Папки-передвижки

Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Оксана Мостовая
Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста

Понятие и сущность народных подвижных игр

Игра - основной, ведущий вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических игр до сложно-ролевых игр с правилами, поэтому в старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр.

Публикация «Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Народные игры зародились в далеком прошлом, в недрах народного быта. Состязание в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна были широко распространены среди детей в селах и городах.

Передовые представители педагогики и культуры К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А Колоцца, Г. А. Виноградов, и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения.

Педагог помогает дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет интерес к многонациональным культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, уважение к человеку, что особенности жизни и труда людей зависят от природно-климатических условий (например, на севере распространено оленеводство, в южных степных районах преобладает коневодство, что находит отражение в народных игра.

Основным условием внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным репертуаром игр, а также методикой педагогического руководства игрой. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения детьми игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшийся игровой ситуации.

В связи с этим одна из основных задач педагога заключается в том, что бы научить детей играть активно и самостоятельно.

Следует отметить, что большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Среди игр с правилами выделяют сюжетные и бессюжетные, игры-забавы.

Содержание и характер действий детей в сюжетных народных играх отражают их представления и знания об окружающей жизни, о трудовых действиях людей разных профессий, явлениях природы, об образе жизни, повадках животных и т. д. (например, «Ястреб и утки», «Мак», «Редьки» и др.).

В бессюжетных народных играх действия людей не связанны с разыгрыванием сюжета. Они строятся на основе выполнения конкретных двигательных заданий, условия которых определены правилами (например, «Ловишки», «Жмурки»).

Народные игры-забавы содержат элементы развлекательности, зрелищности, доставляют много радости и веселья участникам.

Наряду с народными играми, возникающими в самостоятельной деятельности детей (например, «Салки», «Прядки», создавались новые игры с установленным, закрепленным содержанием и определенными правилами, преследующими, кроме оздоровительных, воспитательно-образовательные цели.

Следует отметить, что подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, представляет детям возможность развивать познавательный интерес.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передачи и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированны ее сюжетом (темой, идеей). Они направлены на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.

Для детей дошкольного возраста ценными являются подвижные игры с элементами соревнования, игры-эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного результата.

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству народные подвижные игры, больше, чем другие виды, формы физической культуры, адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей.

Народные подвижные игры положительно влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Неповторимый колорит народным подвижным играм придают считалки, жеребьевки, зачины, потешки.

Детей дошкольного возраста в народных подвижных играх привлекают разнообразие действий и ситуаций, динамичность и эмоциональность, а также возможность приобрести те навыки, которыми владеют взрослые.

В народных подвижных играх комплексе решается оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Оздоровительное значение их обусловливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

Организация и проведение народных подвижных игр имеют свою специфику. Основные особенности заключаются в следующем:

1. При определении величины интеллектуальной, эмоциональной или физической нагрузки необходимо опираться на возможности детей или группы детей, имеющие одинаковые заболевания или отклонения в психофизическом развитии. Этим во многом обусловлен выбор проведения игры – индивидуальная, групповая (в малых группах, в развернутых группах – коллективная). Не допускается большое число участников игры в группе соматически ослабленных и маленьких детей, что лишает их возможности быть активными в игре, а взрослых - осуществлять оперативный контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.

2. Следует с осторожностью относиться к применению игр, которые носят соревновательный характер, поскольку, как правило, соматически ослабленные дети с нарушением психофизического развития имеют повышенный уровень тревожности, а ситуация соревнования может стать для них психотравмирующей.

3. Подведение итогов соревнования должно проводиться осторожно, причем необходимо отметить заслуги каждого участника игры, даже если они были незначительными. Между тем, резкая смена возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ребенка, его эмоциональное состояние не только в данный момент времени, но и в течение всего дня.

4. При организации и проведении народных подвижных игр необходимо учитывать не только физическую сторону нагрузки, но и эмоциональную. Поскольку, если у физически подготовленных детей большая эмоциональная активность мобилизует их резервные возможности, то для еще не окрепших, ослабленных детей, находящихся в ранней стадии ремиссии заболевания, большая эмоциональная нагрузка может оказаться чрезмерной и превысить их физиологические возможности.

5. Необходимо правильно расставить детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя предлагать в игре активные роли, а следует использовать их в качестве своих помощников.

6. При проведении игры в задачу, которой входит улучшение функции дыхания (наряду с общефизиологическим тренирующим воздействием) необходимо обращать внимание на правильное положение грудной клетки и рук (при вдохе не следует поднимать высоко плечи, а нужно лишь слегка отводить их назад, прогнувшись в грудном отделе позвоночника, дышать носом, не через рот).

7. При распределении ролей в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора воспитателя должен быть не громкий, но достаточно строгий. С робкими, тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение таких детей надо отмечать, тем самым, придавая уверенность в своих силах.

8. Нельзя предлагать ослабленным детям несколько игр подряд, которые требуют длительного сосредоточенного внимания дошкольников, большой нагрузки на зрительный слуховой анализаторы, речевые центры, одни и те же мышечные группы или отработки одного же навыка, что приводит к их быстрому утомлению

9. Нельзя недооценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряя ненужное честолюбие возбудимого ребенка, всегда желающего быть первым, уступать его просьбам и давать ему подряд первые активные роли в игре в ущерб малоактивным детям.

Таким образом, игра не только вид деятельности, но и средство его умственного, нравственного и физического развития.

В процессе игр развиваются все психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, дисциплинированность, развиваются волевые процессы, развивается рефлексия в поведенческом плане. Ребенок учит ставить цель и добиваться ее.

В народных подвижных игах наряду с психическими процессами идет развитие психофизических качеств можно включать в разные формы двигательной активности, в том числе и в самостоятельную двигательную деятельность детей

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, на развитие пространственных, временных ориентировок, позволяет ребенку ориентироваться в окружающей обстановке.

Развитие выносливости способствует укреплению организма, укреплению сердечно-сосудистой системы. Дыхательной и костно-мышечной систем, улучшает функционирование всего организма, повышается работоспособность. Оно влияет на нравственно-волевые качества (настойчивость упорство, Что в итоге помогает подготовить ребенка для обучения в школе.

От развития силы зависит развитие других психофизических качеств.

Таким образом, народная игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения. Она развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость. Учит детей действовать в соответствии с правилами, осознано действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представление, развивает мышление, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчинятся общим правилам, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помочь друг другу развивает чувство ритма

В играх с правилами, для формирования у ребенка надлежащего уровня общения со сверстниками необходимо задействовать целую систему игр-занятий, которая предполагает следующие методические приемы:

1. Совместная деятельность – игра, где дети должны согласовывать свои действия не с заданными ролями, а со смыслом этой деятельности.

2. Наблюдение взрослого за совместной игрой детей: он подсказывает им, советует, учит взаимодействовать при решении общей задачи.

3. Введение в игру роли болельщиков, которые возгласами одобрения поддерживают одного из участников или одну их команд, помогая игрокам установить соревновательные отношения.

4. Введение в коллективную игру роли управляющего, который руководил бы действиями остальных участников, но сам непосредственного участия не принимал. Эта роль помогает ребенку учитывать одновременно позиции разных участников игры.

5. Введение в игру двух управляющих со взаимнопротивоположными позициями, которые в течение игры должны учиться решать общую задачу, сохраняя при этом взаимоотношения соревнующихся сторон.

6. Обучение ребенка игре одновременно за двух партнеров со взаимно противоположными интересами. Это формирует у него «двойную позицию», то есть умение одновременно рассматривать сложившуюся ситуацию с разных точек зрения.

Комплекс народных подвижных игр для формирования у детей дошкольного возраста двигательной активности

Игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают богатейший социокультурный опыт, учатся руководить и подчиняться, взаимодействовать, придумывать и изменять сюжеты игр.

В комплекс входят народные подвижные игры, предназначенные для детей от 4 -х лет.

Среди большого количества игр народные игры занимают особое место, поскольку они обладают рядом характерных особенностей. К основным особенностям можно отнести следующие:

народные игры являются средством педагогики;

народные игры являются частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольника;

народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку;

народные игры расширяют кругозор, уточняют представление об окружающем мире;

народные игры способствуют совершенствованию психических процессов.

Такси

Украинская народная игра

Задачи:

– учить детей согласовывать движения в игре;

– воспитывать умение чувствовать товарища;

– развивать выносливость координацию движений, ориентировку в пространстве.

Оборудование: обручи, ленты с номерами.

Форма проведения: групповая

Условия проведения игры: на участке, в спортивном зале.

Содержание игры. Дети становятся в обруч большого диаметра, один с передней стороны обода, другой с задней стороны. Первый ребенок - водитель такси, другой - пассажир. Они бегают по участку (площадке, залу). Оббегают постройки, деревья. Остановку выбирает пассажир. Он показывает объект, куда его необходимо довести. Через некоторое время дети меняются местами.

Методические рекомендации. Обратить внимание на то, чтобы дети в паре подбирались с одинаковым уровнем физической подготовленности. Посоветовать тому или иному пассажиру, с кем ему лучше ехать.

Конники

Татарская народная игра

Задачи:

– учить детей двигаться в ускоренном или замедленном темпе.

– воспитывать умение ориентироваться в пространстве.

– развивать ловкость, умение бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Оборудование:

палки длинной 50 – 60 сантиметров.

Форма проведения:

групповая

Условия проведения игры:

в спортивном зале.

Содержание игры:

группа детей становится у одного края площадки. Воспитатель дает каждому ребенку палку. Дети садятся на палку верхом и скачут на противоположную сторону площадки, изображая конников, стараться не наталкиваться друг на друга, не задевать предметы, находящиеся на площадке.

Во время игры воспитатель может предложить конникам ехать быстро или медленно, а также в разных направлениях.

Методические рекомендации:

подбирать детей в группы конников из одной группы здоровья.

Перевозка урожая

Украинская народная игра

Задачи:

– учить детей бегать с тележкой, преодолевая препятствия

– воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.

– развивать ловкость, силу, выносливость

Оборудование: детские тачки, мешочки (с опилками, с соломой, с листьями и т. д., кегли, кубы.

Форма проведения: групповая.

Условия проведения игры: на площадке.

Содержание игры: дети сроятся в две колонны по 5 человек за линией по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Между ними расставлены кегли, кубы так, чтобы дети свободно могли бежать с тачкой. Первые игроки каждой команды держат в руках тачку, сбоку от них лежит по 5 мешков. По сигналу воспитателя первый игрок должен быстро положить на тачку один мешок и отвести его за линию на другой стороне площадки, преодолев препятствие, затем быстро вернуться обратно, передать тачку другому и встать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все мешки не будут перевезены за линию. Выигрывает та команда последний игрок, которой первым прибежит с пустой тачкой к линии старта.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети не уронили мешок себе на ногу, управляли тачкой аккуратно, не наезжали ни на кого.

Горелки

Русская народная игра

Задачи:

- учить детей быстро реагировать на ключевое слово;

- развивать выдержку, скорость бега, быстроты реакции;

- воспитывать самостоятельность;

Форма проведения: коллективная.

Условия проведения игры: по площадке.

Содержание игры: играющие становятся в колонны парами, впереди колонны ведущий. Дети хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три – беги!

С последним словом, дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колоны – один слева, другой справа. Водящий пытается поймать (засолить) одного из них прежде, чем дети успеют встретиться и взяться за руки впереди него. Если водящему удается это сделать, он с пойманным берутся за руки и становятся впереди колонны. Оставшийся бес пары становиться водящим.

Методические рекомендации: следить, чтобы дети, стоя в парах, не выставляли ноги, во время оббегания колонны парой (не ставили подножки тем, кто бежит).

Публикации по теме:

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Картотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возрастаКартотека зазывалок на подвижные игры для детей дошкольного возраста Дошкольное детство это время игр и активной подвижности, к сожалению в настоящем времени дети очень мало двигаются, всё больше заняты гаджетами.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Подвижные игры для детей дошкольного возраста Все взрослые хотят, чтобы дети были в первую очередь здоровы и физически развиты. Часто говорят детям, что зарядка очень полезна. Но как.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возрастаПодвижные игры для детей младшего дошкольного возраста В свободное время мы с детьми играем в любимые подвижные игрыИгра 1 "У медведя во бору". Инвентарь: маска медведя, корзинки для грибов и.

Подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию несложные игры, которые позволяют формировать и совершенствовать движения детей. В игровой деятельности объединяются.

Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры»Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы!У нас в Учреждении прошла "Неделя народных игр". И сегодня я покажу вам сценарий спортивного.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Эвенкийские подвижные игры с ловлей для детей старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов Эвенкийские подвижные игры с ловлей для детей старшего дошкольного возраста Все дети любят играть в подвижные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народные подвижные игры как средство развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2022 в 18:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД