Виктория Гоношилова
Социально-психологический тренинг для педагогов «Компетенции педагога». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
День 2.
Цель: развитие умения интерпретировать невербальные сигналы,
идентифицировать эмоциональные состояния людей по невербальным проявлениям в поведении; развитие умения представить себя, подать «образ себя»
Ход:
- Вводная игра на создание рабочего настроя. Игра помогает участникам лучше узнать друг друга, способствует развитию наблюдательности.
Публикация «Социально-психологический тренинг для педагогов „Компетенции педагога“, Часть 2» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ведущий. Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-либо признаком. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть дочери», - и все, у кого есть дочери, должны поменяться местами. При этом тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру.
- На прошлой встрече мы с вами вспомнили, что такое общение, три его составляющих компонента, настало время поговорить о средствах общения.
- Какие средства общения вам известны?
Традиционно все средства общения делят на вербальные, невербальные и паралингвистические. К вербальным относят слова, которые мы произносим в процессе общения; к невербальным - жесты, мимику, дистанции, позиции общения, позы. ; к паралингвистическим - тембр, темп, интонации, паузы.
Установлено, что в общении лишь 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр, интонацию, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55 % информации, т. е. «говорим мы голосом, беседуем всем телом». Умение «вчувствоваться в собеседника, понять его эмоциональное состояние 9которое он, может быть, пытается скрыть) важное условие эффективной коммуникации.
Упражнение «Передай чувство».
Все участники встают в колонну, в затылок др. к др. Последний просит впередистоящего повернуться к нему и передает мимикой, позой и жестами задуманное чувство. Это чувство участники передают др. др. по принципу игры «Сломанный телефон». Последний участник говорит, какое чувство он получил и сравнивает его с тем, какое было задумано.
Ведущий - какие невербальные сигналы помогла вам распознать эмоцию и как вы интерпретировали то чувство, которое получили.
3. Самопрезентация.
Очень важно в процессе общения создать благоприятное впечатление о себе, в разной степени мы постоянно управляем впечатлениями, которые создаем. Мы всегда играем перед аудиторией. Самопрезентация относится к нашему стремлению представить желаемый образ, как для других, так и для самих себя. Мы учимся управлять впечатлениями, которые производим. Таким образом, мы «самопрезентуемся», показывая себя как определенный тип человека.
Намеренно или нет, мы извиняем, оправдываем или защищаем себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой Я-образ. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий. В незнакомых мы точно осознаем, какое впечатление производим. Готовясь к фотографированию, мы можем даже попытаться придать лицу, смотрясь в зеркало, разные выражения. Для некоторых сознательная презентация - образ жизни. Непрерывно контролируя свое поведение и отмечая, как реагируют другие, они корректируют себя, чтобы достигнуть желаемого эффекта. В основном это люди, чья профессия принадлежит к сфере «Человек - человек».
Упражнение «Публичное выступление»
Цель - развитие у педагогов навыков самопрезентации; формирование опыта сознательного выбора своих действий в ситуации социального взаимодействия; развитие способности к адекватному выбору эффективного поведения в зависимости от задач коммуникации.
Инструкция — подготовить публичное выступление, можно самопрезентацию; временные рамки выступления не более 3-5 минут.
В выступлении должны быть отражены три содержательные части :
- завоевание доверия слушателей (похвала, радость встречи, единство взглядов);
- ключевые положения и аргументы в свою пользу (указание на достоинство);
- постановка, какой бы то ни было задачи перед аудиторией, побуждение ее к действию.
*можно задать другой алгоритм - каждая группа выбирает Игрока и совместно с ним продумывает его выступление.
Ведущий - задает вопросы и подводит итог: как группа справилась с заданием - было легко или трудно? Какое было самочувствие при выполнении задания? Как чувствовали себя Игроки во время выступления?
В качестве некоего итога по данному упражнению предлагается следующая цитата, «как ни стыдно признаться, я стал лепетать. лепетать о каких-то своих достоинствах. Тут обнаружилось удивительное: так легко говорить о своих прорехах, так просто перечислять скользкие и поганенькие поступки, сделанные
хоть год, хоть десять лет назад (в припоминании есть даже своя покаянная сладость, однако, когда я попытался сказать, чем я хорош, это оказалось непосильно, это звучало жалко, пожалуй, нелепо и уж точно неуместно. Я заизвивался вновь - что вспомнить и что сказать, я стал лепетать, что я, мол, не умею себя хвалить. У нас, мол, принято, чтобы хвалили другие» (В. Маканин. «Червяк»).
- Игра «Старинная английская игра «Сюрприз».
Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному и з сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот - следующему и т. д. Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
- Релаксация.
- Рефлексия «Обратная связь».