Лучший педагог года

Проект «Социализация детей с нарушением коммуникации средствами музыкотерапии»

Наргиза Ч
Проект «Социализация детей с нарушением коммуникации средствами музыкотерапии»

Данные о проекте

1.1 Название проекта социализация детей с нарушениями коммуникации (ЗПР, РАС,СДВГ, дислекия, диспраксия и т. д.)средствами музыкотерапии.

1. 2 Раздел конкурса: музыкальное искусство;

Публикация «Проект „Социализация детей с нарушением коммуникации средствами музыкотерапии“» размещена в разделах

1.3 Целевая группа и ее потребности или проблемы. Работа с детьми имеющими нарушения коммуникации, детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью; имеющих расстройства аутистического спектра (далее - РАС); синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (далее - СДВГ, а также может включать в работу с детьми с мизофонией, дислексией, дисграфией, диспраксией и т. д. дети с повышенной тревожностью. Проявления разнообразные, а причины одни и те же:

Нарушения гибкости мышления, а значит шаблонность или протестность поведения;

Нарушение коммуникации, а значит речевые проблемы или странные игры;

Нарушения во взаимодействии, а значит сложности в формировании общей картины мира или повышенная тревога;

Нарушение формирование самосознания, а отсюда непонимание личных и чужих границ или проблемы с пониманием смысла диалога. Такие разные проблемы- от поведенческих до речевых. Наладить общение с ребенком и влиять на все сферы жизни ребенка.

Казус коммуникации : ребенок прекрасно взаимодействует с родителями внутри семьи, а со сверстниками не получается. Не хочется, не нравится и т. д.

1. 4 Изучение проблемы или потребности: Существуют общепринятые нормы общества, которые все мы усваиваем в детстве, подвергаем сомнению в юношестве и подстраиваем их под себя или себя под них всю жизнь. Чтобы у нас была возможность считывать нормы, понимать их, присваивать или отвергать, у каждого из нас в раннем детстве заложена особая база для взаимодействия с другим человеком. Возможность социализации держится на адаптации, то есть приспособлении к изменяющимся внешним условиям. Такая проблема актуальна, как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для учащихся, которые только включились в образовательный процесс (начальная школа) и имеют такие диагнозы, как дислексия, СДВГ, для которых проблема к адаптации в школе стоит особенно остро. Формирование психических способностей – длительный процесс. У такой категории детей нет диагноза ребенок с ограниченными возможностями здоровья, но они также нуждаются в психологической помощи.

1.5 Понимание изменений, которые мы хотим увидеть у целевой группы к концу проекта - формирование ожидаемого результата:

1. Сверять свои действия с общими правилами, воспринимать себя частью социальной группы.

2. Эмоциональная лабильность, умение справляться с неожиданностью, понимание своих эмоций, их причин и реакций на них окружающих.

3. Подстраивать и регулирувать свое поведение под ситуацию.

4. Принимать самостоятельные решения, научившись опираться на свой опыт в прошлом. Это именно то, что делает всех нас способными жить в этом мире без подсказок, в ладу с собой и окружающими.

1.6 Цель проекта : помощь средствами музыкотерапии детей с нарушениями коммуникаций (ЗПР, РАС, СДВГ, дислекия, диспраксия и т. д.) социализироваться и интегрировать в обществе. Коррекция нарушенных психических/двигательных функций, стабилизация эмоционального состояния, комплексное оздоровление и развитие личности.

1.7 Методы и технологии музыкотерапии, их задачи: Занятия музыкотерапии включает в себя огромное количество методов работы основанных на использовании элементов музыкального искусства, педагогики, творчества и различных способов музыкально-акустических воздействий. Методы и его задачи могут меняться в зависимости от потребностей ребенка и его психологической проблемы, могут быть активными и рецептивными. У каждого метода есть свои задачи, которые успешно реализуются для решения той или иной психологической проблемы.

Вокалотерапия – метод, использующий принципы классического пения и специальную систему голосового тренинга, направленную на развитие и укрепление респираторной системы, оптимизацию высшей нервной деятельности и повышение защитных сил организма.

Игровая вокалотерапия (ИВТ) – это новый интегративный метод активной музыкальной терапии, использующий вокалотерапию для психологической коррекции личности,а музыкальные архетипы и игра, помогает освоить социально приемлемые формы взаимодействия для конструктивного общения.

Хоротерапия – это активный метод музыкальной терапии, использующий хоровое пение для психоэмоциональной коррекции и развития личности. Первой и главной содержательной целью хоротерапевтических блоков, является ознакомление ребенка с основными эмоциями и их активизация.

Музыко-арт терапия (МАРТ, учитывая положительное влияние музыки и цветового спектра на нервную систему человека, обладает значительным оздоровительным потенциалом, оказывает большое влияние на развитие личности и формирование важных социальных качеств. Арт-терапевтический метод связанный с коррекцией психосоматических расстройств, различных психо-эмоциональных расстройств, психологическое (связанное с коррекцией психологических проблем, с реализацией катарсистической, регулятивной и коммуникативной функций)

Восстановительный тренинг методом кругового и парного музицирования – это передовая современная восстановительно-коррекционная система, сочетающая в себе элементы музыкально-педагогической реабилитации и элементарной музыкотерапии.

Метод основан на коммуникативном способе коллективной игры на элементарных музыкальных инструментах в музыкальном сопровождении.

Методы и технологии музыкотерапии :

Активные Рецептивные

Вокалотерапия живое исполнение

Игровая вокалотерапия Аудио-программы

Элементарная музыкотерапия Музыкальная рефлексотерапия

Музыкально-педагогическая терапия Wellness 4U

Метод кругового и парного музицирования

1.8 Задачи проекта :

1. Улучшить навыки социализации и коммуникации в процессе коллективной деятельности (навыки межличностного общения и умение взаимодействовать с другими участниками в коллективе).

2. Развитие динамического интеллекта-способность мыслить гибко. Понимание разных точек зрения на жизнь, справляться с изменениями и интегрировать самому информацию из нескольких источников. И как результат - делать собственный выбор сообразно условиям.

3. Коррекционная направленность: нормализация интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, улучшение сенсомоторной координации, коррекция речевых проблем, оптимизация общего тонуса и работоспособности, повышение уровня самооценки.

4. Социально-психологическая адаптация : улучшение адаптационных возможностей детей, развитие навыков коммуникации.

5. Развивающие: развитие творческих способностей, формирование навыков слушания и активного музицирования, развитие рефлексии и эмпатии, эстетическое развитие.

6. Оздоровительные: направлены на повышение резистентности организма и укрепление здоровья ребенка.

1.8 Планирование мероприятий направленных на решение задач

1.9 Формирование команды проекта

1.10 Определение общей стоимости проекта

Разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;

7. Коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик.

8. Социально-педагогическое (направленное на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве).

Разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

- научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

- адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психо-коррекционной помощи детям с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими);

- выявление особенностей и определение эффективности использования арт-терапии в психо-коррекционной работе;

- разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;

- коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик.

1.1 Содержание проекта :

Возможность социализации держится на адаптации. Формирование психических способностей – длительный процесс. Аутизм это врожденное состояние. Развитие в пределах нормы на этапе до 2 х лет, а потом откат и потеря навыков достаточно частая история при аутизме. На самом деле есть много других врожденных состояний, которые, дебютируют и дают о себе знать в самые разные периоды жизни. Это не значит, что случилось что-то именно в это время, хотя часто есть каки- то провокаторы, которые запускают этот процесс. Но триггер запускает не что-то новое, а то, что уже есть внутри ребенка.

Разные структуры нервной системы не одновременно вступают в процесс развития. До определенного возраста некоторые структуры были просто не востребованы для дальнейшего развития, пока их время не пришло, поэтому все развивалось как обычно.

Расстройство аутистического спектра подразумевает очень разные состояния человека, но со сходными дефицитами. До сих пор встречается формулировкам задержка развития с аутичными чертами. Хотя аутизм-это всегда аутизм. Создавая определенные условия, мозг способен адаптироваться к любой проблеме и задаче. А проблема особенного ребенка - в отсутствии гибкости. Научить всем правильным реакциям на бесконечно множество вариантов ситуаций, с которым столкнется человек в своей жизни, невозможно. Развивать гибкость мышления, формировать психические способности процесс длительный, но эффективный и нетравматичный.

Коллективная игра на музыкальных инструментах занимает особое место среди множества интересующих детей видов деятельности. Ритмичная музыка, поднимает настроение, дети с удовольствием исполняют простые инструментальные миниатюры, под музыку можно импровизировать - творчески самовыразиться, проявить через музыку свои индивидуальные черты и обратить на себя внимание, реализовать себя в совместной со сверстниками деятельности.

Особым достоинством является обеспечение уникальной возможности играть на различных ритмических и шумовых музыкальных инструментах без специальной подготовки, что дает возможность детям с нарушением коммуникации с помощью собственного музыкального исполнительства достаточно быстро получить возможность выражения чувств и бесценный опыт коммуникации. Дополнительно может применяться слово и движение.

Противопоказания: острые состояния, в том числе с невыясненной этиологией, а также неадекватность музыкального восприятия. С осторожностью, дети страдающие мизофонией.

1)Музыкотерапия осуществляется с помощью различных музыкально-педагогических методов и приемов, может быть индивидуальной и групповой.

Занятия осуществляются в виде обучения игре на простых музыкальных инструментах, сольфеджио, движения под музыку (ритмика, танцы, игры, прослушивания музыки и ее обсуждение и пр.

В зависимости от степени участия самого ребенка в процессе обучения используем активные методы музыкотерапии, в которых участие принимает сам ребенок, например, поет или обучается игре на простых музыкальных инструментах, а затем музицирует под наблюдением (при участии) специалиста. Активные методы пробуждают творческую активность, развивают личность, коммуникативные способности и навыки самоконтроля, улучшают память и мелкую моторику.

2) Элементарная музыкотерапия (ЭМТ)

По структуре и степени сложности используют 3 основных варианта проведения ЭМТ:

• Игра под фонограмму ( используются различные произведения фольклора:

русского и народов мира, танцевальная музыка). В этом варианте происходит сочетанное воздействие на детей активного творческого процесса и рецептивного музыкального материала фонограммы. Поэтому выбор музыкального материала, очень важный фактор ЭМТ, и должен осуществляться с учетом психофизиологического состояния ребенка с нарушением коммуникации и стоящих перед ним задач.

• Совместное музицирование с преподавателем, владеющим игрой на одном из музыкальных инструментов, например, на синтезаторе, фортепиано или гитаре.

• Элементарное музицирование, сопровождающее ансамблевое пение. Здесь суммируются лечебно-оздоровительные эффекты музыкального ансамблевого творчества, пения и музыкально-акустических полей, если все это происходит по живой аккомпанемент или фонограмму. Музыкотерапия выполняет несколько важных функций: обучения, развития, коррекции и оздоровления.

Общие принципы и правила музыкотерапевтической работы :

Коммуникация основывается на обоюдной подстройке партнеров. Мы следим за ходом мыслей и отслеживаем эмоциональную реакцию друг друга.

Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

1) учим осознанному взаимодействию.

2)Работаем над эмоционально-социальной компетентностью

3) развиваем мышление

Использование различных музыкальных видов деятельности.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

Принцип последовательности, предполагающий, что новый этап в обучении детей с нарушением коммуникации основывается на обучении, уже освоенным ранее.

Принцип наглядности, смысл которого заключается в том, что дети должны сами все увидеть и услышать, реализовав потребность познания.

Правильно организованное музыкальное воспитание, а именно систематические занятия с использованием методов и приёмов музыкотерапии, могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, которые позволят приобщить детей с особенностями развития к активному восприятию музыки.

Для восстановления познавательной деятельности нужен лишь благоприятный режим воспитания и обучения.

Активизирующее действие музыки полезно для коррекции инертных, малоподвижных детей с вялой моторикой, с ограниченным зрением и слухом. Седативное воздействие показано для гиперактивных детей и спастиков.

3). Хоротерапия – это активный метод музыкальной терапии, использующий хоровое пение для психоэмоциональной коррекции и развития личности. В отличие от хорового пения, предполагает не только наличие

диагностики, но и выстраивание музыкально-терапевтической (МТ) программы со стимулирующими необходимые эмоции и образы песнями.

Первой и главной содержательной целью хоротерапевтических блоков, является ознакомление ребенка с основными эмоциями и их активизация.

Вторая задача - понимание своих эмоций, их причин, и реакций на них окружающих. И третья – овладение эмоциями для улучшения коммуникативных связей и повышения самооценки. Помимо этого, в эмоциональном мире каждого участника формировалась определенная картина, которая создавалась музыкой; опытом совместно проживаемых событий и взаимодействия; обеспечением обратной связи для понимания сущности происходящего и переживаемого.

Программа занятий методом хоротерапии состояла из четырех функциональных блоков, каждый из которых имел собственную коррекционную задачу и содержал соответствующую подборку песен с необходимым музыкальным наполнением.

I Блок для формирования оптимизма, коммуникации и межличностного

взаимодействия (8 занятий).

II Блок - медитативный (8 занятий).

III Блок - для повышения самооценки (8 занятий).

IV Блок - для формирование позитивного отношения к жизни(8занятий)

Структура занятий методом хоротерапии.

Общая схема проведения занятий следующая:

1) прослушивание песни, распевка;

2) основная часть занятия;

3) подведение итогов и домашнее задание (прослушивание, повторение).

4). Арт-терапия - родство живописи и музыки нашло свое отражение в терапевтической деятельности. Арт-терапией понимается направление, использующее различные виды искусства с терапевтической целью: живопись, музыку, театр, танец и пр. (от английского Art – искусство). В представление об арт-терапии, как о методе лечения живописью.

Выделяют несколько направлений в арт-терапевтической работе:

1) психосоматическое (связанное с коррекцией психосоматических расстройств);

2) психотерапевтическое (направленное на лечение различных психо-эмоциональных расстройств);

3) психологическое (связанное с коррекцией психологических проблем, с реализацией катарсистической, регулятивной и коммуникативной функций);

4) социально-педагогическое (направленное на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве).

Реализация этих направлений в работе с детьми ОВЗ осуществляется через

определенные коррекционные и развивающие арт-терапевтические методики.

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме пациент рассматривает картины, скульптуры и другие произведения искусства, созданные художниками.

При активной форме арт-терапии дети сами создают продукты творчества: рисунки, скульптуры и т. д.

К средствам арт-терапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, выжигание, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем.

Арт-терапия проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме, имея при этом и достаточно высокую образовательную ценность, так как способствует развитию познавательных и созидательных навыков.

Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными.

В первом случае ребенку предоставляется возможность изготовить поделку из конкретного материала по собственным рисункам на определенную тему. При этом удается увидеть удивительные необычные сочетания цветов, своеобразную форму, самобытное выражение сюжета. Все это непосредственно связано с особенностями мироощущения клиента, его чувствами, переживаниями, отражающими скрытые от сознания символы. Арт-терапия позволяет получить в этом случае дополнительный диагностический материал, свидетельствующий о проблемах клиента.

Второй вариант – неструктурированное занятие. Пациент сам выбирает тему, материал, инструменты. В конце занятий проводится обсуждение темы, манеры выполнения и т. д.

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арт-терапии - одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Выделяют два основных механизма арт-терапии, как инструмента психологического коррекционного воздействия.

Первый механизм состоит в том, что живопись позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через реструктурирование этой ситуации с помощью творческого процесса.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Арт-терапевтический метод позволяет как нельзя лучше объединить индивидуальный подход и групповую форму работы. Создание продукта в процессе арт-терапии обусловлено целой системой побуждений, центральными из которых являются:

• стремление ребенка выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

• потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

• потребность вступить в коммуникацию, используя продукты своей деятельности;

• стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Творческий процесс базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.

К общим задачам относятся:

- разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

- научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

Частными задачами арт-терапии являются:

- адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психо-коррекционной помощи детям с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями развития (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, имеющими);

- выявление особенностей и определение эффективности использования арт-терапии в психо-коррекционной работе;

- разработка арт-терапевтических технологий, обеспечивающих коррекцию нарушений в развитии;

- коррекция вторичных отклонений в развитии личности, гармонизация и социальная его адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик.

Арт-терапия обеспечивает лечебно-оздоровительное и адаптационное воздействие. В первую очередь арт-терапия применяется как средство психической гармонизации и развития личности, являясь средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства и позволяет более точно выразить свои переживания, а также познавать мир.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей

положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность,

сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала личности, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

В конечном итоге арт-терапия преследует единую цель- гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро и макросреде.

Музыко-арт-терапия – это комплексный метод психокоррекции и общего

оздоровления, в котором активная арт-терапия сочетается с рецептивной

музыкотерапией (МТ) и проводится на фоне звучащих программ лечебной музыки. Арт - технологии предполагают активное участие ребенка с ОВЗ в творческом процессе.

Музыко-арт-терапия относится к интегративным методам, и благодаря сочетанию двух взаимно усиливающих друг друга факторов, музыки и живописи, успешно решает следующие задачи:

- коррекционные, направленные на нормализацию интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, улучшение сенсомоторной координации, оптимизацию общего тонуса и работоспособности, повышение уровня самооценки и социализации;

- развивающие, способствующие обретению новых моделей взаимодействия,

развитию творческих способностей, эстетического восприятия и навыков

коммуникации;

- оздоровительные, повышающие резистентность организма и укрепляющие здоровье человека.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами музыкотерапии «Путешествие детей в страну Музыка» для детей старшего дошкольного возраста Занятие с элементами музыкотерапии в старшей группе Цель занятия: создание условий для развития самостоятельности и творческой активности.

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Социализация детей с нарушением коммуникации средствами музыкотерапии»
Опубликовано: 12 марта 2024 в 20:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД