Получи документы

Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

ирина буслаева
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №411 городского округа Самара

Россия, 443107, г. Самара, пос. Мехзавод, квартал 16, д. 22

тел. :957-39-98, тел. (факс) : 957-02-73 e-mail : sad_411@mail.ru

Сообщение из опыта работы «Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников»

Публикация «Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Выполнила: воспитатель Буслаева

Ирина Рафаэлевна

Самара 2022

Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самостоятельно ставить вопросы, получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Умственное воспитание детей предусматривает развитие их мышления и речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на её словесное оформление, а чёткость речи делает более понятной высказанную мысль.

Вместе с развитием речи приобретаются навыки умственного труда, совершенствуется умение анализировать, рассуждать, доказывать, объяснять.

Для развития мышления и речи ребёнка необходим богатый чувственный опыт, полученный от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчёркивал К. Д. Ушинский, он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребёнка, это — источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям».

Умение наблюдать рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи. Познание природы будит «ребячьи мысли», способствует развитию творчество и самостоятельности, учит вдумчиво относиться к природе.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества и чувств.

Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний.

Одна из основных целей ознакомления детей с природой — это формирование начала экологической культуры дошкольников.

А одним их эффективных путей воспитания экологической культуры является организация детского экспериментирования, проведение опытов.

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Это объясняется тем, что им присуще наглядно — действенное и наглядно — образное мышление, и экспериментирование, как не какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а впервые три года — практически единственным способом познания мира.

В экологическом воспитании экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

В своей работе я использую экологическую программу С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая, на мой взгляд, отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Но аспект опытов и экспериментов в познавательной деятельности с явлениями и объектами природы в данном источнике был практически не раскрыт. Поэтому наряду с ней частично использую программу «Природа наш дом» Н. А. Рыжовой.

Для того чтоб выстроить работу системно, в определённом логическом порядке, разработала комплексно — тематический план по экспериментальной деятельности для старшей и подготовительной группы. Учитывая приоритетное направление метода экспериментирования в экологическом воспитании, включила в план наблюдения, эксперименты, опыты, а так же самостоятельную деятельность детей в уголке экспериментирования.

Познавательно — исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности. Возможны следующие сочетания:

— чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно опыты и эксперименты;

— познавательно — исследовательская деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка);

— познавательно — исследовательская деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»). В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры, опыты и игры, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Назови глину», «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом» и другие.

Содержание своей работы реализую в следующих блоках педагогического процесса:

— совместная деятельность педагога с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность детей.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-исследовательских навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры — путешествия, игры — эксперименты, игры — опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.

Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская мини — лаборатория» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. Конспекты оформлены в виде таблицы, в которой указаны цели, содержание и вывод.

При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке : песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений.

В своей работе использую как традиционные методы, так и инновационные.

Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе).

Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов).

Практические (игры — эксперименты, игры-опыты).

Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.

Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Я привлекаю родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предложила родителям понаблюдать дома вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, предлагаю понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, предлагаю понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стало оформление замечательной книги «Мой домашний любимец». В неё вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе.

В нашей группе создан специальный фонд материалов, обеспечивающий работу родителей с ребёнком в домашних условиях. Сюда относится цикл домашних наблюдений за растениями и животными, картотека проведения опытов в домашних условиях, библиотечка книг о природе для семейного чтения, дидактические игры экологического содержания, природный материал для изготовления поделок в домашних условиях. Родители с удовольствием пользуются созданным фондом, что способствует воспитанию экологической культуры у детей.

Считаю, что такие формы работы сближают родителей и детей, способствуют установлению тесных контактов между ними и являются одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры.

Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников приводит к следующим результатам:

— у ребят повысился познавательный интерес к природе, повысилась потребность общения с ней;

— заметно повысилось экологическое сознание детей; большинство из них могут оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение;

— в ходе наблюдений при близком общении с природой, у ребят стали более развиты эстетические и этические чувства, что способствует осознанию ценности природы, эстетическому к ней отношению, духовному обогащению личности.

Ведущим личностным достижением моих воспитанников становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности — Природе.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы)Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию дошкольников к Дню здорового питания на МAAM (из опыта работы) Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для.

Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) Использование дидактических игр в работе с детьми младшей группы (из опыта работы) «…Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт.

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии,.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольниковОбобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников Уважаемые коллеги, спешу поделиться с вами своей радостью. Много лет занимаюсь вопросами экологического воспитания дошкольников. Обобщая.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2015–2016 учебный год. Утверждаю Директор МКОУ НШДС №5 ___/Л. Б. Битуева/ «___»___2015г Перспективный план работы творческой группы по.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на 2019–2020 учебный год Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на новый учебный год. Октябрь.

Перспективный план работы творческой группы по экологическому воспитанию дошкольников на учебный год Месяц Содержание деятельности Сентябрь 1. Заседание членов творческой группы. 2. Обсуждение и составление перспективного плана работы на.

Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»Отчет о работе «Взаимодействие с родителями по экологическому воспитанию дошкольников» К Всемирному дню окружающей среды. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наблюдений и экспериментов в работе по экологическому воспитанию дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 12:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД