Лучший педагог года

Социально-педагогический проект «Семья»

Ольга Вандушева
Социально-педагогический проект «Семья»

Социально-педагогический проект "Семья"

автор проекта :Вандушева О. А. – педагог - психолог

Содержание

1. Проблема проекта

2. Социальная значимость проекта

3. Целевая аудитория

4. Продолжительность реализации проекта

5. Цель и задачи проекта

6. Планируемые результаты проекта

7. Механизм реализации проекта

8. Основные приоритетные направления деятельности

9. Возможные риски

10. Ресурсы, необходимые для проекта

Публикация «Социально-педагогический проект „Семья“» размещена в разделах

11. Оценка эффективности проекта

12. Перспективы дальнейшего развития проекта

13. Литература

1. Актуальные проблемы и потребности проекта

Социальная тревожность, неуверенность и неустроенность из-за объективно-субъективных обстоятельств как в обществе (экономический спад и неурядицы, снижение жизненного уровня многих семей, загрязнение среды обитания, безработица, так и непосредственно в семье (разводы родителей, алкоголизм, насилие, физические наказания).

Незащищённость от различных видов жестокого обращения (физического, психического насилия, пренебрежения детскими интересами и потребностями).

Низкая степень ответственности и знаний родителей за воспитание, образование, развитие и здоровье детей

Резкое падение уровня психофизического и морального здоровья детей.

Лишения, трудности и сложности детской жизнедеятельности по причине роста социального сиротства при живых родителях

Актуальность разработки и внедрения модели службы психолого-педагогической и консультативной помощи родителям и детям дошкольного возраста, в том числе от 2мес до 7лет, не посещающих дошкольные образовательные организации Жердевского района связана, прежде всего, с трудностями, возникающими у родителей при воспитании ребенка, с острой потребностью в помощи специалистов различного уровня по вопросам укрепления и сохранения здоровья детей, их всестороннего развития

2. Социальная значимость проекта

Семья — это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их детей (собственных и усыновленных, связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Семья уникальная психологическая ячейка. Чувства, на которых она стоит, рождают в душе способность дорожить близкими как собой, а их интересами – как собственными. Поэтому семья может быть мощным источником гуманизма. В быту, в личной жизни она способна давать людям то, что в обществе дают высшие идеалы и принципы жизненного устройства, открытие человечеством.

Одним из показателей хорошей семьи является здоровая атмосфера в ней.

Семейное воспитание в широком смысле слова – изначальная форма социализации и воспитания детей, в процессе которого происходит развитие и становление личности.

Нестабильность в обществе, изменения в социальной сфере, кризис в экономике, падение нравственности оказали существенное влияние на семью, на выполнение ею своих функций: репродуктивной (рождение детей, воспитательной, хозяйственно-экономической, коммуникативной, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха, досуга, регулятивной, нравственно-нормативной.

Одной из основных определяющих в ФГОС ДО является взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, через развитие инициативы родителей в новых формах и способах взаимодействия. Это возможно при создании специальных условий в ДОО для овладения и использования информации об оптимальных условиях образования и воспитания детей дошкольного возраста в рамках индивидуального подхода к каждой семье, которую могут предоставить специалисты консультационного центра в сотрудничестве с социальными партнерами. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в детском саду №2 «Светлячок» осуществляется в соответствии с Федеральным законодательством РФ и нормативными документами Тамбовской области, в связи с этим, одной из основных задач всей системы образования является «Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства».

3. Целевая аудитория проекта

• Педагогические работники детского сада

Семьи, имеющие детей не посещающих ДОО

• Дети дошкольного возраста, а также дети с ОВЗ

4. Приблизительная продолжительность проекта

Продолжительность реализации проекта 11 месяцев с апреля 2019 – февраль 2020г

5. Цель проекта

Обеспечение прав родителей (законных представителей) на получение методической, психолого – педагогической, диагностической и консультативной помощи в рамках реализации национального проекта «Образование», регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей»

6. Задачи проекта

• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей;

психосоциальная помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку, повышение уровня самоуверенности и формирование положительной самооценки;

• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не получающих дошкольное образование

• оказывать консультативную, психологическую и коррекционную помощь и поддержку родителям и детям, поддержание осознанного родительства.

7. Планируемые результаты проекта

Личностные.

Данные формы работы позволят выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье. На первом этапе разработать индивидуальный маршрут развития ребенка провести изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования. Разработать индивидуальные коррекционно-развивающие программы, упражнения, направленные на комплексное решение проблемы семей с детьми-инвалидами, с ОВЗ и обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.

На втором этапе у родителей сформируется установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, между собой, активная позиция к воспитанию ребенка в семье, родители изучают приемы адекватного взаимодействия, родители познают приемы организации групповых игр с несколькими детьми (2-3 ребенка). Обретается уверенность в себе и избавление от комплексов.

Социальные

Предполагаемые результаты по реализации программы предусматривают осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего и дошкольного возраста, в т. ч. и детей с ограниченными возможностями здоровья, безболезненной адаптации детей к условиям ДОУ, повышение физического и психического уровня развития детей дошкольного возраста. Основной упор работы направлен на работу с родителями детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, и направлены на решение следующих задач:

-укрепление здоровье детей, закаливание, развитие основных видов движений, создание условий, способствующих развитию двигательной активности;

-формирование в режимных процессах простейших навыков самостоятельности, опрятности, аккуратности;

-расширение ориентировки детей в ближайшем окружении, пополнение запасов понимаемых слов, развитие потребности в общении

-развитие познавательной и двигательной активность детей во всех видах игр;

-формирование навыков культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.

Экономические

Воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека.

8. Механизм реализации проекта

I. Подготовительный этап (апрель – май 2019г)

• организация информационно-исследовательских и методических работ по социально-психологической поддержке родителей, чьи дети находятся на семейном обучении, а так же дети дошкольного возраста, не посещающие дошкольное учреждение; публикование в СМИ, на сайте образовательного учреждения, изготовление визиток

• сотрудничество с МКУ РЦИМО, «Жердевской ЦРБ», получение первичных данных о семьях, чьи дети находятся на семейном обучении, а так же дети дошкольного возраста, не посещающие дошкольные учреждения;

• разъяснение содержания и особенностей консультативной работы, основные правила поведения и проведения встреч;

• диагностическая деятельность, для выявления проблем семей, имеющих детей с ОВЗ (формы работы включали беседу и анкетирование, диагностику уровня развития ребенка).

На подготовительном этапе происходит:

- Знакомство с нормативной документацией, в ходе реализации инновационного проекта.

- Определение состава участников инновационной деятельности.

- Проведение инструктивно – методических совещаний в ходе реализации инновационного проекта.

- Анализ семей, проживающих на территории Жердевкого района, не охваченных дошкольным образованием.

Изучение спроса родителей на реализацию инновационного проекта.

- Информационное оповещение родителей и общественности через объявления, сайт дошкольного учреждения.

- Размещение на сайте ДОУ информационных материалов о деятельности муниципальной инновационной площадки.

- Мониторинг по предоставлению услуг семьям.

- Знакомство специалистов детского сада с родителями ребенка, определение путей продуктивного взаимодействия, дается вся необходимая информация о направлении деятельности педагога-психолога; учителя – логопеда, учителя – дефктолога.

II. Основной этап (июнь – январь 2020г).

Проект «Семья» построен на серии мероприятий по формированию образа семьи : консультационные, профилактические.

Эти мероприятия направлены на реализацию проекта и представляют собой комбинацию разнообразных мероприятий:

• поддержанию осознанного родительства, учитывая возрастные особенности и специфику проблемы,

• проведение практических занятий с детско-родительской группой, тренинг «Осознанное родительство», «Эффективные родители», «Стиль семейного воспитания» и др. (по запросу родителей);

проведение семейных и индивидуальных консультаций: «Чувства старшего ребенка», «Развитие игровой активности», «Важность режима дня», «Польза скороговорок», «Что должен знать ребенок 5-6 лет», «Профилактика дислексии», «Как отвечать на детские вопросы», «Музыкотерапия, как средство релаксации», «Что такое сигматизм?», «Расширение активного словаря», «Организация досуговой деятельности ребенка первого года жизни», «Роль сказки в воспитании ребенка», «Регулярность выполнения артикуляционных упражнений», «Как применять кинизиологические игры», «Роль сказки в воспитании ребенка» и др. (по запросу родителей)

проведение практических занятия в родительских группах: деловая игра: «Как понять своего ребенка», дискуссия: «Наказания и поощрения», мастер – класс для родителей 5-7 лет «Изготовление головоломки «Танграм» для детей» и др. (по запросу родителей)

• лекции, семинары: «Какие игры в возрасте 3-4 лет можно играть», «Занимаемся пальчиковой гимнастикой», «развитие моторики руки», «Что такое ОНР? И его причины», «Поощрение игр друг с другом», «Чтение и обсуждение сказок», «Эмоциональное благополучие ребенка в семье и взаимодействие родителей друг с другом», «Климат в семье ребенка», «адаптация ребенка к детскому саду» и др. (по запросу родителей)

III. Заключительный этап (февраль 2020г)

Подведение итогов реализации проекта «Семья» предусматривает:

• проведение оценочной анкеты родителями с целью оценки качества оказанных услуг (анкетирование родителей);

• анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

• отчет о реализации проекта;

• дополнение и реализация продолжения проекта с учетом опыта;

• разработка памяток и буклетов для семей «Профилактика дисграфии», «Психологическая адаптация ребенка к школе», «развитие грамматического строя речи», «Формирование речевого подражания».

9. Основные приоритетные направления деятельности

Оказание практической помощи и педагогической поддержки семье.

Просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку.

Психологическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация семей группы "риска".

Распространение информации, оказание помощи по созданию опекунских, приёмных семей.

Продуктивные технологии.

Создание банка данных о потребностно-ценностной сфере детей и родителей, трансакциональный анализ, система группповых консультаций, целевые конференции, организация внутрисемейного общения.

10. Возможные риски

Практика общения с родителями позволит нам выявить наиболее типичные риски и проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.

Так, к основным проблемам можно отнести:

- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной помощи всех специалистов КЦ родителям в вопросах воспитания, обучения и развития особого ребёнка;

- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки, опекуны. Оказание помощьи этой категории взрослых педагогом-психологом;

- нарушение развития речи у детей. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Оказание помощи этой категории взрослых учителем-логопедом, учителем - дефектологом;

- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в практических рекомендациях по продвижению своего ребё нка в разных сферах компетенции: интеллектуальной, физической, социальной, художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую помощь оказывают все специалисты нашего центра;

- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.

С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.

С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.

Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.

11. Ресурсы, необходимые для проекта

Объем финансового обеспечения реализации проекта на уровне детского сада осуществляется в пределах объёмов средств на текущий финансовый год и используется для осуществления расходов, необходимых для реализации проекта, приобретения средств обучения, наглядного пособия, дидактических игр, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников и организации функционирования детского сада.

12. Оценка эффективности проекта

К оказанию консультативной помощи привлечены 4 высококвалифицированных педагогических работника : педагог-психолог, учитель-дефектолог и учителя-логопеды, имеющих соответствующее образование и опыт работы с родителями:

Результат нашей работы определяется не по количеству проведенных совместных мероприятий, а по числу родителей, принимающих активное участие в деятельности ДОУ, как они переносят полученные знания и навыки в процессе семейного воспитания; по направлению данных мероприятий на развитие и воспитание детей.

Таким образом планируем охват семей, имеющих детей, в т. ч. детей с ОВЗ, не охваченных дошкольным образованием не менее 70%.

13. Перспективы дальнейшего развития проекта.

С учётом положительного опыта работы этого учебного года в детском саду намечаются новые цели и задачи, которые предполагают улучшить процесс семейного воспитания, укрепить защиту прав детей, разнообразить формы работы. Работа педагогического коллектива проекта «Семья» с семьями воспитанников - залог укрепления и оздоровления детско-родительских отношений. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) предусматривает разнообразный перечень запросов: основные закономерности развития ребенка, индивидуально-типологические особенности, прогноз развития ребенка, основные методы и приемы воспитания и обучения детей, проблемы детско-родительских отношений.

Информационные источники:

1. Гребенников И. В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием /Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. – М. : НИИ ОПВ АПН СССР., 1980.

2. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М. : Сов. Россия, 1983.

3. Новые технологии воспитательного процесса / Шуркова Н. Е. и др. /Под общ. ред. В. А. Карковского. – М. : МП "Новая школа", 1994.

Интернет – источники:

https://firo.ranepa.ru/ ФИРО

https://68cdo.ru/ Тамбов - Викки

https://obraz.tmbreg.ru/ Управление образования и науки в Тамбовской области

https://www.rusedu.ru/subcat_40.html Образовательный портал. Архив учебных программ и презентаций.

https://www.metodkabinet.eu/ Предметные области. Библиотека готовых материалов. Педагогическая библиотека. Тематические коллекции материалов к праздникам.

https://www.obruch.ru/ Иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей.

https://www.doshvozrast.ru/ Сайт ориентирован на воспитателей и методических работников детского сада. Конспекты занятий, комплексы оздоровительныхмероприятий, сценарии, игры и занятия.

https://www.detskiysad.ru/ Портал содержит следующие разделы: Книги по педагогике, Книги по меди-цине, Болезни детей и взрослых, Педиатрия и гигиена, Общее воспитание, Физиче-ское воспитание, Эстетическое воспитание, Трудовое воспитание, Развитие речи, Сенсорное воспитание, Обучение в детском саду, Детское творчество, Развитие в игре, Ознакомление с природой, О детской психологии, Вопросы и проблемы, Старинные игры и забавы, Различная литература

https://detsadd.narod.ru/ Сайт Воспитатель ориентирован на воспитателей детских садов и молодых родителей. Также сайт может быть полезен и студентам факультетов дошкольного об-разования. На страницах сайта собрано множество познавательных статей, конспектов занятий в детском саду, полезных советов и рекомендаций.

https://www.detskiysad.ru Информационно-образовательный ресурс, на страницах которого можно найти сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, об ор-ганизации праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях и о многом

Электронные образовательные ресурсы

https://learningapps.org/ Создание интерактивных игр

https://puzzlecup.com/crossword-ru/ Фабрика кроссвордов

https://photopeach.com/ Слайд-шоу

https://www.jigsawplanet.com/ Пазлы

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=0efff9587143 Пазлы «Овощи»

https://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator Генератор ребусов

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников

1. https://www.baby-news.net«Baby news» — Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

2. https://packpacku.com — детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.

3. https://www.zonar.info«Оригами — Мир своими руками». Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

4. https://www.1umka.ru/load/«Умка — Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое!

5. https://bukashka.by/«Букашка», сайт для дошкольников. Уроки рисования и музыки, развивающие игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки.

6. https://www.detkiuch.ru«Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества. Здесь вы найдете статьи о детях, обучающие и развивающие программы для малышей и школьников, которые можно скачать бесплатно, а ребенок непременно захочет посмотреть детское обучающее видео, лучшие мультфильмы, сказки и книги, все игры для развития, раскраски, картинки, песенки караоке и многое другое; посмотреть или добавить детские произведения (рисунки, стихи и т. п.); все самое необходимое для ребенка (интересные игрушки, софт, музыка, книги, игры)

7. https://pochemu4ka.ru/ — Детский портал «Почемучка». На сайте можно найти много интересного и увлекательного.

8. https://www.solnet.ee/ — Детский портал «Солнышко». Много интересного материала для родителей, детей и педагогов.

9. https://eor-np.ru/taxonomy/term/548Электронные образовательные ресурсы по тематике дошкольного образования: безопасность, коммуникация, познание, художественное творчество);

План проведения проекта

№ Мероприятия Ответственные Сроки выполнения Социальный эффект

1. Подготовительный этап Специалисты ДОУ Апрель – май 2019г Информационно – просветительская работа

2. Основной этап Специалисты ДОУ Июнь 2019г– январь 2020г Взаимодействии семьи и специалистов детского сада

3 Заключительный этап Специалисты ДОУ Февраль 2020г Заинтересованность семей имеющих детей, не охваченного системой дошкольного образования, а также дети с ОВЗ совместной деятельности со специалистами КЦ. Формирование положительного эмоционального фона семьи

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию во второй младшей группе «Семья» Образовательная область"Социально-коммуникативное развитие".Интеграция образовательных областей:"Познание","Чтение художественной литературы".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Твоя семья»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми с ЗПР по социально-коммуникативному развитию «Твоя семья» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект.

Социально значимый проект «Моя семья»Социально значимый проект «Моя семья» Паспорт проекта 1. Название проекта «Моя семья» 2. Тип проекта: познавательный, творческий, исследовательский, долгосрочный. 3. Время реализации:.

Педагогический проект «Моя семья» Информационная карта проекта Продолжительность проекта 1 неделя Вид проекта: творческо-исследовательский Тип проекта: краткосрочный Автор.

Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте»Педагогический проект в старшей группе «Вся семья вместе, так и душа на месте» Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному.

Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.

Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация»Проект по социально-коммуникативному развитию «Адаптация» Тип проекта: долгосрочный, практико ориентированный, творческий, игровой. Виды деятельности: коммуникативная, игровая, продуктивная, трудовая.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья»Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы «Моя семья» Задачи: Формировать у детей представление о семье и людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения.

Социально-познавательный проект «Детский сад, семья и книга» (совместно с родителями и воспитанниками первой младшей группы) Матрица проекта. 1. Название проекта. «Детский сад, семья и книга». 2. Тематическое поле. Социально-Познавательное 3. Проблема. К сожалению,.

Социально-экологический проект «Спаси дерево»Социально-экологический проект «Спаси дерево» Авторы проекта: воспитатели группы №16 «Карусель» Байрамгулова Гульшат Фидаиловна, Кармушакова Марьям Мирхатовна Актуальность проекта 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогический проект «Семья»
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 14:24
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД