Получи документы

Социализация детей раннего возраста

Валентина Шкарупа
Социализация детей раннего возраста

Социализация детей раннего возраста

Пояснительная записка[

Социализация ребенка - одна из важнейших задач взрослых. От того, насколько успешно начнется этот процесс, зависит его дальнейшее развитие и становление как личности. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, в течение которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний культуры, в которой живет.

Публикация «Социализация детей раннего возраста» размещена в разделах

В период раннего детства развитие ребенка зависит исключительно от социальных условий его жизни. Дошкольное образовательное учреждение - это первая ступенька социализации ребенка в обществе. Поступление в ДОУ сопровождается изменением окружающей среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. От того как малыш адаптируется в детском саду, будет зависеть его социализация на этой ступеньке.

Социализация начинается уже в младенчестве, и в дальнейшем этот процесс становится все более сложным и разносторонним, связанным с определенными трудностями. Часто дети и их родители нуждаются в помощи и поддержке на этом пути. Поэтому дошкольное учреждение должно быть территорией психологической безопасности.

В рамках психологического сопровождения детей раннего дошкольного возраста и как один из его этапов в детском саду нами разработана программа групповых игровых сеансов, направленная на социализацию дошкольников. Психологическое сопровождение осуществляется в три этапа:

1. Анкетирование родителей. Установление с детьми личностного и эмоционального контакта.

2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка в период адаптации к ДОУ, позволяющая выявить детей с низким уровнем адаптации. Развивающая работа по программе групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста.

3. Анализ результатов диагностики и развивающей работы. Консультирование родителей. Выдача рекомендаций.

В ходе психологического сопровождения детей раннего малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность; объединяться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу - это совместная радость, доброжелательность, проявляют заинтересованность, активизируются.

Социальный и эмоциональный опыт ребенка может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Негативный же эмоциональный и социальный опыт приводит к развитию недоверия к миру, нередко провоцирует агрессивные проявления, что обусловливает неадекватное социальное поведение. В детском саду вся атмосфера жизни, общение детей друг с другом способствуют накоплению ценных для развития личности переживаний. При таких условиях деятельность детей не только учит, но и воспитывает ребенка, формирует у него опыт активного отношения к окружающему.

Проектирование в нашей работе позволило нам еще более подчеркнуть и выделить весомость раннего дошкольного возраста - время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств, и еще более выделить задачу взрослого, которая состоит в том, чтобы дать правильное направление социальному и эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству со старшими.

Цель программы: создание условий для обеспечения психологического благополучия и социализации детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия.

Задачи:

вызвать интерес ребенка к сверстникам - партнерам по взаимодействию; облегчить адаптацию детей;

сформировать положительное отношение к совместной деятельности со сверстниками;

обучить одновременно выполнять одинаковые игровые действия, достигая общего результата, а также наблюдать за игрой другого ребенка; сформировать благоприятный климат в группе;

стимулировать подражание взрослому в выражении эмоциональной отзывчивости;

обучить слушать взрослого и действовать по инструкции; сформировать эмоциональный контакт взрослого и ребенка;

стимулировать формирование доверительных отношений; снизить психофизическое и эмоциональное напряжение; развить сенсомоторные навыки.

Режим работы. Программа проводится с октября по февраль из расчета 2 игровых сеанса в месяц по 10 минут (в соответствии с СанПиН и режимом дня первой младшей группы) в утреннее время - 8:10, когда все дети собираются в группе. Это время наиболее актуально, ведь некоторым малышам трудно расставаться с мамами, а игровой сеанс заинтересовывает и отвлекает их.

Ожидаемый результат: социализация детей раннего дошкольного возраста в процессе игрового взаимодействия педагога-психолога с детьми.

В результате освоения программы дети должны уметь:

эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, делиться игрушками);

использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением; поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника; подражать взрослому, действовать в игре по его речевой инструкции; играть рядом и вместе с другими детьми; самостоятельно инициировать игру; выражать свои игровые предпочтения; использовать в игровых целях разнообразные предметы; действовать, соблюдая игровые правила.

Программа включает адаптационные игры; игры, направленные на социальное, сенсорное развитие; игры-развлечения, пальчиковые игры.

Для освоения содержания программы в работе с детьми используются показ, проговаривание, сопряженные и отраженные действия, создание сюрпризных моментов, игровых ситуаций, художественное слово в процессе игр детей.

Используемые технологии:

• коммуникативные игры;

• телесно-ориентированные игры и упражнения;

• упражнения с дидактическим материалом.

Прогноз адаптации к ДОУ

На основе полученных на первой ступени программы данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации к ДОУ и на этом основании делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями будущих воспитанников, составить приблизительный график прихода новых детей. Основные тенденции (для составления графика) : в группу приходят не более 4–5 новых детей в неделю, из которых – не более 1 ребенка с тяжелой адаптацией. Кроме того, в ходе индивидуальной беседы с ребенком определяется предполагаемая степень адаптации (таблица).

Источник:

*Ю. А. Афонькина, Е. М. Омельченко. «Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста : конспекты игровых дней» ООО»Учитель», 2013г.

Публикации по теме:

Папки-передвижкиПапки-передвижки Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием.

Презентация «Если в доме пожар» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Если в доме пожар", возможно для кого-нибудь она окажется полезной. Обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей раннего возраста
Опубликовано: 18 января 2015 в 15:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД