Юлия Плешкова
Этикет в формировании личностной успешности ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этикет в формировании личностной успешности ребенка младшего дошкольного возраста
Первые правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры возникли вместе с человеческим обществом. Их главная задача состояла в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для выживания. С развитием общественной организации появлялись инструкции по поведению, вырабатывался церемониал важнейших общественных событий, формировался поведенческий порядок, отражавший жизнь той или иной социальной группы.
Публикация «Этикет в формировании личностной успешности ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Понятие этикет сформировалось в XVII веке во Франции и определялось как порядок поведения при дворе французского короля. Затем это слово распространилось на все общество и различные страны. В России слово «этикет» активно вошло в лексикон в XVII веке.
В современном исследовании И. Н. Курочкиной культура поведения – это все то, что выработало человечество в области поведения (обычаи, традиции, нравы, привычки, этикет, этические и эстетические взгляды).
Этикет – это установленный в обществе порядок, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
В последнее время слово «этикет» приобрело широкое звучание. И. Н. Курочкина отмечает большое значение в поведенческой культуре следующих принципов современного этикета:
Разумность и необходимость соблюдения правил этикета;
В основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности;
При соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность манер;
Следует помнить, что в этикете нет мелочей;
Важно умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение;
Необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций.
И. Н. Курочкина предлагает проводить обучение дошкольников правилам этикета. Данная работа проходит в два этапа: на первом, в младшей и средней группах, формируются первичные представления о поведенческих правилах. На втором этапе, в старшей и подготовительной группах, даются этикетные понятия. Связи правил и поведения, их нравственная и эстетическая основа.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Изучив технологию И. Н. Курочкиной «Этикет в формировании личностной успешности ребенка младшего дошкольного возраста» была определена тема моего педагогического опыта.
Были определены цели и задачи воспитания навыков культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста:
- Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- Учить самостоятельно, использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы»;
- Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
- Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- Формировать навыки поведения за столом.
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей использую самые разнообразные виды игр: «Каждой вещи свое место», "Хорошо – плохо», в ней ребенок отвечает на ситуации - хорошо это или плохо. Например: Помощь другу? Не нарушать указания родителей? Помогать старым людям? Когда дети ссорятся друг с другом? А если дети умеют сами договариваться в игре? Какие поступки дольше помнятся: хорошие или плохие? «Веселые переглядки», «Я поступил хорошо, когда….», где дети рассказывают истории, продолжая данное предложение.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т. п.) также присутствуют правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры, это игры-драматизации, игры-инсценировки. Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Например, с детьми мы готовили постановку сказки «Репка». В ходе ее разбора я обращала внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивала правила поведения зрителей в театре. Мы вспоминали привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.
Наибольшее значение для формирования культуры поведения детей имеют игровые и практические ситуации, в которых дети реально разрешают жизненные проблемы: «Научим наших кукол здороваться и прощаться», «Покажем Мишутке, как принимать гостей», «Поздравим Ксюшу с днем рождения». Культурные привычки формируются постепенно, поэтому регулярная организация таких ситуаций помогает детям получить необходимый опыт культурного поведения.
В свободное время мы используем сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговариваем с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.
Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Вывод: таким образом, педагогическая технология Курочкиной способствует формированию социальных навыков, способов поведения, культуры поведения, успешности в формировании этических норм и правил у детей младшего дошкольного возраста.