Светлана Фадеева
Сообщение на педагогическом совете «Система дидактических игр как средство формирования изобразительных навыков дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений учебной Программы дошкольного образования предусматривает содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребёнка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.
Опираясь на теоретические и практические исследования отечественных педагогов и психологов, мы пришли к выводу, что игра, художественно-эстетическое воспитание и творческое развитие тесно взаимосвязаны. Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей овладевать навыками изобразительной деятельности, формируют способности к самообучению и саморазвитию. С другой стороны активное усвоение детьми навыков и умений художественной деятельности является необходимым опытом, на основе которого творческое самовыражение получает полное развитие, становится содержательным, насыщенным, приобретает эстетический характер.
Публикация «Сообщение на педагогическом совете „Система дидактических игр как средство формирования изобразительных навыков дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- ИЗО, изобразительное искусство. Игры, дидактические пособия
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста — истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, З. М. Богуславской и др.
Исследование З. М. Богуславской, специально посвящённые изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительную деятельность
Мы полагаем, что в методике руководства изобразительной деятельностью детей важно сохранять игровой способ, так как он даёт возможность решать специфические задачи изобразительной деятельности. Ведь в игре все дети чувствуют себя в естественной среде, поставлены в равные условия, каждый имеет шанс пусть на маленькую, но победу.
Мы подобрали дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи, осознать способы выполнения действий, научить понимать и чувствовать других.
Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Объяснение содержания проводится кратко, понятно, эмоционально. Иногда делаем пробный ход, во время которого учим действовать, знакомим с правилами игры. Главное же условие — все дидактические игры и упражнения согласуем с содержанием последующей изобразительной деятельности.
Дидактические игры в своей группе стараемся планировать как в совместной так и самостоятельной деятельности, при проведении НОД.
В своей работе мы используем следующие дидактические игры :
1. Игры на развитие цветовидения.
Игра: "Собери гусеничку". Несколько вариантов игры: можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
Игра: «Найди цвета, которыми нарисован петушок». Дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета которые есть на петушке.
Игра: «Что рисовал художник?». Художник рисовал осень (или др. время года, разводил краски на палитре. По сочетанию красок надо найти эту палитру.
Игра: «Арифмитические примеры» (составление дополнительных цветов из основных).
Также используем дидактические игры находящиеся в методическом кабинете:
«Костюмы для Петрушек»
Цель: научить детей подбирать контрастные цвета для костюмов Петрушек.
«Радужный хоровод».
Цель: закрепить у детей представления цветов радуги в их последовательности. Упражнять в умении рассказывать о цвете сарафанов и кокошников у матрешек.
«Цветик-семицветик»
Цель: формировать у детей навыки подбирать по цвету круг, получившийся при смешивании красок.
«Подбери чашкам блюдца»
Цель: формировать навыки различать несколько оттенков: темно-красный, красный, светло-красный, розовый.
«Найди домик для бабочки»
Цель: упражнять детей в распознавании основных и составных цветов.
«Цветное лото»
Цель: развивать у детей умение различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.
«Махровые цветы»
Цель: упражнять детей в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот.
«Составь букет»
Цель: формировать у детей навыки различать теплые и холодные тона, закрепить их названия.
«Красивый букет»
Цель: познакомить детей с основными цветами спектра и их названиями.
2. Игры по декоративно-прикладному искусству.
Игра: «Выбери полянку для лошадки».
Цель: закрепление представлений детей о видах росписи (дымковской, городецкой, гжель, хохлома).
Игра: «Собери матрешке красивый наряд».
Игры находящиеся в методическом кабинете:
«Выложи хохломской узор», «Выложи городецкий узор», «выложи филимоновский узор», «Выложи дымковский узор», «выложи гжельский узор».
3. Игры на закрепление жанров живописи:
Игры находящиеся в метод кабинете:
«Натюрморт», «Составь пейзаж», «сложи натюрморт»
Игры на предметное рисование находящиеся в метод. кабинете:
«Узнай характер героя по контурному рисунку», «Кто веселее», Игра: «Симметричные предметы"
Чтобы подтвердить положительный результат после систематического использования дидактических игр и упражнений на НОД и в самостоятельной изобразительной деятельности нами была проведена
диагностика.
Диагностика 2012-2013 учебный год (подготовительная группа) :
критерии Январь Май
В 17% 55%
С 78%% 45%
Н 5%% -
Диагностика на период 2013-2014 учебный год (средняя группа) :
критерии Сентябрь Январь
В 0% 17%
С 39% 65%
Н 61% 17%
Таким образом, результаты диагностики показали, что использование дидактических игр способствует повышению уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности. Игра кроме собственно изобразительных действий детей формирует мотивы изобразительной деятельности, развивает воображение, поддерживает потребность, желание, стремление заниматься творческой деятельностью.
Благодаря игре и игровым заданиям занятия становятся более интересными, привлекательными для детей, вызывают у них яркие эмоциональный отклик. Результат получается более высоким, так как дети не просто рисуют, а передают в изображениях образы игры.