Получи документы

Опыт работы «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 4–5 лет»

Вера Селина
Опыт работы «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Эстетическое воспитание – сложный воспитательный процесс. Дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами деятельности, среди которых большое место занимает рисование, лепка и аппликация. Изобразительная деятельность интересна, увлекательна для школьника. т. к. он имеет возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, комка глины, бумаги и другими средствами и способами выразительности. Этот процесс вызывает чувство радости, удивление-это так важно сейчас, потому что кругом детей окружают грустные лица взрослых, их проблемы, конфликты, неблагополучность в семье. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией дети стремятся не только выплеснуть свою энергию, но и поневоле вбирают в себя самое лучшее, самое позитивное, самовыражаясь в рисунке дети начинают творить. Передавать другим свои мысли, мечты, фантазию, становятся чище и откровеннее. В результате творчества ребенка создается что-то новое, оригинальное, проявляется развитие его воображения, реализуется его замысел и наконец самостоятельность нахождения средств и способов для его воплощения. Именно этому мы и подводим своих детей со 2-ой младшей группы. Работа по изодеятельности проводилась по методике Т. С. Комаровой с использованием нетрадиционных способов изображения. Занятия в основном были комплексные, на них использовалась музыка и художественное слово, введение персонажей из различных видов театров: теневого- пальчикового. Проведенные в конце учебного года контрольные срезы показали, что овладение изобразительной деятельностью соответствует среднему уровню. Конечно, многое было списано на возраст детей, не всегда дети замечали контрастность сочетания цветов, с трудом ориентировались в выборе эмоционального отношения, к выбору той или иной картины / грустная, веселая, радостная, печальная\. Наблюдалось отсутствие замысла, самостоятельности изображения,недостаточное владение техникой. А самое главное то, что изобразительное творчество не находило себе места в самостоятельной продуктивной деятельности вне занятия. Проанализировав всю свою работу за прошлый учебный год мы пришли к выводу, что причинами повлиявшими на данный результат стали: 1. Недостаточный жизненный опыт детей, малое количество наблюдений, бесед, чтения художественной литературы. 2. Слабая взаимосвязь изодеялельности с другими видами деятельности- музыкой, художественной литературой, развитием речи, конструированием и т. д. 3. Непродуманность в планировании. 4. Недостаточное овладение техническими навыками, средствами и способами изображения. 5. Несоответствие предметно-развивающей среды поставленной задаче. Чтобы привести в соответствие задачи по развитию творческих способностей у детей в изодеятельности с требованием Федерального Государственного Стандарта, а именно: - воспитатели обеспечивают условия для творческой самореализации детей в изодеятельности. – педагоги создают условия для развития свободного творческого отношения к изобразительной деятельности. – педагоги обучают детей различным техникам изобразительного творчества, делая акцент на эстетической сущности изображения, а не формальном копировании предметов. В начале учебного года было решено: 1. Привести в соответствие с ФГОС- развивающую среду, планирование, связь с музыкальным руководителем. Но прежде всего мы начали с самообразования, помимо действующих у нас методик Т. С Комаровой и Т. Г Козаковой, мы познакомились с методикой Г. С. Швайко, с учебным пособием Григорьевой Г. Г., с методикой Т. Н. Дороновой. Прошли курсы повышения квалификации воспитателей при НИРО. Все это помогло нам определится с планированием в дальнейшей работе по изо с детьми в младшей группе. В начале учебного года мы привели планирование в определенную систему: а / намечена определенная связь с другими видами деятельности. б/ строили занятия по изо таким образом, что его тематика проходила не только через все виды деятельности, но и была отражена в наблюдении, рассматривании картин и иллюстраций, в чтении художественной литературы, чтобы при подходе к изображению, ребенок мог отобразить в нем накопленный жизненный опыт по данной теме. Так, например, чтобы было понятно, рассмотрим планирование при подготовке к рисованию птицы «Грач», мы начали с чтения отрывка из рассказа О. Цингер «Грачи прилетели». Наблюдали грача на участке, проводили наблюдения за птицами га участке детского сада, учились наблюдать, выделять основные части тела: голова, туловище, крылья, длинный клюв-хвост, как они соотнесены друг с другом, как изменяется их положение при движении, обращали внимание на цветовые особенности грачей: клюв у старого светлее, а у молодого черный. Переходы окраски белее темного цвета к более светло- серому. В группе проводили рассматривание картин Саврасова «Грачи прилетели», сюжетные картинки по В. Гербовой. Привлекали различный дидактический материал, а именно: использовали игры Г. С. Швайко «Сложи такой предмет» Игровые задания: а. Подобрать точно такие же по форме и величине детали и наложить их на детали нарисованных предметов. Б. Выложить из овалов и кругов на свободных клетках карточек такие же предметы. В. Поменяться с соседом карточкой, рассмотреть, какие предметы на них нарисованы, и попросить у воспитателя фигуры: овалы и круги большие, маленькие или средние для выкладывания предметов. Например:; «Для одного цветка мне нужно маленькие кружки, а для другого- маленькие кружки и маленькие овалы». Дидактические игры были даны в порядке усложнения, конечный результат которых предусматривает умение детей выбирать различные варианты изображения животных-в данном случае птицы- при помощи геометрических фигур. Другой цикл дидактических фигур по цвету. 1. «Радуга» Цель: закрепить у детей знание цветов радуги в их последовательности. 2. «составь букет». Цель: научить детей различать теплые и холодные цвета. 3. «чудо краски» Цель: смешивание красок для получения новых цветов и оттенков. Данные игры проводились не только к теме «Грач», но и в течение всего учебного года,как закрепление основных цветов и обучение детей, нахождение различных цветов и оттенков, а также для умения передавать в рисунке при помощи цвета свое настроение, интонацию, выразительность-холодные цвета характерны для рисунков зимы, теплые цвета- для летней поры, для хорошего настроения- теплые цвета, для грустного- холодные. Проводился также другой цикл на эмоциональную отзывчивость по технологии М. И. Чистяковой «Психогимнастика», «Я хочу». По этим играм дети учились не только определять настроение окружающих людей, сверстников, но и сопереживать, выразить к ним свое отношение через определенные действия. А самое главное, дети начали легко ориентироваться при изображении человека или животного по мимике. С самого начала учебного года дети знакомились с различными средствами и способами выразительности : а) природным материалом - листьями разных деревьев, при составлении композиции использовались семена шишки, ореховые скорлупки; б) бросовым материалом -поролон, ткань, различные крупы, опилки, перья птиц; в) использовали в своей работе метод тычка, рисование углем, фломастерами, ручкой, акварелью, пастелью, мелками. Вернемся к теме «Грач». При выборе средств и способов выразительности для передачи образа грача дети были подведены к самостоятельному выбору. После полученных знаний о граче, дети нашей группы самостоятельно определились в выборе средств и способов необходимых для изображения птицы - (уголь, пастель темных тонов, фломастер, гуашь. птичьи перышки.) Большая работа была проведена с родителями, которым предлагалось провести ряд мероприятий, способствующих решению задач, а именно рисованию грача. Скоординировали эту работу с музыкальным руководителем, который приходил в нашу группу попеть с детьми песенки о птицах весны, послушать записанный на магнитофон голос грача. Одновременно с этим в группе с детьми было разучено много загадок и стихов о граче. И только после всего этого с детьми было проведено комплексное занятие по рисованию «Грач-птица весенняя», где дети самостоятельно выбирали выразительные средства и способы, вспоминали стихи, загадки, повадки грача, части тела и их особенности, цвет, и отображали это все в рисунке. Но самое главное, что дети в самостоятельно продуктивной деятельности вне занятий начали выплескивать все свои знания, искать новые подходы, материалы, вообще творить. Так на примере одной темы «Грач» мы раскрыли вам весь объем работы так необходимый для развития творчества, воображения и фантазии в изодеятельности. Необходимо также рассказать о системном усложнении при изображении одного итого же предмета. Это хорошо прослеживается в рисунках по теме «Дерево». Мы вам расскажем о способах изображения, используя методику Г. С. Швайко. 1. Усложнение по цвету. «Дерево с желтыми листьями»- использование одного цвета. 2. «дерево с разноцветными листьями»-использование трех цветов (желтый, оранжевый, красный.) 3. «Облетели с деревьев последние листочки». Дети изображали хмурый осенний день (небо серое), цвет у листьев уже не красный, не желтый, на земле много мокрой, темной листвы- коричневый цвет. При изображении листьев использовали прием вертикального мазка,способ тычка поролоном, размывка по сырому. При анализе занятий обращали внимание на форму. У детей стволы деревьев получались толстые, тонкие, неровные, наклонные, но много было и ровных стволов. А теперь мне бы хотелось раскрыть задачи по развитию творчества, которые мы решали на занятии по изодеятельности, и как мы к ним подошли. Мы учили детей наполнять рисунки содержанием, а значит рисовать дополнительные детали. Для этого мы использовали дидактическую игру Г. С. Швайко «У кого другой снеговик». Учили находить сходство и различие в деталях одинаковых предметов. Первый вариант игры –набор у ведущего, другой- на столе. Объясняю детям игровые действия и правила: «Я вам покажу своего снеговика. Посмотрите, что у него надето на голове и что он держит в руке. Тот, кого я вызову, возьмет любую картинку со снеговиком. Мы сравним их и узнаем, чем они отличаются. Сравнивать будем так, как будто наши снеговики разговаривают друг с другом». Воспитатель: «У меня на голове ведерко. А у тебя?» Ребенок: «А у меня колпачок». Воспитатель: «У меня ветка ели. А у тебя?» и т. д. Картинки с двумя разными снеговиками ведущий вставляет в кармашки наборного полотна. Затем показывает другую картинку, и игра продолжается, пока не образуется шесть пар разных снеговиков. Ведущий подчеркивает, что в каждой паре снеговики с разными головными уборами и разными предметами в руках. Второй вариант игры «Найди одинаковых снеговиков». Вставить в наборное полотно 4-6 картинок с изображением разных снеговиков. Загородить наборное полотно ширмой и поменять одну картинку на вторую из другого набора. Открыть картинку и спросить все ли снеговики разные. Тот, кто найдет одинаковых снеговиков, получит лишнюю парную картинку. Выигравшими считаются дети, которые получили парные картинки. Начинать игру можно с 4 картинками. Если дети легко справляются с игровым заданием, увеличить количество картинок до 6, и меняем - не одну, а две картинки. Так мы в процессе игры вычленили массу дополнительных деталей на голове у снеговика - ведро, миска, колпачок, прическа из палочек, горшок и др., а в руке у него клюшка, метла, шарик, флажок, веточка. Для развития творчества детей и наполнения содержанием их работ мы стали использовать контур. Это высвобождает время для творчества, для изображения дополнительных деталей. Разнообразное расположение контурных изображений наталкивает детей на мысль, что животные, птицы могут двигаться, принимать разные положения. Сделали трафареты, изображающих животных в разных положениях. Поместили их в уголок ИЗО. Здесь нам помогла методика Утробиных, которая предлагает заранее нарисованный воспитателем, простым карандашом, контур. Предлагаем обвести его пальчиком вслух, назвать части этих предметов, вычленяя форму. В контурах форма хорошо видна. – На что похожа голова? - На круг. – А туловище? - На овал. – Хвостик? - Овал. – Уши - треугольные, или овал, или круг. Чтобы у детей не закрепилось однообразного шаблонного изображения предметов, даю возможность по разному располагать однородные предметы, вводя их в сюжет. Дети дорисовывали мордочки, угощение зверьку или птице, предметы, окружающие объекты. На данном занятии мы раскрыли перед вами одну из форм достижения творческого развития у детей. Мы закрепили умение наполнять рисунки содержанием, а значит рисовать дополнительные детали. Конечно, была большая предварительная работа (наблюдение, рассматривание, обследование и т. д.) Нам удалось создать предметно-развивающую среду, которая в определенной мере соответствует ФГОС- это дидактические игры, ширмы, выставочные доски для продуктивной деятельности детей, откидные мольберты, настольные и напольные мольберты, разнообразные выразительные средства. Создали зону отдыха, где оформили полочку с репродукциями великих художников, поместили альбом «Наша семья», любимые игрушки, книги, шкатулку «Наши добрые дела» с сердечками, которые расцвели цветами от добрых дел. А чтобы повысить интерес к геометрическим формам, мы решили «оживить» их, изобразив их в виде веселых человечков и обыграв их. Затем пустили «гулять» по группе, поселив на шторах. Украсили диванчик для отдыха разноцветными формами. Мы поделились с Вами накопленным нами опытом работы по развитию творчества в изодеятельности. Кого заинтересует наша работа, мы будем очень рады. Мы надеемся, что Вы поделитесь с нами своими новинками, и поможете, еще более, усовершенствовать нашу работу.

Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 4–5 лет“» размещена в разделах

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Проект «Развитие творческих способностей детей 3–4 лет в изобразительной деятельности» Развивать творческие способности детей необходимо во всех видах деятельности – на занятиях, в свободной деятельности, в театрально-музыкальной.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивкеРазвитие художественно-творческих способностей детей с ОВЗ через организацию кружковой деятельности по вышивке Цель • Создание оптимальных условий для развития индивидуальности ребёнка, его художественно - творческих способностей и коммуникативных.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 4–5 лет»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 20:06
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности у детей 4–5 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Селина (УИ 292956) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД