Александр кавеев
«Вступая в самостоятельную жизнь…» Конспект беседы по социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Вступая в самостоятельную жизнь.
Вводное занятие.
Цель: рассмотреть проблемы выхода в самостоятельную жизнь.
Задачи:
• рассмотреть готовность к самостоятельной жизни и деятельности;
• дать понятие "жизнестойкости";
• рассмотреть ценностные ориентиры как гражданина страны;
• напомнить основные, базовые права несовершеннолетних;
• воспитание толерантности.
Публикация «„Вступая в самостоятельную жизнь…“ Конспект беседы по социализации» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Ход занятия
Выпускники детского дома, перед выходом в самостоятельную жизнь, чаще всего находятся в состоянии психологического стресса, так как в детском доме вас полностью обеспечивали, о вас заботились, во всём вам помогали. Выходя из детского дома, вы должны сами о себе беспокоиться и обеспечить себе условия для нормальной жизнедеятельности. Вам предстоит выстроить и организовать своё жизненное пространство и сделать это вам намного сложнее, так как у вас отсутствует преемственность, опыт для подражания, нет точек опоры (семьи, друзей, вы "не встроены" в новую социальную структуру. Чувство одиночества и ненужности, к сожалению, часто являются постоянными спутниками вашей взрослой жизни. Это может толкнуть вас на жестокость по отношению к собственным детям, употреблению спиртного или наркотиков, совершению преступлений из чувства мести.
Жизненные испытания нелегко даются каждому человеку. Но есть категория людей, которые не поддаются им и выходят из них невредимыми и чистыми, словно ангел их оберегал. Такие дети называются жизнестойкими.
Специалисты выделяют пять общих качеств жизнестойкой личности :
1. Высокую адаптивность. Умеют расположить окружающих к себе, хорошо ладят с окружающими, социально компетентны.
2. Уверенность в себе. Легко преодолевают трудности.
3. Независимость. Мало подвержены внушению, не попадают под чужое влияние.
4. Стремление к достижениям. Успех доставляет им радость. Любят демонстрировать свои успехи. Хорошо развита "Я - концепция".
5. Ограниченность контактов. Разборчивы в связях. Связи необширны. Это способствует их безопасности и защищённости.
Таким качествам можно научиться. Это очень пригодится в жизни.
Вам придё тся решать две насущные задачи:
1. Перейти на самостоятельное жизнеобеспечение.
2. Выстроить границы своего нового жизненного пространства.
Предлагаю вам небольшую анкету:
- чего ты больше всего боишься в жизни;
- твои ближайшие конкретные планы;
- твоё будущее;
- счастливый человек - это:
У вас должна быть сформирована готовность к самостоятельной жизни и деятельности. Это следующая совокупность:
- социальная готовность (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, организация самостоятельной жизни и деятельности, адаптация к своему социальному статусу);
- трудовая деятельность (сформированность общих житейских умений и навыков, готовность к бытовому труду, труду в домашнем хозяйстве, профессиональное самоопределение, подготовка к будущей профессиональной деятельности);
- морально-волевая или психологическая готовность (самооценка, самоуважение, волевая организация личности, психологическая готовность к труду в современных условиях);
- Физическая готовность (формирование индивидуального здорового образа жизни; развитие физических качеств, благодаря которым идёт успешная адаптация к труду).
Очень важно в своей жизни уметь создавать атмосферу хорошего настроя, радости и добра в семье, на работе. Это поможет вам быть востребованными в жизни.
Какими ценностными ориентирами должен обладать выпускник?
(выслушать мнения всех, записать их).
Итак, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
- здоровый образ жизни,
- гуманизм,
- патриотизм,
- уважение,
- ответственность,
- активность,
- информированность,
- свобода,
- толерантность.
Вы, как граждане России, должны сформировать у себя эти нравственные ценности.
Давайте рассмотрим понятие "гражданин".
Г - горячо любит свою Родину;
Р - радуется успехам;
А - активно стремится сохранить чистоту окружающей природы;
Ж - желает сохранить мир;
Д - дорожит именем "россиянин";
А - адаптируется в обществе, принимает его законы;
Н - нуждается в поддержке и защите государства;
И - использует свои знания и умения на пользу стране;
Н - находит пути выразить свою гражданскую позицию.
(Каждому выпускнику выдать).
(Приложение 1).
И ещё очень хочется познакомить вас с заветами Николая Константиновича Рериха - великого человека, гражданина, патриота, художника.
ЗАВЕТЫ Н. К. РЕРИХА:
1. Берегите старину.
2. Не знающий прошлого - не может думать о будущем.
3. Из древних чудесных камней сложите ступени будущего.
4. Зажигайте сердца.
5. Пылайте сердцем и творите любовью.
Как граждане вы обладаете основными, базовыми правами:
Какими? (выслушать и подвести итог).
Итак, ваши основные, базовые права:
- право на жизнь,
- половую неприкосновенность,
- охрану здоровья и нравственности,
- нормального развития.
Важные правила в защиту своих прав.
Правило № 1:
Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.
Правило № 2:
Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдётся тот, кто нарушит наши права.
Правило № 3:
Каждое право порождает определённую обязанность. Права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - произволу.
Правило № 4:
Каждый день столько прав, сколько может и хочет иметь.
Правило № 5:
человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если вы пришли к чиновнику, Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если Вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.
Разрешение споров, примирение враждующих сторон, восстановление социальной жизни в настоящее время один из самых сложных процессов человечества. Конфликты, проблемы нищеты, миграции требуют поддержания здоровой атмосферы в обществе, взаимопонимания между людьми различных культур. Этому необходимо учиться: и взаимопониманию и примирению. То есть вы должны учиться толерантности.
Важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности.
Толерантность - центральная ценность во всех теориях прав человека и во всех международных стандартах прав человека. Это полная противоположность нетерпимости.
Толерантность - неотъемлемая составляющая прав человека и мира.
Предлагаю заполнить вам "Карточку-представление". (прилагается, Приложение 2)
А сейчас предлагаю вам упражнение "Сердце".
Послушайте, пожалуйста, стихи чешского мальчика:
Дарю тебе сердце на листике белом,
Дарю тебе сердце, что хочешь с ним делай.
Гуляй, где придётся. Ходи с ним повсюду,
Рисуй, что угодно - сердиться не буду.
Но лучше на нём рисовать не учись ты,
Пускай моё сердце останется чистым.
Выдать листы с изображением сердца, фломастеры, цветные карандаши.
Литература.
1. Е. А. Байёр "У вас будет обучаться ребёнок - сирота, а у нас жить". ж. "Детский дом", № 3, 2009, с. 38-42.
2. "Семья и детство без жестокости и насилия" (по материалам областного межведомственного семинара - совещания 26 мая 2010 года, Мурманск, 2010.
3. "Твои права в самостоятельной жизни", Псков, "Возрождение", 2002
4. Б. Риэрдон "Зачем утверждать ценности толерантности?".
5. Л. В. Строганова "Воспитание толерантности", М., "Педагогическое общество, 2007,с. 68-75.
6. Урок граждановедения. г. "Граждановедение", № 41 (405, 9 октября 2003.
Приложение 1.
Г – горячо любит свою Родину;
Р – радуется успехам;
А – активно стремится сохранить чистоту окружающей
природы;
Ж – желает сохранить мир;
Д – дорожит именем «россиянин»;
А – адаптируется в обществе, принимает его законы;
Н – нуждается в поддержке и защите государства;
И – использует свои знания, умения на пользу стране;
Н – находит пути выразить свою гражданскую позицию.
Приложение 2.
КАРТОЧКА - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
• Я
• Я родился/родилась
• Меня зовут
• Характер у меня
• Глаза у меня
• Волосы у меня
• Мне нравится:
• Больше всего я люблю
• Я хочу, чтобы у меня было:
• Я думаю, что когда я стану
• я должен/должна
• Я люблю себя за