Получи документы

Сообщение «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Зоя Венецкая
Сообщение «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»

Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится не безопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить, что либо, путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Публикация «Сообщение „Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Свою работу я строю в соответствии с основной программой «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, а также с парциальными программами: «Юный эколог» С. Н. Николаевой и «Безопасность» Н. Н. Авдеевой.

Основная цель моей работы – подготовить детей к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными и опасными для жизни; научить быть внимательными и осторожными, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Прежде чем планировать свою работу, я провела диагностику для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с детьми всей группы. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют я использовала метод беседы, метод наблюдения, различные виды игровой деятельности, разбор проблемных ситуаций.

На основе полученных данных я выделила главные задачи работы с детьми:

закрепление у детей экологических знаний;

формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами;

обучение правилам безопасности :

При наблюдении за животными и растениями;

Труда в природе;

При проведении опытов с природными объектами;

Во время игр на природе.

воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.

Свою работу я начала с создания предметно – пространственной среды, так как она является одним из условий экологического воспитания детей. Среда способствует:

оздоровлению ребенка;

эколого – эстетическому и познавательному развитию;

формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов деятельности.

В группе был созданы:

Уголок безопасности (картины, наборы иллюстраций, учебные макеты перекрестка, дорожные знаки) – воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать. Пропаганда здорового образа жизни;

Игротека

Стимулирование игровой активности детей и их познавательного развития;

Библиотека – способствует получению детьми новых сведений об окружающем мире, о взаимодействии человека и природы; закреплению правил правильного поведения в экстремальных условиях, пополнение словарного запаса детей.

Огород на окне – формирование у детей интереса к опытнической деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, осуществление длительного наблюдения.

Уголок опытов и экспериментов с водой, почвой и песком для развития познавательных способностей, т. е. учиться наблюдать, планировать работу, прогнозировать, экспериментировать, анализировать, делать выводы и обобщать, устанавливать причинно – следственные связи.

Вместе с детьми и родителями мы обустроили свою групповую комнату. Группа оснащена техническими средствами: телевизор, магнитофон, DVD – проигрыватель. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы («Уроки тетушки сова», «Фиксики», «Лунтик» и другие, которые помогают детям закреплять правила по основам безопасности жизнедеятельности. Помещение разделено на предметные мини – центры», где сосредоточены самые разнообразные материалы и средства для работы. Ребенок самостоятельно может выбрать себе предметный мини – центр, укромный уголок, где он может уединиться, просто подумать, посмотреть книги, поиграть с любимой игрушкой. В целом в группе царит атмосфера занятости содержательного общения, исследования, творчества, радости. А благоприятный микроклимат способствует развитию уверенной в себе личности, устойчивости к стрессам и эмоциональному благополучию детей.

Весь материал детям я даю, соблюдая принципы экологического образования :

Принцип научности – использование только научно обоснованных форм и методов работы;

Принцип позитивности – воспитание и обучение детей на положительных примерах;

Принцип проблемности – создание проблемной ситуации, в решение которой вовлечен ребенок;

Принцип системности – организация работы с детьми, родителями;

Принцип наглядности – использование наглядного материала;

Принцип гуманистичности – личностно – ориентированное обучение, педагогика сотрудничества;

Принцип последовательности – от простого к сложному;

Принцип безопасности – формы и методы безопасности для ребенка;

Принцип интеграции – сотрудничество всех педагогов;

Принцип деятельности – участие детей совместно с родителями в природоохранных акциях.

Для формирования у детей умения общаться с домашними и дикими животными использую различные методы и приемы. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, обобщать, делать выводы. Самым эффективным методом является метод - наблюдение. Наблюдая за животными, я обращаю внимание детей на их состояние : страх, агрессию, голод, боль и побуждаю детей к проявлению сочувствия, сопереживания, а самое главное – оказать им посильную помощь, не забывая при этом об осторожности: не бросаться их гладить, не трогать руками. Детям объясняю, что животные могут укусить, оцарапать, что игры с ними могут привести к травмам (как животного, так и детей). Очень интересна познавательно – исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом и другими материалами, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъем, воспитывает их самостоятельность и любознательность, и позволяет сохранить самое главное – здоровье.

При изложении знаний, я отдаю предпочтение чтению рассказов, беседам, заучиванию стихов, рассматриванию иллюстраций и плакатов Р. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» изд. Просвещение, 2002 г. из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминать правила поведения в экстремальных ситуациях. Эта работа помогает увеличить словарный запас, получит новые сведения об окружающем мире, ее целостности, овладеть новыми знаниями. Все это развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания и умения дети закрепляют, участвуя в различных инсценировках, экологических КВН, праздниках, досугах.

Для обогащения знаний детей я использовала различные формы организации детской деятельности:

беседы «Вода – источник здоровья», «Муравьи санитары леса», «Для чего нужны лесу дятлы».

экскурсии «Транспорт на наших улицах»

наблюдения за осадками, дымящимися трубами котельных, за песком, за почвой

игры – занятия: «Капелька», «В гостях у Снежной королевы»

сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в лес»;

целевые прогулки в парк, на спортивную площадку, в цветочную теплицу;

дидактические игры: «Что лишнее», «Лесные цепочки»;

опыты (свойства воды, почвы) и эксперименты;

природоохранные мероприятия:

Трудовые десанты «Помощники природы»; «Снежное одеяло для сосенки»;

Экологические акции «Друзья природы», «Не рубите елки!», «Зеленая аптека».

развлечения: «Что нам осень принесла», «Праздник шишек», «Спортивный праздник»

организация выставки рисунков детей совместно с родителями «Опасности вокруг нас!», «Наша планета», «Огонь – враг!»;

просмотр видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики» и т. д.)

чтение художественной литературы: В. Танасийчук «Экология в картинках», В Бианки «Птичьи разговоры», О Герасимов «Сказка о споре огня, воды, ветра»;

участие детей в родительских собраниях по темам: «О безопасности и здоровьи всерьез», «Здоровое питание»;

решение проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если дома забыли панамку и т. д.);

интегрированная деятельность: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть».

Разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении способствует формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека – вот главные аспекты моей деятельности с детьми, поэтому я стремлюсь к экологизации всего образовательного процесса, а для этого я работаю в тесном сотрудничестве со всеми специалистами детского сада: старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель – логопед.

Круг проблем связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в стенах детского сада, поэтому важно выбрать четкую стратегию сотрудничества с родителями, так как они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями объяснить актуальность и важность этой проблемы. Работая с родителями я поставила следующие задачи:

поддерживать интерес у детей к природе;

поощрять их экологически грамотные поступки;

проявлять интерес к содержанию деятельности в детском саду;

быть во всем примером для детей.

С родителями я провожу просветительскую работу (консультации, буклеты, индивидуальные беседы, памятки; размещение в уголке для родителей рубрики «Опасные ситуации в жизни детей»).

А также я уделяю большое внимание совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Провела совместные акции «Сделай свой участок чистым», «Игрушки – фантазии из бросового материала».

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, направлено на то, что бы развить у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время; что необходимо сохранить нашу планету красивой и уютной, что мы после себя должны оставит землю такой же и даже лучшей, чем она была до нас. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, закреплять, обогащать и систематизировать конкретные представления об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые формы работы для того, что бы дети усвоили главное правило: «Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» В дошкольном образование выявляются общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному.

Дидактическое пособие для детей младшего и среднего возраста «В нашей квартире»Дидактическое пособие для детей младшего и среднего возраста «В нашей квартире» Актуальность. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение «Формирование навыков экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 июня 2014 в 14:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД