Ксения Дмитриева
Воспитание творческих способностей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание творческих способностей детей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования»
Сообщение для воспитателей
В предисловии своего доклада, я хотела бы познакомить вас с рассказом Анны Львовны Гарф – (писательницы детских рассказов для дошкольников) – «Машины картинки"
Публикация «Воспитание творческих способностей дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
(зачитываю рассказ сопровождая показом иллюстраций и детских рисунков)
Этот рассказ говорит о том, как дети дошкольного возраста выражают свое отношение, свое понимание окружающего мира. Как точно переносят действительность на лист бумаги (свой рисунок). как чувствуют его и живут в нем.
Поэтому каждый педагог и родитель должен четко представлять. что дошкольное детство – это самый ценный период в жизни человека, в котором формируются психические процессы. свойства и качества личности. А формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. т. к. – проблема творчества всегда была одной из актуальных. И решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве.
Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Именно эта деятельность оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. В изобразительной деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность выразить свои впечатления, свое понимание действительности, эмоциональное отношение к ней в художественных образах – средствами рисунка, лепки, аппликации – получая определенные результаты своего труда.
Хотелось бы еще раз сопроводить теорию художественным словом. Корней Чуковский «Закаляка»…
Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
"Это - елочка мохнатая.
Это - козочка рогатая.
Это - дядя с бородой.
Это - дом с трубой".
"Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?"
"Это Бяка-Закаляка Кусачая,
Я сама из головы ее выдумала".
"Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?"
"Я ее боюсь!"
Начиная свою педагогическую деятельность, непосредственно как воспитатель, я столкнулась с альтернативной программой Т. М. Бондаренко «Детство» воспитания и обучения дошкольников. Точнее с разработками занятий по изобразительному творчеству, где часто использовалась нетрадиционная техника рисования. Мой интерес и желание детей, их эмоциональный подъем на таких занятиях – определили тему моей работы по самообразованию.
Все, без исключения, дети талантливы. Единственное, что нужно для реализации природных способностей, -это умение развивать способности и создавать необходимые условия. Сегодня осознается необходимость создания условий развития художественных способностей ребенка, раскрытия его творческого потенциала. Можно дать ребенку хорошую школу рисунка, и он будет рисовать «правильно», по канонам, но намного важнее, чтобы он научился видеть то, что не видят другие. Этим подчеркивается необходимость в обучении дошкольников нетрадиционной техники рисования.
И так, как уже было сказано выше. нетрадиционная техника рисования – это не рисование «по канонам», а передача образа с помощью самых обычных предметов, встречаемых в повседневной жизни, которые можно использовать для нанесения краски на бумагу или же рисование на этих предметах. В сущности видов нетрадиционной технике рисования столько, сколько способен придумать сам «художник» (это техника рисования пальчиком, рисование ладошкой (ребенок не только видит краску на бумаге, но и чувствует ее), рисование печаткой ( любыми сподручными предметами : ластик, вырезанными фигурками из овощей. и т. д.) , мятой бумагой, ватными или паралоновыми тампонами и мн. др.) .
Рисуя этими предметами (заменителями карандашей и кисточек) ребенок чувствует себя немножко волшебником. Ведь пятна оживают в его рисунке.
Некоторые виды нетрадиционной техники особенно подходят для написания фонов. Это техника набрызг, тампонирование,рисование по сырому. Игры с кляксами,в «кляксографии» помогают развивать глазомер, координацию и силу наклона, фантазию и воображение. И даже такие, как бы показалось с первого взгляда, неподходящие предметы для рисования как : спички, веревочка, свеча и даже манная крупа могут помочь сделать неповторимые художественные образы.
А рисование пальцем по запотевшему или замерзшему стеклу? Наверное каждый педагог, да и родитель наблюдая с каким интересом и эмоциональным подъемом это делал ребенок. И может кто-то даже вспомнил себя в детстве. Это так же является изобразительным творчеством в нетрадиционной технике рисования.
И не стоит останавливать ребенка, делать ему замечания, если вы вдруг увидите, что воспитанник пытается окунуть в краску какой –то предмет, будь это пуговица или столовая салфетка, а может быть и еще что-то. Лучше помогите ему развить тему этого рисунка, поощряя его и обращая внимание других детей.
Ведь именно в это время в нем развивается воображение, мышление и творческая личность!
С некоторыми видами рисования в нетрадиционной технике вы можете познакомиться в моей работе собранной из опыта. А так же придумывать сами и подводить к этому творческому процессу своих детей.
При организации работы по формированию художественных способностей дошкольников важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Результатами работы в данном направлении должны стать :
- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности ;
- умение находить новые способы для художественного изображения ;
умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Творческий процесс предполагает наличие четырех слагаемых :
1-развитое художественно-эстетическое восприятие ;
2-способность замысливать,представлять будующий рисунок ;
3-освоенность технических и изобразительных навыков ;
4-опыт общения с миром изобразительного искусства.
В связи с этим ставятся задачи :
1 Для формирования умения передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности :
-развивать художественное восприятие жизни ;
-уточнять представления об окружающем мире ;
-вырабатывать умение воспринимать и воспроизводить предметы сложной формы ;
-развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира, в выборе изобразительных материалов.
2 Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному :
-вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта ;
-замечать красивое и отличать уродливое в окружающем мире ;
-развивать художественно-эстетический вкус.
Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. При личностном ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к рисованию, сделать обучение эмоционально насыщенным.
Работу по развитию в изобразительной деятельности важно осуществлять комплексно. Отказ от фронтальных занятий! рисованием,лепкой,аппликацией обязателен. Работа,как правило,переносится в блок совместной деятельности взрослого и детей. На специально организованных занятиях с подгруппой детей в основном решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков или осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искуства. Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения в процессе игры (рисование на песке и т. д.). Задачи развития в изобразительной деятельности расширяются и закрепляются в блоке "воспитатель - дети"; можно создать "Мастерскую художников", открыть "Наш художественный музей " или придумать другую интересную форму организации свободного времени дошкольников.
Для организации работы по развитию в изобразительной деятельности важно создать такие условия, в которых будет комфортно проводить как специально подготовленные, так и совместные со взрослыми и самостоятельные занятия детей. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно- изобразительному развитию ребят.
Аккуратность и опрятность- очень важные черты характера. Однако,во время изодеятельности задачи воспитания этих качеств не могут стоять среди первых. Часто требование аккуратности в процессе рисования снижает интерес и желание ребенка самовыражаться с помощью красок или других изобразительных материалов. (Как сказано выше, ребенок в некоторой технике "чувствует краску").
И случайные кляксы и пятна используются для решения задач художественно-эстетического развития.
А для старших дошкольников рисование не просто забава,но еще и труд. Как и любое творчество, рисование требует от человека увлеченности,упорства, умения сосредоточить все силы и внимание на том, что делаешь.
Ребенок в возрасте старше пяти лет уже способен выдерживать длительную нагрузку, становится организованным, учится планировать своюработу. Он может решать художественные задачи,начинает чувствовать цвет, форму,размер, состав и фактуру материала, вырабатывает точность движения руки, координацию ее действий со зрением,слухом и другими органами чувств. Все это становится условием развития способностей, причем,способностей любого ребенка, а не только "одаренного от природы "
Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, нельзя обойтись без новых педагогических технологий!
В отличие от основных занятий по изодеятельности в нетрадиционных : отсутствует обычный показ изображения предметов и образец, созданный взрослым; активно используются модели, алгоритмы, схемы для естественного освоения процесса изображения ; каждая работа оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишьь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов ; обязательно мотивировка использования рисунка, занятия рисованием проводятся только в состоянии творческого подъема и желания творить.
Работа над рисунком воспитывает упорство, бережное отношение и к индивидуальным, и к коллективным произведениям, развивает умение любоваться творениями- своими и товарищей.
И в заключении хотелось бы еще раз выделить, что рисование- это самое естественное и увлекательное занятие дошкольников.
Создайте условия, дайте возможность своим детям "творить" и "творите" вместе с ними!