Оксана Маслакова
Социально-педагогический проект. «Игры с водой и песком в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Паспорт проекта.
Наименование проекта : Игры с водой и песком в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Основные разработчики проекта : воспитатель: Маслакова Оксана Николаевна
Участники проекта и основных мероприя-тий зам. директора по РВР; музыкальный руководитель;специалист комнаты М. Монтессори;дети, воспитатели группы № 13
Тип проекта
Публикация «Социально-педагогический проект, „Игры с водой и песком в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья“» размещена в разделах
- Вода. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Игры с песком
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
- по доминирующей в проекте деятельности : игровой, исследовательский;
- по содержанию: естественно - научный, социально-педагогический;
- по участникам проекта : группа №13 (6 детей с умеренной умственной отсталостью II-го этапа обучения);
- по времени проведения: долгосрочный
- по характеру контактов: в рамках группы.
Цель проекта
Разработка и апробация комплекса корекционно- реабилитационных игр - занятий с песком и водой в практику работы с умственно – отсталыми воспитанниками.
Задачи проекта
- формирование и развитие познавательных процес-сов, коммуникативных навыков;
- развитие детского познания, навыков эксперимен-тирования и творческих способностей;
- развитие речи в процессе ознакомления с окру-жающим миром;
- расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
- развитие мелкой моторики и координации движе-ний;
- обогащать эмоциональную сферу детей положи-тельными эмоциями;
- способствовать регулированию психоэмоционального состояния воспитанников, создавая атмосферу радости и удовольствия;
- формирование у детей навыков игровых дей-ствий при игре с песком и водой.
Срок реализации проекта 2012- 2014 учебные года.
Ожидаемые конеч-ные результаты реализации проекта
- сформированность игровых навыков действий с песком;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие эмоциональной сферы;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие наглядно – образного мышления.
Основные принципы реализации проекта
- индивидуализации;
- доступности;
- наглядности;
- научности;
- систематичности и последовательности;
- оздоровительной направленности.
Средства реализации
- наблюдение;
- мониторинговые процедуры;
- коррекционно – развивающие занятия с водой и песком.
Доступность реализации проекта : данная деятельность не предполагает сверхпрограммного материала, осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей.
Организация контроля за выполнением проекта осуществляет администрация
Актуальность проекта.
В последнее время увеличилось количество детей с особыми образовательными потребностями, поступающих в коррекционные учреждения. Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2% от общей детской популяции) составляет умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребёнка. У детей с нарушением интеллекта, кроме основного дефекта наблюдается плохо развития мелкая моторика рук, задержка речевого развития, несформированность коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у таких детей проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка
Дети с органическими поражениями коры головного мозга растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У детей, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности – игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.
В практике нашего учреждения вопросы, касающиеся коррекционно-реабилитационной работы с детьми, занимают важное место по нескольким причинам:
1. В детском доме проживают дети с нарушениями в интеллектуальном развитии различного генеза:
- с умеренной умственной отсталостью;
- с тяжёлой умственной отсталостью
- с синдромом Дауна.
2. Дети изначально имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания.
3. Разновозрастной принцип комплектования групп. Данный факт создаёт сложности при организации, планировании корекцционно- реабилитационного процесса, отборе содержания занятий (когда в одной группе находятся дети возраста 7-16 лет).
4. Указанные особенности детей с нарушениями в развитии создают дополнительные трудности в выборе коррекционных методик с учётом специфики контингента детей.
Испытывая потребность в новых методах развития личности особого ребёнка, педагогический коллектив ИДДИ №2 приступил к поиску наиболее эффективных подходов к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью. Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние песочной терапии и акватерапии на детей с различными отклонениями в развитии.
Акваметод и метод песочной игротерапии обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми данной категории.
Содержание каждого занятия структурируется в процессе взаимодействия с детьми, зависит от их желания и готовности к определенным упражнениям. Поэтому в проекте предлагаются не конспекты каждого занятия, а примерный перечень игр и упражнений для каждого этапа занятия.
Основные преимущества акваметода и песочной игротерапии:
Наш профессиональный опыт подсказывает, что вода и песок благотворнейшим образом влияет на детский организм и в частности на его психику.
Вода как что- то живое, завораживает малышей, помогает увлечь и успокоить. Она принимает на себя целый поток отрицательной энергии, очищает и увлажняет воздух в группе, тем самым создаёт благоприятный фон.
В песочнице создаётся дополнительный акцент на тактильную чувст-вительность, являющуюся основой сенсорного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью.
• Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу существенно повышает мотивацию к занятиям;
• В играх с песком и водой более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и мимика;
• Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в даль-нейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
• Песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию; игры и упражнения с песком и водой гармонизируют психоэмоциональное состояние детей.
Исходя из этого, появилась возможность осуществить инновационный социально – педагогический проект в рамках детского дома - интерната №2. Сущность проекта заключается в следующем:
• Результаты проекта подтверждают эффективность акваметода и метода песочной игротерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность;
• Проект отражает принципиально новые подходы к организации и проведению занятий, которые носят ярко выраженную коррекционную направленность за счёт включения здоровьесберегающих компонентов (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, физкультминутка).
Механизмы реализации проекта.
Наблюдение; мониторинговые процедуры; коррекционно – развивающие занятия по песочной игротерапии и акваметода: игры-занятия, игры-упражнения, экспериментирование, занятия с элементами сказкотерапии, адаптационные игры.
План реализации проекта на 2012 – 2014 учебные года.
Направления деятельности:
Информационное
Содержание работы :
- Подбор и изучения психолого-педагогической и методической лите-ратуры.
- Организационные и содержательные аспекты использования песочной терапии в группе;
-Программно-методическое обеспече-ние по теме;
- Классификация игр с пеcком;
- Песочная терапия как вид адаптивной коррекционной работы с детьми;
- Тематическая наглядность;
- Презентация фотоматериалов по пе-сочной игротерапии;
-Социально - педагогический проект и опыт его реализации
Формы работы :
Анализ литера-туры
Выставка лите-ратуры
Картотека игр
Папки-раскладушки
Фотоальбом
Презентация
Диагностическое направление
- Разработка диагностического инст-рументария (критериев, показателей, диагностического материала);
- Обследование уровня игровых навыков действий с песком;
- Обследование эмоциональной сферы детей;
- Обследование коммуникативных на-выков;
- Динамика развития детей;
- Сбор данных по результатам эксперимента
Формы работы :
Диагностические карты
Диагностика
Мониторинг
Коррекционно-развивающее направление включает в себя:
- Художественное слово;
- Музыкальное сопровождение игр-занятий;
- Логопедические игры в работе с пес-ком и водой;
- Игры-занятия с песком;
- Занятие по песочной игротерапии;
- Индивидуальное занятие с песком;
- Игровое оборудование, игры, посо-бия, материалы для игр-занятий с песком;
- Проведения игр-занятий с песком в соответствии с тематическим планированием;
- Коррекция индивидуальных про-грамм обучения с учётом возможно-стей детей.
Формы работы :
Картотека
Фонотека
Конспекты заня-тий
Открытый про-смотр
Выставка посо-бий
Серия занятий
Индивидуаль-ные занятия
Контрольно-аналитическое направление:
- Организационно-педагогические ус-ловия для проведения игр с природ-ным материалом;
- Организация игр-занятий с песком и водой в режиме дня;
- Соблюдение санитарных норм и принципов построения развивающей среды на занятиях с песком;
- Методика проведения игр-занятий с песком;
- Условия для организации и проведе-ний игр с песком и водой в группах.
- Обновление и модернизация содер-жания коррекционно- воспитательной работы с детьми
Формы работы :
Анализ программы
Тематическое изучение вопроса
Анализ развивающей среды
Анализ занятий
Смотр- конкурс
Длительность работы над проектом.
Работа над проектом охватывает период май 2012 г. - май 2014 г. и разделена на несколько этапов.
I этап – начальный (констатирующий) – май-сентябрь 2012 г.
II этап – основной (формирующий) – сентябрь 2012г. – сентябрь 2013г. реализация социально – педагогического проекта «Игры с водой и песком в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья».
III этап – заключительный – сентябрь 2013- ноябрь 2014 г.
Начальный этап проектирования : составление плана работы; изуче-ние педагогической и методической литературы; подбор диагностического материала, тематической наглядности, игрового оборудования; изготовление пособий.
Формирующий этап проектирования : апробация и корректировка совокупности средств, методов и приемов, способствующих повышению уровня возможностей детей; разработка игр – упражнений (Приложение 1); составление перспективного плана (Приложение 2).
Работа игр с песком и водой распределена по направлениям:
Цикл 1 – ориентировочный.
сентябрь – ноябрь 2012 г.
Тема программы : «Чувствительные ладошки»
Цели:
- стабилизация эмоционального фона у детей;
- пробуждение интереса к занятиям, стимуляция непроизвольного внимания;
- знакомство со средой;
- обучение специальным движениям и их тренировка;
- развитие непроизвольного внимания, связанного с координацией движений;
- развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений;
- развитие речи, механической памяти, наглядно – образного мышле-ния.
№ Игры- упражнения Количество часов
1. Здравствуй, песок! 2
2. Песочный дождик 2
3. Песочный ветер 2
4. Необыкновенные следы 2
5. Секретные задания кротов 2
6. Песочные прятки 2
Что должен знать:
- правила безопасности при игре с песком;
- свойства песка (сухой – мокрый);
-правила общения в процессе занятия.
Что должен уметь:
- выполнять действия по подражанию;
-совершать определенных манипуляций с песочной поверхностью: (пересыпать песок из кулачка в ладонь, в песочницу; рисовать на песчаной поверхности; делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони; перетирать песок между пальцами, ладонями).
- дуть через трубочку, не затягивая в неё песок;
-находить в песке игрушку, раздувая песок, раскапывая пальчиками, используя палочки, перышко, кисточки.
- прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Цикл 2 - переход от предметно - манипулятивной игры
к сюжетно-ролевой.
декабрь 2012г. – май 2013 г.
Тема программы : «Секреты сухого и мокрого песка»
Цели:
- развитие умения действовать по подражанию и образцу;
- пробуждение интереса к занятиям, стимуляция непроизвольного внимания;
- развитие непроизвольного внимания, связанного с координацией движений.
- развитие представлений об окружающем мире с учётом зоны бли-жайшего развития;
- развитие представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы ёмкости, в которую он насыпается или накладывается
№ Игры- упражнения Количество часов
1. Песочные строители 2
2. Кто к нам приходил 2
3. Узоры на песке 4
4. Песочный круг 2
5. Победитель злости 2
6. Норки для мышки 2
7. Я пеку,пеку 2
8. Угадай на ощупь 2
9. Заборчики 2
10. Отгадай загадку 2
11. Печём куличики 2
Что должен знать:
- правила безопасности при игре с песком;
- правила общения в процессе занятия;
- свойства песка (сухой – мокрый);
- название предметов, игрушек и действия с ними;
Что должен уметь:
- выполнять действия по подражанию и образцу;
- совершать определенных манипуляций с песочной поверхностью: (делать отпечатки на мокром песке с использованием разнообразных формочек, насыпать в них песок, утрамбовывать руками или совочком, переворачивать; капать небольшие ямки, норки руками или совочком и обыгрывать постройки с помощью игрушек; перекладывать мокрый песок из одной ладошки в другую).
- находить в песке игрушку, раскапывая пальчиками, используя палочки, узнавать и называть их;
- экспериментировать с предметами из разных материалов (камешки, мозайка, крупы и т. п)
- прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.
Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям
сентябрь – февраль 2013 г
Тема программы : «Познавательные игры на песке»
Цели:
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
- развитие умения действовать по словесной инструкции;
- развитие пространственной ориентации;
- развитие умения выстраивать композиции на песке по образцу.
- усовершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве;
- стимулирование развития сенсорно - перцептивной сферы;
- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
- закрепление представлений об окружающем мире с учётом зоны ближайшего развития.
№ Игры- упражнения Количество часов
1. Урок волшебства 2
2. Мы едим в гости 2
3. Угадай, что спрятано в песке 2
4. Цветные заборчики 2
5. Во саду ли, в огороде 2
6. Общим словом назови и запомни 2
7. Детские секретики 2
8. Весёлые соревнования 2
9 Спрячь игрушки 2
10. Нарисуй картинку пальцами 2
11. Зверюшки на дорожках 2
12. Волшебный клад 2
Что должен знать:
- правила безопасности при игре с песком;
- правила общения в процессе занятия;
- свойства песка (сухой – мокрый);
- сенсорные эталоны цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный)
- представление о количестве (один - много, величине (большой маленький, высокий – низкий);
- названия предметов, действий с ними.
Что должен уметь:
- выполнять действия по образцу и словесной инструкции;
- отображать в речи пространственные представления (над – под, верх- низ)
- соотносить и называть основные цвета, величину предметов их количество;
- находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи;
- классифицировать предметы по заданным признакам.
Цикл 3 - переход к самостоятельным действиям
март – май 2013 г
Тема программы : «Познавательные игры с водой»
Цели:
- стабилизация эмоционального фона;
- снятие психоэмоционального и физического напряжения;
- развитие любознательности, усидчивости;
- развитие непроизвольного внимания, координации движений, мелкую моторику;
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
- развитие у детей конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, тёплая – холодная, предметов (тонет - плавает)
- стимулирование развития сенсорно-перцептивной сферы;
- усовершенствование навыков позитивной коммуникации;
- закрепление представлений об окружающем мире с учётом зоны ближайшего развития.
№ Игры- упражнения Количество часов
1. Теплая — холодная 1
2. Собери большие и маленькие камешки 1
3. Разноцветные кораблики 1
4. Ловим рыбу сачком и удочкой 1
5. Бросаем камешки в воду 1
6. Плавает или тонет 1
7. Дождик 1
8. Игра с корабликами 1
9. Следы на полу 1
10. Уточки на волнах 1
11. Кто выше прыгнет 1
12. Веселые пузыри 1
Что должен знать:
- правила безопасности при игре с водой;
- свойства воды;
- представление о количестве (один - много, величине (большой- маленький);
- названия предметов, действий с ними.
Что должен уметь:
- выполнять действия по образцу и словесной инструкции;
- отображать в речи пространственные представления (на дне, на поверхности воды, по всей поверхности воды, у одного края ванночки и т. п.)
- соотносить и называть основные цвета, величину предметов их количество;
- находить и называть предметы, игрушки;
- при выполнении игровых действий пользовать сачком, удочкой;
- выливая воду из лейки делать «дождик»; дуть через соломинку.
Завершающий этап проектной деятельности - это этап анализа и выводов, на котором происходит сбор информации и обработка всех дан-ных.
Педагогическая диагностика детей проводится 3 раза в год: сентябрь, январь, май. Оценка результативности работы осуществляется посредством и на основании анализа у воспитанников комплекса критериев по формированию игровых навыков действий с песком, развитию коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. Результаты заносятся в диагностические карты (Приложение 3).
Мониторинг.
«Динамика формирования игровых навыков действий с песком, динамика развития эмоциональной сферы, динамика развития коммуникативных навыков в 2012 – 2013 учебном году»
За сентябрь 2012 года уровень сформированности навыков действий с песком соответствует 36%. За январь 2013 года уровень сформированности навыков действий с песком соответствует 45%
Вывод: уровень сформированности игровых навыков действий с песком у детей II этапа обучения в 2012-2013 учебном году вырос 9%
За сентябрь 2012 года уровень развития эмоциональной сферы соответствует 33%. За январь 2013 года уровень развития эмоциональной сферы соответствует 47%
Вывод: уровень развития эмоциональной сферы у детей II этапа обучения в 2012-2013 учебном году вырос 14%
За сентябрь 2012 года уровень развития коммуникативных навыков соответствует 45%. За сентябрь 2013 года уровень развития коммуникативных навыков соответствует 57%
Вывод: уровень развития коммуникативных навыков у детей II этапа обучения в 2012-2012учебном году вырос 12%
ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ С ВОДОЙ.
1. Теплая - холодная
Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой.
Путешествие с теленком Вопросиком
Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы: Где? Когда? Зачем? Почему? Его так и прозвали — теленок Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка. Это была его первая весна и первый ручеек, который он увидел.
- Мама, это что?
- Ручеек.
- Почему?
- Весна пришла. Весной текут ручьи, потому что тает снег.
- Почему тает снег?
- Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи, там, где лежал снег.
- А ручей — он холодный или теплый?
- Сейчас — теплый, а потом будет холодный.
- Когда потом?
- Вечером.
- Почему?
- Днем греет солнце, и вода становится теплая. А вечером солнце уходит и вода остывает.
- Мама, я хочу потрогать. Можно?
Перед ребенком двухсекционный стол-ванна: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок и взрослый опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения.
Инструкция: «Посмотри, что в ванночках. Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Скорей вытаскивай ручки, а то они замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или в холодной воде? Покажи, где теплая вода, а где холодная».
2. Собери большие и маленькие камешки.
Цель: развитие внимания, координации движений; закреплять знания детей о величине; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Теленок Вопросик сидел на берегу ручья и вдруг сказал:
- Мама, мне скучно, я хочу играть. А игрушек у меня нет.
- Посмотри вокруг, сколько игрушек тебя окружает.
- Где?
- Вот камешки, например, есть большие и маленькие. Мы будем складывать их в коробочки. Большие камешки — в большую коробку, а маленькие — в маленькую. Смотри, не запутайся.
- Хорошо. Я думаю, это несложное задание.
Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.
Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).
3. Разноцветные кораблики.
Цель: развитие внимания, координации движений; закреплять знания детей о цвете; воспитывать аккуратность при работе с водой.
Вопросик пришел домой и сказал маме:
- На улице у всех мальчишек есть кораблики. Я тоже хочу.
-Хорошо, давай сделаем несколько корабликов. Я помогу тебе.
Теленок Вопросик со своей мамой сделали кораблики с синими
и красными парусами.
-Спасибо, мама, теперь у меня есть много корабликов, и я с
ними могу играть.
Он опустил кораблики в ручей, долго за ними бежал и смотрел, какой же кораблик приплывет первым — с синими или красными парусами.
Ребенку предлагается опускать в стол-ванну с водой разноцветные кораблики- В ходе этой игры можно закреплять знания детей о цвете, учить группировать кораблики с опорой на цвет. Так, одному ребенку можно предложить поиграть с синими корабликами, а другому — с красными.
4. Ловим рыбу сачком и удочкой
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, плавающих игрушек; развитие умения пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Как-то раз Вопросик гулял около озера и встретил своего друга — кота Пушистика.
- Привет, Пушистик. Что это ты делаешь?
- Я ловлю рыбу.
- А зачем она тебе нужна?
- Мы, коты, очень любим рыбу кушать.
- Можно я тебе помогу? Дай мне эту палку.
- Это не палка. Это удочка. Сразу удочкой ловить сложно.
Возьми для начала сачок.
В воде, налитой в емкость стола-ванны, плавают разноцветные пластмассовые рыбки. Взрослый обращает на них внимание ребенка, предлагая ему поймать их с помощью заранее приготовленной удочки (сачка). Рыбу необходимо складывать в специально приготовленное ведро.
Начинать эту игру следует с наиболее простого задания — поймать рыбок сачком. Затем можно предложить ловить рыбок с помощью удочки с магнитом, а позже с использованием удочки с колечком, которое цепляется за крючок, закрепленный во рту у рыб. Взрослый говорит ребенку:
- Мы с тобой сегодня будем ловить рыбок. Посмотри, как
много их плавает здесь. Какие они красивые! А чем же мы будем
ловить рыбок? У меня для этого есть специально приготовленная
удочка. Пойманных рыбок мы будем складывать в это ведро. По
смотри, как я буду это делать. А ты хочешь сам попробовать
поймать рыбку?
Весь ход игры сопровождается побудительными высказываниями взрослого и похвалой в адрес ребенка: «Какой ты молодец! Как много рыбок ты поймал!»
5. Бросаем камешки в воду.
Цель: учить детей координировать движения обеих рук; развивать тонкую моторику рук; захват щепотью.
Однажды, гуляя у ручья, Вопросик встретил своего грустного друга — ослика На.
- Ослик, почему ты такой грустный?
- У меня сегодня день рождения, а в гости ко мне никто не пришел, никто со мной не поиграл.
- Не расстраивайся, Иа, я к тебе пришел. Я тебя поздравляю! Давай поиграем.
- А во что мы будем играть, если у меня нет игрушек?
- Моя мама говорит, что игрушки можно найти везде, вот, например, камешки.
- А как с ними можно играть?
- Их можно бросать в воду. Вот так. Делай как я.
Ребенок вместе со взрослым стоит около стола-ванны, наполненной водой. Взрослый предлагает ребенку бросать камешки в воду. Камешки находятся в плоской миске. Ребенок берет камешки по одному двумя-тремя пальцами и бросает их в воду. Сначала ребенок бросает одной рукой, потом другой. Все действия сопровождаются эмоциональными высказываниями взрослого, он также поддерживает эмоциональные высказывания ребенка.
6. Плавает или тонет
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д); формировать умение играть с водой, с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширить словарный запас.
Вопросик спросил:
- Мама, смотри: утенок плавает, а цыпленок — нет.
- Один умеет плавать, а другой не умеет.
- А я? Я умею?
- Попробуй вот здесь, около берега.
- Нет, я боюсь. Наверное, я не умею плавать. Мама, а камешки умеют плавать? А орехи? Я хочу знать.
- Давай попробуем. Опускай в воду камешки, орехи, шишки, все, что тебе хочется, и смотри.
Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Ребенок поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого выясняет, какие предметы плавают, а какие тонут.
Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки).
7. Дождик.
Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: капает, льётся; развивать наблюдательность, любознательность; вызвать у детей положительные эмоции.
Послушайте, о чем спросил маму теленок Вопросик:
- Мама, там, на лугу, моя любимая ромашка. Она наклонила голову и закрыла глазки. Ромашка очень хочет пить, а дождика все нет. Ты говорила, что вода волшебная, почему она тогда не идет к ромашке?
- А ты помоги ей, дорогой.
- Как это сделать?
- Возьми лейку и полей.
- Ура! Как я не догадался сам?
Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему.
8. Игра с корабликами
Цель: закреплять знания детей о величине развивать мелкую моторику рук; стимулировать внимание детей; учить детей координировать движения обеих рук;
Вопросик встретил Ослика и сказал:
- Ослик, пойдем к ручью.
- Зачем?
- Будем играть.
- Во что?
- У меня есть два кораблика. Я дам тебе розовый кораблик, а этот — голубой возьму себе.
- И что?
- Я на своем кораблике буду переправлять тебе желуди, а ты на своем кораблике будешь переправлять мне ракушки.
- Зачем?
- Тогда у тебя будет много желудей, а у меня — ракушек. Здорово?
- Не знаю. Давай попробуем.
К игре желательно привлечь двоих детей. Им дают кораблики, разные по величине и назначению, и предлагают поиграть с ними в ванне: пускать кораблики, перевозить различные грузы, людей (игрушки) и т. д.
9. Следы на полу.
Цель: развивать представления о свойствах воды; познавательную активность (путем освоения экспериментирования).
Вопросик гулял по мокрому лугу. Пришел домой, но не успел сделать и нескольких шагов, как в испуге закричал:
- Ой, мама, мои ноги остались на попу.
- Что случилось?
- Ноги остались на полу.
- Где?
Мама, испуганная, подбежала к Вопросику.
- Как ты меня напугал. Это не ноги твои остались на полу, а следы от твоих ног.
- Почему?
- Ноги у тебя мокрые?
- Да.
- Вот мокрый след и остался. Вода от твоих копыт намочила пол, и он в этих местах тоже стал мокрый.
- А когда ноги сухие, то следов нет?
- Нет.
- Я знаю, почему это происходит.
- Почему?
- Да просто вода — волшебная.
Взрослый предлагает ребенку намочить указательные пальчики, опустив их в емкость стола-ванны с водой, и приложить их к доске. Затем намочить и приложить кулачки, те же действия произвести с ладошками. Параллельно с этим уточняется величина следов, количество пальчиков.
10. Уточки на волнах
Цель: развивать дыхание, глубокий вдох и продолжительный выдох в определенном направлении
Вопросик, Утенок и их друзья долго и дружно играли с игрушками. А потом Утенок сказал:
- А у меня есть волшебный мешочек.
- А что там у тебя?
- Много таких же уточек, как и я.
- Неправда, ты большой, а много таких больших уточек в мешочке не поместятся.
- А он — волшебный!
- Дай, я посмотрю.
- Нет, ты можешь только потрогать и отгадать, Вопросик.
Вопросик осторожно просунул копытце в волшебный мешочек и сразу же сказал:
- Это — утенок. Честно.
И достал утенка. Все друзья сделали так же. И у всех оказалось по утенку.
- Давайте, опустим их в воду все вместе. Раз, два, три!
Взрослый предлагает детям самостоятельно запустить игрушек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой, осуществляя руками сильные и слабые волновые движения одной и двумя руками.
11. Кто выше прыгнет.
Цель :развивать координацию движений и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Вопросик сказал:
- Уточки эти непростые, а очень веселые. Хотите, они вас прямо сейчас развеселят?
- Конечно, хотим! — ответили друзья.
Педагог и дети опускают в емкость стола-ванны, наполненную водой, плавающие игрушки (шарики, мячики и т. д.). Затем взрослый опускает одну игрушку на дно, но она «выпрыгивает» на поверхность воды. Он предлагает детям повторить его действие самостоятельно.
12. Веселые пузыри
Цель: расширить представление о свойствах воды; развивать координацию и мелкую моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Вопросик смотрел в окно. Шел сильный дождь. Сначала намокла дорожка, потом появилась лужа, а потом. На воде стали появляться пузыри.
- Мама, смотри, что делает волшебная вода! Давай возьмем пузырьки домой. Я хочу с ними играть.
- Ты можешь сделать волшебные пузырьки дома.
- Как? Я же не дождик.
- Вода — волшебная. Возьми стакан с водой и соломинку.
Вопросик взял соломинку, опустил ее в стакан и стал ждать пузырьков. Он долго ждал, но пузырьки все не появлялись.
- Мама, это не та вода.
- А ты подуй в соломинку.
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые пузырьки.
Методические рекомендации
игр – занятий с песком.
Организация игр-занятий с песком
Игры-занятия желательно проводить с подгруппой детей в одной большой или нескольких малых песочницах.
Перед занятием необходимо надеть фартук, так мы приучим ребёнка содержать свою одежду в чистоте. Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.
«. - Здравствуй, мы пришли с тобой в эту комнату, чтобы поиграть с песком. Давай поздороваемся с ним. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой.»
Взрослый начинает игру, делая отпечатки кистей рук на поверхности песка. За ним повторяет ребенок. Взрослый рассказывает о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Теперь получив образец проговаривания, ребенок попробует сам рассказать о том. Что он чувствует. Затем, взрослый переворачивает свои руки вверх ладонями и снова описывает свои ощущения. За ним повторяет ребенок. Далее предлагается «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т. д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т. д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т. д. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа, учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.
Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том чтобы научить ребенка ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время дети при помощи педагогов могут составлять отпечатками рук различные геометрические формы, что способствует лучшему запоминанию понятия формы, сенсорных эталонов цвета и величины.
Затем проводим массаж рук ребенка. При этом мы используем не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же и самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки, массажного шарика, карандаша с гранями и прочих приспособлений. Другой вариант - предложить ребёнку перед игрой опустить на несколько минут ладошки в ванночку с тёплой водой, а затем растереть руки полотенцем. Это стимулирует чувствительность кожи, активизирует мышцы рук. Параллельно с этим важно помогать детям делать самомассаж песком : перетирать его между пальцами, глубока зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д.
В процессе подготовки к игре мы даем ребёнку возможность многократно обследовать песок (или другое сыпучее оборудование). Показываем малышу, какие действия можно с ним производить, выполняем совместные действия, направленные на преобразование песка и т. п.
Основная цель проведения таких игр с песком - формирование у ребёнка представлений об особенностях сухого и мокрого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки и т. п.); его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками
Такие игры с пересыпанием песка из одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность малышу на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка. В отличие от сухого, мокрый песок может сохранять форму того предмета, в который он был положен, и после того как будет освобожден от этого предмета.
В процессе игр детям так же предлагается определить вес одинаковых объемов песка, находящихся в разном физическом состоянии (сухой и мокрый) : в две одинаковые по объему емкости помещается сухой и мокрый песок, дети с помощью барического чувства определяют, какая емкость тяжелее. Мокрым песком можно наполнить некоторое количество емкостей. Затем, перевернув их и освободив песок, получить такое же количество куличиков, сохранивших форму емкостей. Эти куличики можно пересчитать. Сухой песок форму не сохраняет, поэтому сосчитать количество, соответствующее емкостям трудно.
После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании, развивается пространственная ориентация.
Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами.
Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием.
Затем можно приступить к постановке сказок на песке : «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя». Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.
Занятия с песком являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. После песочных игр детям легче и естественнее даются театрализованные игры и другие занятия.
Педагог в ходе проведения игр обращает внимание детей на изменение тактильных ощущений, побуждая их высказываться, сравнивать.
Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Педагог должен следить за реакцией детей при манипуляциях с сухим и мокрым песком. Если какой-то ребенок испытывает неприятные ощущения, нельзя настаивать на продолжении занятий в песке. Взрослый сначала показывает в песке все движения, затем дети их повторяют; старшие при желании предлагают также свои варианты игры, а младшие выполняют вместе со взрослым — «рука в руке».
Оборудование для игр с песком
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
3. Набор игрового оборудованиеа (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :
• лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
• разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;
• миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
• набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
• различные здания и постройки;
• бросовый оборудование: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.
Обработка песка
Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
Правила игры с песком для малышей
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.
Условия работы с детьми
1. Согласие и желание ребенка.
2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Дополнительные условия организации игр-занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Группы методов и приё мов песочной терапии:
• Исследовательская, практическая деятельность: включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочками, формочками, кисточками, коктельными трубочками, элементы экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
• Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»); инсценирование и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место)
• Словесные методы: мини-беседа; диалог и рассказ педагога ; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)
• Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование
• Игровые приемы: подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.