шумного ребенка (Ч-ч-ч).
• Попой с детьми (О-о-о).
Игры с мышцами
Игра «Мороженое»
Детям предлагается поиграть в мороженое. Представьте, что вы – мороженое. Мороженое ледяное и как камень твердое. Всё ваше тело ледяное, руки напряжены. Начало пригревать солнышко. Мороженое тает. Ваши руки, ноги, все тело стали расслабленными, руки повисли вдоль тела.
Упражнение «Штанга»
Предложить детям представить, что они штангисты. Перед ними лежит тяжёлая штанга. Они поднимают ее, представляют, что она очень тяжелая. Подняли штангу. А теперь наклонились со штангой и бросили ее. Расслабились… отдыхают…
Игры с дыханием и мышцами
«Игра с песком»
Детям нужно представить, что они сидят на берегу моря. Набрать в руки песок. Сильно сжать пальцы в кулак, удерживать песок в руках, задержав дыхание. Посыпать колени песком. Медленно раскрыть кисти, разжать пальцы. Опустить бессильно руки вдоль тела. Лень двигать тяжелыми руками.
«Муравей»
Греет ласковое солнышко. Дети сидят на полянке. К ним на пальцы ног залез муравей. Нужно напрячь и выпрямить ноги и с силой потянуть носки на себя. Почувствовать, что на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание). Сбросить муравья с ног (на выдохе). Носки опустить вниз, стопы направить в стороны. Ноги расслаблены, отдыхают.
«Солнышко и тучка»
Детям нужно представить, что они загорают на солнышке. Солнце зашло за тучку, стало холодно. Сжаться в комочек, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки. Снова стало жарко. Все расслабились (на выдохе).
Игры с мыслями
«Водопад»
Дошкольникам нужно представить, что они стоят возле водопада. Теплое солнце, голубое небо, чудесный день! Воздух свежий и приятный. Дышится легко и свободно. Водопад наш необычен. В нем нет воды, а есть мягкий белый свет. Они стоят под водопадом и чувствуют, как красивый белый свет струится по их голове. Он льется по лбу, по лицу, по шее, по плечам. Белый свет помогает их телу стать расслабленным. Нежный свет течет по груди, животу, гладит ручки, пальчики детей. Белый свет течет по ногам. Тело становится мягче. Все расслабляются. Дети чувствуют себя совершенно спокойными. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Потянуться и на счет 1, 2, 3 открыть глаза. Волшебный свет наполнил их энергией и свежими силами.
Для снятия стресса у детей предлагаем коммуникативные игры и упражнения.
Упражнение «Передай мяч»
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие дети стараются как можно быстрее передать соседу мяч, стараясь не уронить его. Можно играть в эту игру в максимально быстром темпе, повернувшись спиной в круг или убрав руки за спину – бросать мяч или передавать его. Это упражнение можно усложнить, предложив дошкольникам играть с несколькими мячами одновременно или с закрытыми глазами.
Упражнение «Эхо»
Дети эхом отвечают на звуки и движения ведущего, например, на хлопок педагога в ладоши отвечают дружными хлопками. Ведущему можно подать несколько хлопков в определённом ритме, постукивание по стене, полу, столу, коленям. Упражнение можно выполнять с подгруппой (4-5 человек) или с детьми всей группы. Одна подгруппа оценивает действия другой.
Игра «Назови себя»
Предложить ребёнку представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют его дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
Тропинка
Детям предлагают взяться за руки. Дается команда:
«Гуляем» — идти по кругу;
«Тропинка» — положить руки на плечи впереди стоящему и наклонить голову вниз;
«Копна» — поднять руки над головой;
«Кочки!» — присесть.
Ведущий вместе с детьми определяет, какая команда окажется самой внимательной.
Необходимо помнить, что грамотная работа специалистов поможет смягчить и предотвратить стрессообразующие факторы у дошкольников через создание образовательной среды, что поспособствует душевному благополучию и благоприятному развитию детей.
Список использованной литературы:
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2000.
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, 2005.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
4. Крыжановская Л. М. Методы психологической коррекции личности /М. : Педагогика, 2004. – 25с.
5. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 2011. – 87с.