МААМ-картинки

Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения

Анастасия Баскакова
Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения
▼ Скачать + Заказать документы

В данной статье рассматривается проблема жестокого обращения с детьми в семье. Выявляется механизм возникновения жестокого обращения по отношению к детям и факторы, влияющие на формирование у них ответных агрессивных форм поведения. В качестве первичной профилактики жестокого обращения в семье авторами статьи предложена организация детского клуба «Воробушки» на базе ГКО СРЦ «Маленький принц». В статье отражаются цели, задачи и ожидаемые результаты работы клуба.

Публикация «Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения» размещена в разделах

Дети - наиболее ранимые члены нашего общества, чьи права и свободы порой нарушаются. Невинные, наивные, растущие и учащиеся, они зависят от взрослых, когда речь идет об их обучении, поддержке и защите. Нередко дети переживают ужас насилия, становятся жертвами физических, сексуальных и эмоциональных злоупотреблений со стороны взрослых своей семьи или социального окружения [2, c 4].

Таким образом, под жестоким обращением и пренебрежением основными нуждами ребенка понимают любые действия или бездействия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются права и свобода» [3, c 8].

Механизм возникновения жестокого обращения с ребенком в семье запускают несколько факторов. Прежде всего, это недостаток ресурсов семьи для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации. Важным фактором является низкий уровень родительской компетентности.

При развитии семейного кризиса родители начинают прибегать к «силовым» стереотипам воспитания детей, неконструктивным и травмирующим способам их дисциплинирования. Из-за неэффективности своих педагогических приемов родители вынуждены постоянно усиливать «воспитательное воздействие», в ходе которого они постепенно теряют контроль над своими эмоциями и поступками – так возникают первые факты жестокого обращения с ребенком в семье [1, c 4].

Жестокое обращение к детям со стороны взрослых становиться фактом ответной агрессии детей. Первые знания об агрессии и его моделях ребенок получает именно в семье, чему способствуют, во-первых, характер семейных взаимоотношений: драки, ссоры, скандалы между родителями, во-вторых, стиль семейного руководства: частые и жестокие наказания, отсутствие контроля за детьми.

Взаимоотношение со сверстниками так же являются одним из значимых факторов становления агрессивных форм поведения. Здесь агрессия связана с положением ребенка в кругу своих сверстников, низкий социальный статус в группе сверстников, безразличие других детей. Все это провоцирует к применению агрессивных форм поведения.

Следующим значимым фактором усвоения ребенком моделей агрессивного поведения, являются средства массовой информации, в основном, телевидение и кино[4, c 109].

Актуальность профилактики жестокого обращения по отношению к детям связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие, развитие личности ребенка, его социализацию. Такие дети становиться склонны к асоциальному поведению : употреблению наркотиков, алкоголя, бродяжничеству, а став взрослыми они не могут создать полноценную семью, где были бы хорошими родителями уже своим детям.

Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики.

В условиях реабилитационного центра для несовершеннолетних «Маленький принц» где проходят реабилитацию дети семьи, которых нередко находятся в сложной жизненной ситуации, нами была предложена программа по такой профилактике, выступающая в форме работы клуба «Воробушки» для детей 5 – 7 лет.

В программу клуба включены активные подвижные игры, просмотр слайд - презентаций, беседы и обсуждения, арт – терапия, свободное и тематическое рисование, функциональная музыка, рефлексия, которые направлены на развитие позитивных эмоций, коррекцию негативных эмоциональных нарушений и личностный рост ребенка.

Наша программа признана способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д., а так же развитию позитивных способов взаимодействия детей в семье, со сверстниками, с другими взрослыми.

Тем самым цель программы - это профилактика жестокого обращения в семье.

Задачи:

• Снятие состояния эмоционального дискомфорта, развитие социальных эмоций.

• Коррекция тревожности, формирование социального доверия.

• Гармонизация противоречивости личности, формирование адекватной самооценки.

• Коррекция зависимости от окружающих, обучение самостоятельно решать проблемы.

• Снижение враждебности во взаимоотношениях со сверстниками, развитие навыков общения.

• Развитие навыков самоконтроля, игровая коррекция поведения.

• Обучение ребенка способности выражать свою любовь к близким, воспитание интереса к истории своей семьи.

Структура программы и условия реализации:

Вводная часть включает приветствие способствующая настрою детей на совместную работу и установку эмоционального контакта группы детей.

Основная часть состоит их игр и упражнений, направленных на снижение тревожности, снижению агрессивного поведения, формирования навыков общения, формирования позитивной самооценки.

Заключительная часть состоит из рефлексии и ритуала прощания, призванных закрепить полученные знания и получить положительный эмоциональный настрой.

Важно отметит, что приветствие и прощание - являются важным моментом работы, позволяющим создавать атмосферу доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.

В качестве ритуала приветствия в своей программе мы используем символическую игрушку «Солнышко».

Завершает каждое занятие прощание с символом нашего клуба «Воробушком».

Так, как работа с детьми представлена в форме клубной деятельности, мы так же считаем необходимым введение в каждое занятия рефлексии, оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось — не понравилось, было хорошо — было плохо и почему, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали, что приобрели в ходе работы).

Рефлексия для нас выступает показателем успешности и эффективности не только отдельно проведенного занятия, но и эффективности программы в целом.

Программа предусматривает режим занятий - 1 раз в месяц в течение полугода.

Количество детей в группе - от 8 до 10 человек в возрасте 5 – 7 лет, форма занятий – групповая.

Материально-техническое оснащение: большая комната, желательно мягкое половое покрытие (ковер, необходимое количество стульев, 2 – 3 стола, компьютер, повязки для глаз, краски, бумага, ватман, карандаши, аудиоаппаратура, кассеты с записью мелодий для релаксации, мягкая игрушка «Солнышко» и символ клуба «Воробушек».

К ожидаемым результатам в работе клуба «Воробушки», можно будет отнести следующее:

• Снижение тревожности, формирование доверия к миру.

• Формирование позитивных эмоций, положительной самооценки.

• Улучшение взаимоотношений ребенка со сверстниками.

• Исчезновение в поведении агрессивных тенденций и появление доброжелательности.

• Развитие умения сдерживать свои бурные эмоции и резкие выражения чувств.

• Обогащение репертуара социальных навыков.

• Преодоление негативных черт личности у формирующегося характера ребенка.

• Расширение осознания чувств как своих, так и других (сверстников, эмоционально значимых родных).

В заключении хотелось бы отметить, что детский клуб «Воробушки» существует уже более года, и не только организаторы клуба, но и другие сотрудники видят позитивные изменения в развитии личности наших воспитанников, которые стали более сдержаны в проявлении своих негативных эмоций, улучшились их взаимоотношения, как со сверстниками, так и с другими взрослыми.

Список литературы:

1. Егорова, М. О. Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми : основные подходы, услуги и формы оказания помощи: Брошюра / М. О. Егорова, С. П. Борзов, А. М. Спивак. - М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 16 с.

2. Зырина, А. И. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье : Практическое издание / А. И. Зырина, Т. Л. Индейкина. – Пермь. : Ресурс, 2009. - 108 с.

3. Журавлева, Т. М. Помощь детям жертвам насилия: Практическое издание / Т. М. Журавлева, Т. Я. Сафронова, Т. Л. Индейкина. – М. : Генезис, 2006. – 112 с.

4. Зекиев, Э. В. Профилактика агрессивного поведения младших школьников. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам ХX студенческой международной заочной научно - практической конференции. / Э. В. Зекиев. — М: Изд. «МЦНО». — 2015. — № 1 (19). – С 106 -110.

Публикации по теме:

Профилактика жестокого обращения с детьми Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями.

«Работа с детьми, пострадавшими от жестокого обращения». Наиболее распространенной формой жестокого обращения с детьми является психическое насилие (эмоциональное) - это однократное или хроническое.

Утренняя гимнастика на воздухе для детей старшего дошкольного возраста. Проблемы, пути их решения В настоящее время особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия,.

Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: проблемы и пути их решения «Здоровьесберегающая деятельность дошкольного образовательного учреждения: проблемы и пути их решения» Проблему здоровьесбережения можно.

Консультация для родителей «Пути решения проблемы застенчивости» Помочь ребенку расширить круг своих знакомств: чаще приглашать к нему друзей, вместе с ребенком ходить в гости к знакомым людям,.

Педагогический совет «Речевое развитие: проблемы, пути решения» Педагогический совет МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию.

Профилактика жестокого обращения с детьми Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в стенах детского сада №14 «Боровичок». Меня зовут ДЕ – я педагог – психолог этого сада. Буквально.

Самообразование воспитателя «Адаптация детей к детскому саду: проблемы и эффективные пути их решения» РАЗДЕЛ 2. 2.1 Разработка проекта по адаптации детей к детскому саду в группе №1. С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни.

Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления.

Взаимодействие с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и пути их решения Каждый ребенок, каким бы он ни был - прежде всего уникальная личность, и, не смотря на особенности развития, он имеет равные с другими права.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения
Опубликовано: 10 августа 2016 в 10:43
+87Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Баскакова (УИ 754882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД