Людмила Гришина
Сообщение для муз. руководителей ДОУ «Направление творческих способностей детей в музыкальной театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Направление творческих способностей детей в музыкальной театральной деятельности»
Театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
Публикация «Сообщение для муз, руководителей ДОУ „Направление творческих способностей детей в музыкальной театральной деятельности“» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применяя собственные возможности и способности.
Театрализация позволяет ребенку любого возраста и пола открыть для себя возможность «играть» и обучаться одновременно. Подобный вид деятельности доступен всем и оказывает благоприятное воздействие на творческое развитие ребенка, его открытость, раскрепощенность, позволяет избавить ребенка от ненужной стеснительности и комплексов.
Театрализованная деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка, позволяет в рамках театральной игры узнать о нормах, правилах и традициях общества, в котором он живет.
Цель:
Основная цель – формирование у детей опыта театрализованных представлений как средства саморазвития и самовыражения.
Основой творчества является «эмоциональное воплощение». Эмоциональная атмосфера, распространяясь по типу «заражения» эмоциями, является основным механизмом регуляции эмоциональных процессов и состояний и формирования эмоционального контроля.
Театрализованная деятельность для ребенка – это развивающая среда, где моделирование жизненных ситуаций точнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой.
Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.
Музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает речь детей. Это – конкретный зримый предполагаемый результат.
Задачи
1. Создание условий для творческой активности детей и родителей.
2. Совершенствование артистических и музыкальных навыков.
3. Активизация речевой деятельности : Раскрепощение ребенка.
Работа над речью и интонацией.
4. Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать, развивает самостоятельную реакцию на образы в любой деятельности.
Принципы:
Импровизационность.
Гуманность.
Систематизация занятий.
Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Импровизационность.
Процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации.
Театрализованная деятельность оставляет большой простор для творчества самого ребенка, позволяет ему самому придумывать то или иное озвучивание действий, самому подбирать музыкальные инструменты для исполнения, образ своего героя. По желанию дети должны иметь возможность самим выбирать себе роли, без какого-либо принуждения.
Гуманность. Музыкально-театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или музыкальная сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)
Систематизация занятий.
Разнообразны и формы организации детской музыкальной деятельности.
Основное место среди них –занятия. Организация занятий требует от детей определенной трудоспособности и проявления умственных способностей.
• необходимо обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей детей, а также в формировании навыков и знаний в исполнительской и творческой деятельности.
• делать занятия вариативными, чтобы дети приучались действовать в новых условиях, соответствующих их возрастным особенностям.
• Сочетать индивидуальный, дифференцированный и фронтальный подход.
Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Суть индивидуального подхода – обеспечить каждому ребенку соответствующую нагрузку. Природные задатки каждого ребенка различны, как различны темпы его развития и уровень достижений.
Деятельность педагога искусства.
• самообразование.
• развивать свои педагогические способности.
• овладевать педагогическим мастерством.
• осуществлять творческий поиск.
• подбор репертуара
• постановка образа героев.
• отработка (индивидуальные занятия)
Работа с сотрудниками ДОУ.
Цель: систематизация знаний педагогов по театральной деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.
2. Консультация для воспитателей «Создание среды для проведения театрально-игровой деятельности».
3. Консультация для воспитателей «Развитие театрализованной деятельности как форма проведения творческих развлечений с детьми».
4. Обсуждение и утверждение организации проведения мероприятия.
5. Распределение ролей, подготовка атрибутов, оформление зала.
6. Подбор музыкального материала, в основе которого лежит система сенсорных эталонов (высота, длительность, сила, тембр звучания, реально представленных в звучащих образах окружающего мира (например, дятел стучит, дверь скрипит, ручей журчит, выход и уход героев).
7. Вместе с тем, процесс музыкальной деятельности строится в основном на искусственно созданных образах, которым нет звуковой и ритмической аналогии в окружающей действительности (куклы поют, зайцы пляшут и т. д., все это может быть обыграно при помощи театрализации, которую продумывает и воплощает режиссер-постановщик.
Работа с родителями
Цель: сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности, обогащение предметно-развиющей среды.
1. Проведение бесед, консультаций, анкетирования.
2. Организация выставки – конкурса «Театральная мастерская»
(сделанных руками родителей).
3. Организация совместного развлечения с использованием элементов театральной деятельности.
Фото-сессии.
Игровой тренинг, который является способом адаптации ребёнка в новом коллективе В процессе музыкального воспитания педагоги ДОУ часто берут за основу театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением речевого материала.
Нетрадиционные методы - относятся к современным методам обучения. Нестандартными они называются ввиду того, что кардинально отличаются от привычных. В мире образования всегда необходимо быть открытым к инновациям. Нетрадиционные методы обучения используются педагогами в том случае, когда традиционные методы не дают необходимого учебного результата. Данные методы сочетают в себе разнообразные формы и приемы, которые разительно отличаются от привычных классических методов обучения.
Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр) .
Эвритмия - это звук, выраженный в движении. Данная методика широко используется в Вальфдорских детских садах.
Культура и техника речи. Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой невозможно, т. к. в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера (когда будут выступать на сцене) должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни.
Танцевальное творчество. Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у ребенка повышается самооценка. Он начинает верить в то, что способен чего-то добиться, что-то сделать здорово и красиво. Видя довольное лицо мамы, радующейся, когда ее чадо преодолевает очередную трудность в осваивании танца, ребенок понимает – он нравится! Значит, он нужен, его ценят! Он – любим.
Ребенок учится творить и воплощать свои фантазии. Нужно стараться использовать сказочные сюжеты и образы веселых персонажей, наглядно показывать артикуляционные движения, пальчиковые игры, гимнастику, танцевальные па.
Детский спектакль- маленький волшебный мир, за которым дети наблюдают со стороны и одновременно погружаются в игры, приключения, ситуации.
Мюзикл. (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы и т. д.
Выводы: направление творческих способностей детей в музыкальной театральной деятельности предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития, выступая в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка.
Литература.
1. Картамышева А. И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
2. Коленчук И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе. - 2007.- N 11.- С. 64-66.
3. Лебедева Л. В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки // Дошкольное образование. - № 10. – 2007. – С. 21
4. Масленникова Е. А. Развитие музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Муз. руководитель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 35 «Родничок» города Губкина Белгородской области