МААМ-картинки

Социализация личности дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды «Комната сказок»

Наталья Быкова
Социализация личности дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды «Комната сказок»

(1 слайд).Социализация - это процесс- развития и становления ребёнка, как личности. Смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация - это непрерывный процесс в течение всей жизни человека.

Что, как не пространство Комнаты сказок может выступать в качестве развивающей предметно-образовательной среды, трансформирующейся, полифункциональной, доступной и безопасной, насыщенной для каждого возраста, оснащённой техническими средствами. Именно здесь обеспечивается игровая, познавательная, двигательная активность и возможность уединения. Где, если не здесь, возможна комфортная и быстрая адаптация детей.

Публикация «Социализация личности дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды „Комната сказок“» размещена в разделах

Специально для успешной социализации детей в нашей дошкольной группе разработан и апробирован «Тренинг взаимодействия», который проводится в Комнате сказок для детей разновозрастной группы. Основная цель тренинга — развитие ребенка как субъекта общения, как субъекта отношения к самому себе и к другим людям. Содержание тренинга строится на идеях развивающего обучения, с учётом возрастных особенностей и зон ближайшего развития. Рефлексивно- деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту. (2 слайд, принципы) Занятия в Комнате сказок способствуют сокращению адаптационного периода к условиям детского сада, развивают личностные качества ребенка, служат профилактическим средством отклоняющегося поведения детей. Они представляют собой современные технологии воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На них детей обучают различным приемам саморегуляции, что помогает преодолевать эмоциональное напряжение, барьеры в общении, лучше понимать себя и других, дает возможность выразить свое «Я». (3 слайд, приемы работы) Тренинг основывается на использовании приемов работы таких методов как игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия. Это дает возможность расширить комплекс мер по профилактике психического здоровья детей и определению тех или иных проблем в формировании эмоционально-чувственной и коммуникативной сфер у детей дошкольного возраста (с последующими рекомендациями, как для педагогов, так и для родителей). (4 слайд, диаг. методы) До проведения занятий в Комнате сказок педагог должен иметь диагностические сведения об особенностях каждого ребенка. (5 слайд) «Тренинг взаимодействия» состоит из трёх частей, каждая из которых решает свои задачи: «Комната сказки», «Диалог» и «Растишка». Что, как ни «волшебство» Комнаты Сказок поможет сделать сказку яркой, волнительной, с чудесами и фантастическими образами(6 слайд Репка) Магическое воздействие среды создает невидимый мост между ребенком и взрослым, увеличивает потенциал процесса воспитания, развивает творческое мышление и умение удивляться, способствует формированию патриотических чувств на фоне русских народных сказок. Перед началом занятий педагог знакомится с детьми, наблюдает за ними, проводит анкетирование родителе. (7 слайд зонтики) Музыкальное сопровождение каждого этапа занятия, отличается друг от друга. На подготовительном и заключительном этапах можно использовать динамическую классическую музыку («Классика для малышей», на промежуточном — спокойную, на основном — любое музыкальное произведение, подходящее для инсценировки и игры. Оборудование комнаты используется в зависимости от характера и сюжета сказочного произведения, и в большей степени от творчества самого специалиста.

(8слайд диалог)Занятия построены по принципу ритмического рисунка, используемому в традиционных тренингах. В начале занятия дети и педагог садятся по кругу так, чтобы видеть глаза каждого. (9 слайд маски) Бывает так, что некоторые дети в силу своих особенностей не могут усидеть на одном месте либо работать в группе. В таких случаях они могут находиться вне круга, но педагог и сверстники должны постоянно обращаться к ним — они вместе со всеми.

(10 Колобок) Основная часть занятия — повествование сказочной истории. Необходимо отметить, что история не должна зачитываться педагогом. В данной ситуации очень важно «общение глаз». Затем история «оживает», и все дети становятся ее действующими лицами. Они вместе с педагогом повторяют сюжетную линию сказочной истории. А «волшебная» среда Комнаты Сказок помогает им в этом. Заканчивается занятие традиционным прощанием, форму которого можно выбрать на свой вкус. (11 слайд растишка)

Первый блок занятий направлен на регуляцию эмоционального состояния и поведения детей. Пример занятия первого блока-. Этюд-приветствие. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог пускает по кругу мягкую игрушку со словами: «Ребята, когда эта игрушка окажется у вас в Руках, назовите свое имя и скажите, какое у вас сегодня настроение». Упражнение. Детям предлагается нарисовать облако и рассказать о его настроении. (12 Дождик)

Этюды; 1 .«Дожди» : педагог просит детей изобразить разные дожди - веселый с солнышком, злой со страшным ливнем и [розой, грустный - моросящий. (13 Снегопад) 2. «Мыльные пузыри». Взрослый имитирует выдувание пузырей, а дети изображают их полет. Дети свободно двигаются по комнате. После команды «Лопнули!» - ложатся на пол. (14 Пузыри)

Релаксационное упражнение «Мы - пузыри» Дети медленно ходят по комнате под музыкальное сопровождение («Воздух» - музыка для релаксации). Дыхательная формула: 2 +2 (2); 2 +2 (2); 4 +4 (2); 4 +4 (2); 4 +6 (2). Первая цифра в формуле указывает на продолжительность вдоха в секундах. Со знаком «+»— продолжительность выдоха. 8 скобках указан продолжительность дыхательной паузы после выдоха. Этюд-прощание.

(15приветствие) Занятия второго блока направлены на повышение самооценки и уверенности в себе. Ниже приведен пример занятия второго блока. Этюд- приветствие. Дети сидят по кругу. Педагог-психолог напоминает им, что было дано домашнее задание: нарисовать (сделать аппликацию) напротив своего имени. «Давайте посмотрим, что каждый из вас нарисовал. Расскажите всем, почему вы поместили эти картинки рядом с вашими именами».

Упражнение «Живая рука». Педагог-психолог обращается к детям: «Возьмите в одну руку карандаш, другую положите на середину листа. Обведите свою руку карандашом так, чтобы каждый пальчик был нарисован отдельно от другого. А теперь раскрасьте получившуюся руку цветными карандашами, но не забудьте, что это «живая рука», нарисуйте ей глаза, нос, рот».(16 Олени)

Игра «Олени». Дети слушают стихотворение и выполняют движения:

А сегодня мы — олени.

Ветер рвется нам навстречу'.

Ветер стих, расправил плечи.

Руки снова на коленях.

И теперь — немного лени: (Руки не напряжены и расслаблены)

Знают девочки и мальчики

Отдыхают все их пальчики. (Повторяют 2-3 раза)

Релаксационное упражнение. На стене проецируется световое пятно (через проектор «Жар-птица»). Это северное сияние. Дети садятся напротив стены. Педагог-психолог обращается к ним: «Наши олени живут на севере, где есть северное сияние. Когда оно появляется, все олени ложатся и наблюдают за ним. Давайте и мы отдохнем». Под релаксационную музыку дети рассматривают меняющиеся цвета, ровно дышат по формуле успокаивающего дыхания.

Этюд-прощание.

Третий блок занятий направлен на развитие коммуникативных способностей. Используются метод коммуникативного тренинга для детей дошкольного возраста, а также программы классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния. Пример занятия третьего цикла: Этюд-приветствие. Дети садятся по кругу и передают друг другу мячик, говоря приятные слова своему соседу.

Упражнение «Самая маленькая (самая большая)». Взрослый предлагает детям пофантазировать и представить волшебную страну, в которую они сейчас отправятся. Он говорит: «Во время «путешествия» мы видим звездное небо, на котором множество разных по размеру звезд (включается УФ лампа, голубым светом загораются звездочки, вырезанные из белой бумаги и закрепленные на стене скотчем, общее освещение выключается или притеняется). Найдите на звездном небе самую маленькую звездочку, а потом самую большую».(17 Листья)

Игра «Найди Жу-Жу». Дети оказались в волшебном лесу. Наступила осень.

Педагог-психолог спрашивает: «Что делают

осенью в лесу животные, насекомые? Жук Жу-Жу ищет себе домик-листочек, под которым он проспит всю зиму до следующего лета. Но никак ему не удается это. Го листик слишком мал, то очень тяжел. Посмотрите, сейчас он под этим листиком. Потом жук переполз на один листик вправо. Затем на один листик вверх. Потом на два листика влево. А сейчас на два листика вниз. Ползал он, ползал, и наконец-то уснул под листиком. “Где сейчас жук?” (Задача может усложняться в зависимости от возраста участников игры.).

Упражнение «Найди меня». Педагог-психолог просит обратить внимание детей друг на друга: «Дотроньтесь до того, у кого красные носки. У кого на кофточке изображен медвежонок. У кого косичка». Выбираются самые разнообразные отличительные особенности участников игры. Можно обращать внимание и на черты лица и фигуры, особенности характера, настроение участника.

Педагог является тем человеком, который особенно заинтересован во впечатлениях ребенка от окружающего мира, участвует в этом вместе с ребенком, разделяет его опыт, расширяет и обобщает впечатления ребенка так, чтобы они выделялись как нечто важное. (18 слайд)

«Ребенку, который не пережил радости разделять понимание с другими, будет труднее развить интерес к самостоятельным исследованиям. Именно с помощью направленного, полного энтузиазма диалога с заинтересованным взрослым, у ребенка развивается интерес и заинтересованность исследовать и понять свое окружение» (Клейн, 1990).

Литература.

1. Зинкевич –Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству//СПБ, 1998г.

2. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего дошкольного возраста// М. : «ЦГЛ», 2004г.

3. Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста// М., 2002,29с.

4. Лахотина Л. и. Творим здоровье души и тепла//СПБ. :ИК»Комплект»,1997,86с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектирование предметно-развивающей среды в группе Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового ФГОС к структуре.

Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе» Актуальность В требованиях.

Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе» Актуальность В требованиях.

Организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности и принципов построения развивающей среды Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника Вид деятельности Оборудование Игровая деятельность Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри,.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Организация развивающей предметно - пространственной среды. На основании Приказа Министерства образования и науки «Об утверждении Федерального.

Презентация предметно-развивающей среды Приглашаю на просмотр своей презентации по предметно-развивающей среды и методического оснащения группы "Смородинка". Где хорошо представлена.

Организация предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности дошкольника Вид деятельности Оборудование Игровая деятельность Еще один тематический комплекс: домик-теремок — ширма, со скамеечкой или модулями внутри,.

Выступление на педагогическом совете «Значение предметно-развивающей среды для социализации дошкольника» Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности,.

Значение развивающей среды в формировании творческой личности ребенка Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация личности дошкольника на основе использования развивающей предметно-образовательной среды «Комната сказок»
Опубликовано: 22 марта 2019 в 18:43
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД