МААМ-картинки

Театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Ольга Клепова
Театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

В современной педагогике накоплен большой теоретический и практический опыт организации театральной-игровой деятельности в детском саду. Театром в дошкольном учреждении сейчас никого не удивишь, так зачем же вновь возвращаться к хорошо изученной теме, спросите вы.

Публикация «Театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка» размещена в разделах

На сегодняшний день, одна из главных задач воспитания в дошкольном учреждении - развитие креативной личности, способной взглянуть на проблему нестандартно, отличающейся любознательностью, инициативностью, способной найти индивидуальное решение вопросов, высказывать оригинальные гипотезы и идеи. Одним из эффективных средств развития креативной личности, воображения, творческого мышления является именно театрализованная деятельность.

Что же такое «креативность Креативность – сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности. Как раз театрализованная деятельность и обуславливает особое взаимодействие педагогов и детей на базе свободной творческой атмосферы, поощрения детской инициативы и любознательности, свободы выражения своего мнения, стремления к самовыражению и оригинальности. Этот вид деятельности способствует укреплению дружеских отношений между детьми, так как им приходится тесно взаимодействовать во время подготовки театрального действа, переживать обыгрываемые события, импровизировать для передачи образа характерного героя.

Грамотно организованная театрализованная деятельность способствует развитию в детях творчества, оригинальности мышления, образной памяти, умения находить свое собственное решение, умения отстаивать свою точку зрения, способности к выразительному движению, целеустремленности, способности доводить начатое дело до конца, умения продолжать работу, несмотря на сложности и неудачи, умения решать творческие задачи. Волшебство театра позволяет детям научиться преодолевать стереотипы мышления, разные комплексы и побудить их индивидуальные творческие способности: танцевальные, актерские, музыкальные, живописные, поэтические и т. д.

Для развития нестандартного мышления и видения через театрализованную деятельность нужно создавать определенные условия: воспитанник должен осознать свою индивидуальность, определить для себя, как говорят в актёрской среде творческое амплуа. Создаваемые условия должны также содействовать развитию творчества, нестандартного (креативного) взгляда на окружающую действительность. Ребенок должен не бояться проявлять свое творчество и здесь важно создавать для него ситуации успеха, повышать его самооценку, осознание своей индивидуальности. Создаваемые условия должны формировать у ребёнка устойчивый интерес к творчеству в театрализованной деятельности.

Создавая описанные условия, необходимо придерживаться определенных принципов:

• организовывать взаимодействие воспитателя с детьми на базе сотворчества и сотрудничества;

• обязательно учитывать индивидуальные и возрастные особенностей ребенка;

• индивидуальный подход и вера педагога в креативный потенциал каждого ребенка;

• уважать мнение ребенка, его личной позиции;

• опираться на естественный для ребенка вид деятельности – игру.

Раз уж мы заговорили об игре, скажу, что начинать развивать творческие способности детей посредством театрализованной деятельности рекомендуется как раз с организации специальных игр, которые направленны на развитие воображения, интонации, мимики, пантомимики и артикуляции. Это мини-игры, которые могут быть использованы согласно комплексно-тематическому плану работы во время проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром, художественной литературой, экологией; во время проведения оргмоментов, физкультминуток, т. е. во всех формах педагогического процесса. Приведу несколько примеров:

1. Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу» (или «Крокодил»)

Одни дети, по желанию, пантомимическим, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры воспитатель каждый раз спрашивает тех детей, которые отгадывают, по каким признакам они угадывали героев сказки.

2. Игра «Тук-тук» (младший дошкольный возраст)

(Дети приседают за спинку стула).

Воспитатель - Тук-тук! Кто здесь живёт?

Ребёнок - Это я, зайчик.

Воспитатель - Если ты зайчик, покажи мне свои ушки.

(попросить показать зайчика, попавшего лисе в лапы).

Воспитатель - Тук-тук! Кто здесь живёт?

Ребёнок - Это я, лиса.

Воспитатель - Покажи хитрую лису.

Затем дети также изображают голодного и злого волка, проворную белоч-

ку, свернувшегося в клубок ёжика, косолапого медведя.

Дети в процессе изображения разных персонажей учатся азам перевоплощения.

Следующим этапом являются творческие игровые ситуации:

"День рождения у мишки", "Играют зайки на лужайке и вдруг появляется волк, который хочет поймать их всех", "Цирк зверей".

Игры-импровизации под музыку ("Снежинки медленно падают или кружатся в снежном вихре", "Разноцветные бабочки порхают с цветка на цветок"). Дети с радостью создают образы согласно темпу и настроению музыки.

Этюды-импровизации

"Надо съесть кашу, которая не нравится", "инопланетянин в детском саду". А также самостоятельный выбор темы и её обыгрывание. Попробуйте показать свои эмоции, если вам нужно съесть кашу, которая не нравится.

Театральные этюды по изображению сказочных персонажей

Мини-постановки по текстам авторских стихов, потешек (моноспектакли).

В процессе организации таких игр-упражнений взрослому нужно обращать внимание на применение жестикуляции, мимики, движений и средств выразительности : темп, ритм речи, особенности голоса, которые помогают передавать многообразие оттенков чувств (радость, обиду, удивление). Детям помогают перевоплотиться в образ элементы костюмов, декораций, которые они выбирают сами для своих игр. Каждый ребенок проявляет характер героя по-своему, выражая свою индивидуальность и творческие способности. Когда ребенок говорит от имени определенного лица, то он быстрее раскрепощается, общается с партнером по этюду или игре. Даже самый пассивный ребенок после исполнения даже незначительной роли начинает проявлять активность, у него возникает радость творчества, снимаются внутренние зажимы, появляется уверенность, создается ситуация успешности.

Следующий этап развития творческих способностей личности - нужно переходить к инсценировке фрагментов авторских и русских народных сказок ("Теремок", "Колобок", "Как цыпленок голос искал" и т. п.).

Нужно проигрывать фрагменты сказок с разными детьми, чтобы развивать их разносторонне в процессе театрализованной игры. Такая игра раскрывает индивидуальность каждого ребенка. Благодаря обмену ролями дети начинают осваивать новые роли, подбирая самостоятельно способы выразительности, которые свойственны определенному образу, его эмоций, черт характера и переживаний. Дети на этом этапе начинают ярче проявлять свое творчество в музыкальных композициях. Здесь задача усложнена проигрыванием роли без слов, являющихся мощным выразительным средством, но зато он может проявлять свои способности движениями, опираясь на музыку.

Инсценировка детских песен

"Лев и брадобрей", "Три поросенка", "Лягушки" и т. д. Движениями и пластикой тела дети передают эмоциональный окрас песен. Дети самостоятельно разыгрывают небольшие сценки и представления, используя пальчиковый театр, театр на ложках, настольный театр и т. д., что способствует еще и развитию мелкой моторики, речи.

Чтобы театрализованные игры были эффективны для развития творчества детей, надо правильно организовать развивающую предметно - пространственную среду к которой относятся : костюмы, детали которых могут применяться для разных персонажей, т. е. такие костюмы, которые можно использовать в разных вариантах; театральные ширмы и разные атрибуты для игр по разным сюжетам, декорации, наличие разных видов театров и материалов к нему; наличие творческих мастерских в группе, где дети могут готовить все необходимое для своих творческих игр, осуществлять свое видение оформления инсценировки или спектакля. Все это должно находится в открытом доступе, периодически меняться (в соответствии с темой или сезоном). При насыщенности и вариативности среды для театрализованного творчества дети имеют возможность при подготовке к показу любого вида театрализованной деятельности попробовать сыграть любой образ, который им понравился. Дети с удовольствием обсуждают, выбирают и изготавливают декорации для своего перевоплощения, элементы костюмов; рисуют и придумывают афишу спектакля, разрабатывают пригласительные билеты. Такая подготовительная работа также способствует развитию творческой неординарности.

Каждый ребенок по-своему отображает особенности характера одного и того же героя, и если педагог обращает на это внимание, дети перенимают друг у друга мимику, жестикуляцию, ритм и темп речи, которые максимально точно выражают характер и образ героя. Желательно, но не всегда возможно привлечь к театрализованному действу всех детей в одном представлении, и если нет такой возможности, то нужно подобрать несколько вариантов мини – концерт, моноспектакль и т. д.

Следующим этапом является самореализация творческих способностей, самовыражения личности – это импровизация в процессе инсценировки, театрализованной игры; сочинение сказки на базе сюжетов, произведений; введение новых персонажей в существующую сказку, создание новых проблемных персонажей; заимствование героев из одной сказки в другой; придумывание продолжения сказки или изменение ее концовки, постановка придуманной сказки; самостоятельное изготовление декораций, кукол для театра на базе личного замысла. Сказки, придуманные детьми, могут лечь в основу игр-спектаклей, участвуя в которых дети будут играть особенно эмоционально и непосредственно.

Театр, будучи синтезом разных видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, предоставляет детям возможность проявить личные творческие способности в разных областях, потому в нем заложен мощный потенциал для развития неординарной разносторонне развитой творческой личности. Эффективность от использования театрализованной деятельности для развития креативности в личности ребенка, доказана на практике. Дети в группах, где проводится данная работа, показывают более высокий уровень развития творческих способностей. Они чаще принимают нестандартные решения, владеют ситуацией новизны, отличаются самостоятельностью в своих суждениях, упорством и инициативностью. У них отсутствует стереотипность в мышлении, постоянно появляются оригинальные, новые, нестандартные идеи, которые не совпадают с общими принятыми стандартами и нормами.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе»Доклад из опыта работы «Театральная деятельность как средство обучения детей второму языку в младшей билинвальной группе» Театр – волшебный край, в котором ребёнок радуется играя, а в игре он познаёт мир. С. И. Мерзлякова Театр – это таинство, волшебное смешное.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка»Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка» Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческой личности ребёнка" Выполнила: Махалова Ирина.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Совместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенкаСовместная деятельность педагога, воспитанников и их родителей как средство развития трудового воспитания ребенка В Федеральном государственном образовательном стандарте по дошкольному образованию указывается, что в дошкольном возрасте приобщение к.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей».Театральная деятельность по теме самообразования «Загадка, как средство речевого развития детей». Сказка о маленьком мышонке. За основу взят сценарий Олеси Емельяновой. Задачи: Позабавить детей; развивать артистические способности детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театральная деятельность как средство развития креативной личности ребенка
Опубликовано: 10 марта 2021 в 20:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД