Ольга Мамаева
Сообщение на педагогическом совете «Работа с родителями по привитию детям дошкольного возраста трудовых навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие школьников в общественно полезном, производительном труде, является действительным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности, её физического развития. Как бы не сложилась дальнейшая судьба ребенка, трудовые умение и закалка потребуются им в любой сфере деятельности. Вот почему трудовой элемент в дошкольном воспитании с давних времён выступает как весьма существенная педагогическая система. Трудовое воспитание дошкольников - это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Ещё большее значение приобретает трудовое воспитание в условиях научно- технического прогресса и рыночной экономики, когда от человека требуются высокая квалификация, широкий технический кругозор и способность к быстрому овладению более совершенными трудовыми умениями и навыками. Вот почему приобщения детей уже с дошкольного возраста в той или иной форме трудовой деятельности, организация трудового воспитания всё более и более пробивают себе дорогу в образовательных учреждениях большинства стран мира, становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Публикация «Сообщение на педагогическом совете „Работа с родителями по привитию детям дошкольного возраста трудовых навыков“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Основная цель в работе с семьей дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребенка. Первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, требований, создании достаточных условий для приобщения детей к труду.
Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье едины: и педагог, и родители хотят видеть ребенка трудолюбивым, обладающим навыками доступного труда, с уважением относящимся к труду людей, проявляющим бережное отношение к результатам труда, оказывающим помощь взрослым в семье.
Работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:
а) параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
б) взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
в) организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье.
На основе принципа параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи решается задача воспитания у детей самостоятельности. Этот принцип следует понимать как единство требований, приемов обучения трудовым действиям, содержания труда.
Воспитанию самостоятельности и ее значению в развитии ребенка целесообразно посвятить отдельную беседу с родителями. Очень важно показать им возможные последствия правильного и неправильного понимания важности этого качества как основополагающего в формировании нравственно-волевых сторон личности.
Следует объяснить родителям, что воспитание происходит в деятельности, в постоянных упражнениях в доступных ребенку действиях. Первые трудовые действия доступны дошкольнику, и именно в них может быть реализована потребность в самостоятельности.
Второй подход к достижению единства в работе детского сада и семьи основан на принципе взаимодополнения.
Жизнь ребенка и в детском саду, и в семье содержит большие возможности для включения его в труд, направленный на удовлетворение потребностей коллектива.
Но содержание труда различно, и это сказывается на формировании трудовых навыков. Так, в детском саду ребенок накрывает на стол, только когда дежурит. В семье ему может быть поручено постоянное участие в этом деле, и это должно быть понятно ребенку.
Педагог должен разъяснить родителям, что ребенку, особенно старшего дошкольного возраста, доступно участие в труде, забота о членах семьи.
Такое приобщение к труду делает его членом семейного коллектива и имеет большое значение в воспитании любви к родному дому.
Естественно, на первых порах придется не раз напоминать ребенку о его обязанностях. Но, когда обязанности становятся постоянными, они начинают осознаваться ребенком как обязательные.
Третий подход к достижению единства в работе детского сада и семьи основан на принципе организации совместной деятельности детей и взрослых в детском саду и семье. Например, дети могут вырастить в группе детского сада настурцию к празднику 8 Марта, заблаговременно посеяв семена, отнести домой маме. И наоборот: родители в семье могут ремонтировать игрушки, изготавливать атрибуты для карнавальных костюмов и для детского сада. К такому труду можно привлекать и ребят, определив для них доступные им операции. И какой гордостью наполняется ребенок, принося поделку в детский сад: его мама или папа такие умельцы! И он вместе со своими родными участвовал в изготовлении таких нужных детям предметов.
Кроме того, полезно организовать совместную деятельность родителей, педагогов и детей в детском саду.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду. Не следует понимать это только как помощь со стороны родителей : общие цели, общие переживания побуждают взрослых к активности, проявлению инициативы. Группа, в которой воспитывается их ребенок, становится роднее, родители становятся членами педагогического коллектива, выполняющего задачи воспитания дошкольников, и дети ощущают себя причастными ко всем делам.