Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования

Ольга Мардамшина
Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования

"Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"

Всем известно, что изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития ребенка, а для детей с нарушением зрения еще и служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Однако, педагоги нередко замечают, что у детей с ослабленным зрением полностью может отсутствовать интерес к продуктивной деятельности. Нежелание рисовать сопровождается неуверенностью в своих изобразительных способностях. Ребенок может сказать: "Я не люблю рисовать", "Я не буду/не хочу рисовать, потому что не умею". Почему дети так говорят? Они испытывают целый ряд сложностей в процессе продуктивной деятельности.

Это, и недостаточно сформированный зрительный образ, и медленная скорость восприятия объекта (рассматривание натуры, игрушки, иллюстрации, и медленная скорость самой деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования, и сложность в различении темных цветов и оттенков (фиолетовый, синий, темно-зеленый, а так же неудовлетворенность качеством своей работы, кажущаяся "небрежность" рисунка. (Слово "небрежность" берем в "", т. к. ребенок, работая с окклюдером на лучше видящем глазу, старательно выводит линии, контуры, работа кажется ему аккуратной, без клякс, но только он снимает окклюдер - сразу может увидеть на рисунке все свои неточности. Результат не оправдывает его ожидания.) И как следствие, эти и другие проблемы порождают неуверенность ребенка в себе.

Что делать? Как помочь преодолеть эти трудности детям, чтобы они могли почувствовать себя успешными. В первую очередь, необходимо подобрать удобные качественные материалы для рисования.

Карандаши.

Цветные карандаши должны быть "мягкими", яркими, оставлять четкую линию даже при среднем нажиме, наиболее подходящими будут акварельные, ими можно рисовать даже по сырой бумаге. В качестве альтернативы восковым мелкам можно предложить масляную пастель. Она мягче, структура мелка рыхлая, нарисованная линия получается ярче и толще.

Кисти.

Очень часто мы просим провести ребенка тонкую линию концом кисти. Но ему сложно контролировать нажим, т. к. дети не могут точно определить расстояние от кончика ворса до поверхности листочка бумаги. В данном случае, нейлоновые кисти - настоящая находка для детей с ослабленным зрением, прикоснувшись к поверхности рисунка, он почувствует это, упругий синтетический ворс сам "подскажет" ему о силе нажима.

Бумага.

Для работы акварельными красками, карандашами, пастелью предложите детям бумагу для акварели. Карандаш и пастель будут оставлять яркую толстую линию, шероховатости на поверхности бумаги придадут изображению благородную "рыхлую" фактуру, придающую некоторый объем. А разные цвета акварели, медленно разливаясь по бороздкам и волокнам влажной бумаги и сливаясь между собой, будут образовывать удивительные "пушистые" пятна, что позволяет поверить детям в волшебные свойства краски. Дети удивляются результату, получают восторг от такого рисования и с удовольствием берутся за новую работу в следующий раз.

Некоторые дети с нарушением зрения боятся начать рисунок, сомневаются в последовательности своих действий, испытывают трудности в передаче формы предмета, пропорций, ориентировке на плоскости листа, в построении композиции. Для развития уверенности В. А. Феоктистова, Т. П. Головина, Л. В. Фомичева, А. М. Витковская и др. обращают внимание педагогов на то, что "Работая с детьми с нарушенным зрением, необходимо помнить, что на начальном этапе надо поупражнять руку. Следует учить рисовать отдельные линии, тренировать руку, придать ей смелость. "

Основываясь на рекомендации авторов, я решила использовать в работе "тетрадочки-помогалочки", в которых можно потренироваться, не боясь ошибиться. Это обычный скоросшиватель с файлами, рисуют дети маркером для белой доски, не понравившееся изображение можно стереть неоднократно. В качестве основы для рисования детям предлагается чистый лист бумаги, либо с нарисованными линиями (например: линия горизонта, часть овала, спиралевидная линия, точками и линиями (они служат опорными знаками, помогающими дорисовать сложную форму). Одна из трудных тем, это изображение человека, рисование портрета анфас и в профиль. В тетради на контурном изображении лица в двух плоскостях дети учатся правильно располагать глаза, нос, рот, уши, волосы. Изображая человека в полный рост, ребята могут поупражняться в рисовании схем человека в разных позах, в движении. В рабочей тетради могут быть отражены любые темы, на которые педагогу хотелось бы обратить особое внимание, где воспитанники испытывают трудности.

Благодаря такой тетради дети отрабатывают новые формообразующие движения (например: овал, капля, овоид, по этапам от простого к сложному; умение изображать перспективу (например: объекты близко - рисуем низко и крупно, объекты далеко - рисуем мелко и высоко, один предмет перекрывает другой); формируют умения рисовать портрет человека, сюжетные композиции, соблюдая пропорции.

Одним из главных моментов развития уверенности любого ребенка, и тем более с ограниченными возможностями здоровья, необходимо выделить основное важнейшее правило - это проявление интереса взрослого, родителя к продуктивной деятельности малыша, беседа о содержании рисунка, положительный анализ, похвала, восхищение работой, нацеливание на будущий успех.

Таким образом, можно сделать несколько выводов:

• для развития уверенности в рисовании детям с нарушением зрения важно предоставить такие изобразительные материалы, чтобы рисовать ими хотелось и всегда получались красивые яркие необычные рисунки; педагог помогает родителям в выборе материала к занятиям и свободному самостоятельному рисованию, и очень важно понимать, что здесь экономить на качестве не нужно.

• предлагая новую тему, детям необходима более длительная предварительная работа и особое внимание должно уделяться пробному рисованию.

• интерес к работе ребенка, положительные отзывы стимулируют его на дальнейшее творчество.

При умелом педагогическом руководстве занятия рисунком у слабовидящих детей вызывают живой интерес и желание фантазировать на листе бумаги, уверенность в процессе работы. Взрослый сможет постепенно ввести ребенка в яркий разноцветный мир, рассматривая даже самый маленький шаг в мир искусства, как огромное достижение. Задача педагога заключается в том, чтобы создать для детей комфортные условия для творческой деятельности, тщательно подбирая оборудование и планируя предварительную работу, а так же, оказывать консультативную помощь родителям малыша в подборе изобразительных материалов, организации самостоятельной художественной деятельности, анализировании и оценке рисунков, формированию интереса и положительного отношения к рисованию.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Зима
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования
Опубликовано: 11 января 2020 в 21:58
+224Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 67.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога

В православной традиции есть покровитель зубных врачей и их пациентов – это святой Антипа. День его памяти – 24 апреля – и стал Днём российского стоматолога. Есть смысл воспользоваться этим поводом, чтобы...

23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...


Горячие темочки