Получи документы

Опыт работы «Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

Наталья Владимировна Мамонтова
Опыт работы «Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

Всем нам хорошо известно, что пение является одним из важнейших видов музыкальной исполнительской деятельности человека, а ребенка дошкольного возраста особенно. Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему совершенному искусству» и подчеркивал: «Пение первоначально и существенно подобно разговору».

Публикация «Опыт работы „Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Из этого следует, что само пение, как сложный процесс взаимодействия дыхания, звукообразования и звукоформирования, играет важную роль в развитии речи ребенка и уже давно используется, как одно из реабилитационных средств в работе с детьми, у которых в речи имеются различные нарушения.

Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, испытывают удовольствие от коллективного хорового и сольного пения. Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, при этом тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение.

Я считаю, что пение помогает исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, «проглатывание» окончаний слов, способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

На своих музыкальных занятиях применяю упражнения, задания, игры для развития речи уже с младшего возраста.

Речь ребенка в этом возрасте представляет собой отдельные слова, небольшие фразы, дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей. При этом слух контролирует правильность звукоподражания. Это благотворно сказывается на развитии не только музыкального слуха, но и фонетико-фонематического, т. к. установлено, что хороший музыкальный слух является лучшим подспорьем в развитии фонематического слуха. Для успешного развития речи большое значение имеет работа всего голосового аппарата, в том числе – подвижность губ и языка.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, зная, что ведущим видом деятельности является игра, упражнения на артикуляцию провожу в игровой форме.

Данную работу начинаю с детьми младшей группы. Первоначально уделяю внимание активизации певческого аппарата. Дети, у которых еще не развита речь, учатся открывать рот, изображая игровые образы, издавая речевые звуки. Например, упражнение: «Мишка устал», «Погреем ладошки», «Паровоз гудит» и т. д. Особое внимание уделяю звукообразованию, формированию гласных звуков «а», «о»… при этом учу открывать «высокий рот», а не «широкий». Например, в попевке «Кошкин дом» - формируем рот как «колокольчик». Такие игровые приемы позволяют с интересом многократно повторять упражнения, что необходимо для закрепления навыков.

К 4-5 годам, т. е. в средней группе, дети имеют определенную подготовку, у них сформировались некоторые певческие навыки, укрепились голоса, более организованным стало дыхание, более точным произношение отдельных слов, звуков. Все это позволяет успешно использовать пение в работе по развитию речи уже с самого первого этапа знакомства и разучивания песни, когда дети расширяют свой словарный запас, определяя настроение песни и рассказывая о ее содержании. Поэтому я стараюсь побуждать детей говорить, как можно больше слов о музыке, поощрять активных, а детям с небольшим запасом слов предлагаю обобщать названные определения и постепенно подвожу к самостоятельным высказываниям.

Т. к. певческое дыхание неотделимо от речевого, то эта работа оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Для развития дыхания полезно пропевание или произнесение на выдохе гласных звуков, открытых слогов (да, ля, ба, фраз, начиная с коротких, и, постепенно переходя к более длинным: «Я иду гулять», «Песни звонко мы поем». При этом идет работа и над дыханием, и над дикцией.

К старшему возрасту увеличивается познавательная и, особенно, развивающая роль пения, т. к. общее развитие ребенка, укрепление его физических сил оказывает положительное влияние на совершенствование голосового аппарата. Работа по развитию речи посредством пения является более плодотворной, т. к. у детей уже имеются некоторые навыки звукообразования, дыхания, дикции.

Полученные знания и умения в пении, дают положительные результаты в развитии речи. В работе над дикцией я работаю над артикуляцией, показываю губами как правильно проговаривать текст. Это позволяет детям следить за правильным произношением, положением губ, точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни. Детям интересно отгадывать слова песен или фраз, которые педагог произносит одними губами. Этот прием организует внимание детей и побуждает их к более четкому произношению слов. Особенно помогает показ теми детьми, которые уже научились это делать. Полезны также такие приемы как:

- пропевание слов с разной интонацией;

- пропевание слов песни шепотом;

- проговаривание слов песни без музыки в ритме мелодии;

- проговаривание текста без музыки, с выражением.

Стараюсь побуждать детей говорить, как можно больше слов о характере и настроении песен.

Применяю дидактические игры : «Эмоции», «Смайлики», «Семья медведей», «Удивительный светофор».

На занятиях предлагаю в качестве распевания исполнения простых попевок, где есть повторяющие слова или слоги. В игровой форме закрепляю и развиваю навыки дыхания, звукообразования, дикции, формирую у дошкольников чувство ансамбля.

Говоря о роли пения в развитии речи ребенка, нельзя не сказать о тех положительных результатах, которые можно получить, используя народный фольклор.

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. Народные песни, частушки, потешки, хороводы, игры с пением стараюсь использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную игровую деятельность. И, конечно же, самое главное то, что произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух. Некоторые из них можно инсценировать, при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-сорока», «Две тетери»).

В работе с детьми по развитию речи на музыкальных занятиях я часто использую прибаутки, скороговорки, игровые песни, хороводные игры. Прибаутки особенно необходимо использовать в адаптационный период, т. к. они успокаивают, отвлекают ребенка.

Кроме этого они очень важны для воспитания музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.

Особенно трудны для детей скороговорки, но веселая словесная игра увлекает, а сама скороговорка запоминается на всегда. Некоторые скороговорки музыкально интонируются, к ним даны напевы. Исполнить скороговорку, интонируя ее простейшую мелодическую попевку легче, чем просто произносить.

А благодаря тому, что пением можно заниматься и без музыкального сопровождения, то его можно широко применять в самостоятельной музыкальной деятельности и повседневной жизни дошкольников.

Не одно музыкальное мероприятие не проходит без хоровода. Это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство связано с элементами театрализованного действия и хореографией. Отличительной особенностью хоровода является объединение ребят, возможность почувствовать робким детям руку друга. В сюжетах хороводных песен отражен быт людей, красота родной природы. Мелодия понятна и доступна для исполнения. Все эти особенности позволяют вовлечь в процесс пения большое количество детей. И, конечно же, исполнение хороводных песен положительно влияет и на развитие речи («На горе-то калина», «Во поле берёза стояла» игра «Плетень»).

Итак, подводя итоги своей работы, я с уверенностью могу сказать, что значение пения в развитии речи и исправлении речевых нарушений очень велико. Именно благодаря пению у ребенка вырабатываются навыки правильного дыхания, четкой дикции, звукоформирования, улучшается работа артикуляционного и голосового аппарата, расширяется словарный запас, развивается память и мышление.

Публикации по теме:

Роль балансборда в развитии детей дошкольного возрастаРоль балансборда в развитии детей дошкольного возраста Балансборд — популярный и эффективный инструмент для улучшения общего физического развития детей. Эти доски одновременно веселые и сложные,.

Опыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игрОпыт работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством театрализованных игр Консультация для родителей на тему: «Речь развиваю в театр с детьми играю» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2024 в 14:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД