Оксана Гридь
Первые уроки нравственности у детей раннего возраста с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 40 г. Липецка
Сообщение
на тему:
«Первые уроки нравственности для детей раннего возраста с нарушением зрения»
Воспитатель: Гридь О. В.
Публикация «Первые уроки нравственности у детей раннего возраста с нарушением зрения» размещена в разделах
Что такое нравственность? Нравственность – это способность видеть разницу между правильными и неправильными намерениями, мыслями, поступками и поведением. Родители должны привить ребенку с нарушением зрения эти понятия – это основная цель всего процесса воспитания. Нравственное развитие ребенка с нарушением зрения связано с понятиями о морали, которым ребенок учится с младенчества и на протяжении всей взрослой жизни.
Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух - трех лет. Но если не начать говорить о воспитании нравственности, когда ребенок с нарушением зрения совсем мал, то разговор о ней через несколько лет может просто оказаться запоздалым.
В раннем возрасте ребенок с нарушением зрения начинает понимать, что у других людей тоже есть права и потребности. Однако он еще не осознает разницы между правильным и неправильным. В возрасте 2–3-х лет малыш с нарушением зрения может чувствовать вину и придерживаться нравственного поведения, основанного на эмпатии. Основываясь на реакции родителей, ребенок с нарушением зрения понимает необходимость слушаться их, так как:
• ребенок знает, что забирать игрушки у младшего брата – плохо, потому что за это родители могут его наказать;
• он не понимает, почему нельзя толкать сверстников, но знает, что будет за это наказан;
• ребенок обычно придерживается установленных правил, чтобы избежать наказания.
Нужно ли наказывать малыша с нарушением зрения? Принимая то или иное решение, помните, что наказание ребенок никогда не должен воспринимать как проявление родительского раздражения и власти над ним. Если вы уже наказали малыша (естественно, не физически, то он должен воспринимать его как результат своего плохого поведения. Наказание маленького ребенка с нарушением зрения в частности, вопрос очень сложный. Никто не станет оспаривать, что в отдельных случаях может возникнуть необходимость в порицании ребенка. Но оно должно быть выражено лишь словесно и эмоционально неодобрительным словом, взглядом, нежеланием общаться, но ни в коем случае не шлепать ребенка с нарушением зрения, ставить в угол, лишать сладости и чего-то другого. Заботясь о нервной системе малыша, нужно с первых лет воспитывать правдиво, без хитрости и обмана. Иногда родители прибегают ко лжи как к спасению. Например: «Съешь кашу, куплю тебе машинку» и т. д. Но игрушку вы не покупаете и у ребенка с нарушением зрения формируется представление о лжи, как о допустимом в общении людей форме поведения. А это чревато серьезными последствиями в скором будущем.
Что же мы будем иметь в виду, когда станем пользоваться по отношению к самым маленьким нашим детям с нарушением зрения понятием «нравственность»? Прежде всего, задатки тех личностных качеств малышей с нарушением зрения, о которых следует позаботиться уже сегодня - доброты, отзывчивости, трудолюбия, смелости, общительности. И, конечно, элементарные представления малыша о своем родном доме, улице, городе, которые в последствии лягут в основу его представлении о Родине.
Дети с нарушением зрения учатся морали у самых близких им людей. Чтобы помочь в этом ребенку с нарушением зрения, родители могут предпринять следующие шаги:
- мотивируйте ребенка действовать в рамках приемлемых норм;
В двух - трехлетнем возрасте у малышей с нарушением зрения пробуждается интерес к другим детям. Вот вы заметили, что на прогулке ваш сынишка засмотрелся на играющих детей : перестал играть и, не отрываясь, наблюдает за играющими. Конечно, желание играть со сверстниками не появляется само по себе. Теперь он не просто засматривается на других детей, но и проявляет совершенно определенную готовность общаться. Помогите малышам с нарушением зрения познакомиться, поощрите желание сынишки поделиться атрибутами для игры, соорудите вместе с детьми несложную постройку, порадуйтесь коллективным успехам.
- хвалите ребенка каждый раз, когда он проявляет позитивное поведение и демонстрирует правильное моральное поведение. Так ребенок с нарушением зрения поймет, чего от него ожидают;
Доброжелательное отношение двух - трехлетнего к сверстникам - важное нравственное умение, которое родители должны лелеять и развивать, потому что умение, сотрудничать с другими обеспечивает малышу эмоциональный комфорт, отвечает его потребности.
Общение со сверстниками обогащает опыт контактов ребенка с близкими взрослыми, вносит в них новую, живую струю и, кроме того, облегчает ему общение с посторонними взрослыми.
Хорошо, если ваш ребенок с нарушением зрения будет часто общаться с малышами на прогулке, в гостях. Пока они не столько играют вместе, сколько рядом, но при этом у них уже вырабатывается понятие «Я» и «Мы», которые в дальнейшем будут тесно связаны.
Ваши дети с нарушением зрения внимательно наблюдают за вами. Придерживайтесь правил, которым вы учите ребенка с нарушением зрения, показывайте ему хороший пример.
Привить ребенку с нарушением зрения какие-либо моральные ценности непросто. Предлагаем несколько советов по этому поводу:
• - объясните ребенку моральные принципы, которые, по вашему мнению, имеют первостепенное значение;
• - расскажите ребенку, как плохое поведение влияет на других и на него самого. Например: «Если ты говоришь неправду, однажды тебе никто не поверит»;
• - объясните ребенку, что хорошие поступки имеют хорошие последствия;
• - убедитесь, что вы выполняете свои обязательства и обещания, данные ребенку, и проявляете доброту к нему;
• - подавайте ребенку хороший пример высокоморального поведения;
• - поощряйте занятия, которые учат ребенка нравственности.
Кроме того, чтобы стать хорошим примером для подражания для вашего ребенка с нарушением зрения, вам следует научить его правильным с моральной точки зрения моделям поведения.
Еще одним компонентом нравственного воспитания малышей с нарушением зрения является бережное отношение к природе. Общаясь с близкими взрослыми, ваш малыш научается бережно относиться к окружающей природе. Взрослым необходимо поддерживать интерес к живой и неживой природе, а также доброжелательное и заботливое отношение к ней. С ребенком с нарушением зрения можно вместе полить цветы, покормить рыбок, накрошить птичкам крошек, взрыхлить землю возле кустарников. Необходимо рассказать ребенку с нарушением зрения правила бережного отношения к природе - не рви, не топчи, не ломай, не порть без нужды, не мучай, не сори. Если это ребенок с нарушением зрения усвоит с раннего возраста, то он никогда не сорвет цветок с клумбы, а только понюхает его и т. д.
В этом возрасте необходимо приучать ребенка с нарушением зрения к труду. Труд-это источник нравственного воспитания человека. Нельзя рассчитывать на то, что завтра мы воспитаем в ребенке с нарушением зрения трудолюбие, нужно начинать уже сегодня. Ребенок с нарушением зрения в этом возрасте уже может убрать за собой игрушки, поставить на место книжки, сложить в определенном месте одежду. Если у вашего трехлетнего малыша есть готовность и желание помочь вам, выполнить элементарное трудовое поручение без вашей помощи, дорожите ею! Никогда не говорите ему: «Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда.» Он не умеет ждать серьезного завтра, когда, наконец, ему доверят что-то. Поэтому пусть он растет, понемногу приобретая трудовые навыки и умения, доступные для его возраста.
В желании вашего ребенка с нарушением зрения прийти вам на помощь, когда она требуется, выражена привязанность малыша к родителям, стремление действенно продемонстрировать ее. Появление такого желания - показатель хорошего нравственного развития ребенка с нарушением зрения раннего возраста. Очень важно, чтобы к концу третьего года жизни ребенок с нарушением зрения понимал, что любить мать и отца - это прежде всего заботиться о них, проявлять послушание, умение сделать приятное. Показывайте малышу с нарушением зрения на личных примерах, в чем выражается ваша любовь к нему самому, к другим членам семьи, приобщайте к заботе о каждом из них.
Нравственное развитие ребенка с нарушением зрения не менее важно, чем физическое и психическое. Вам не нужно ждать, пока ребенок вырастет, чтобы объяснить ему моральные нормы. Начинайте с раннего детства станьте для ребенка хорошим примером. Так ребенок с нарушением зрения сможет перенять ваши моральные ценности и сделать их неотъемлемой частью своей жизни.