Ольга Сапожкова
Социально-значимый проект «Значение народной культуры в патриотическом воспитании детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Социально – значимый проект
«Значение народной культуры в патриотическом воспитании детей старшего и подготовительного возраста детского сада»
Проблема:
Последнее время в России происходят события, которые заставляют усилить воспитательную работу по всем значимым направлениям духовной жизни общества.
Публикация «Социально-значимый проект „Значение народной культуры в патриотическом воспитании детей„» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Расширение границ, увеличение социальной и культурной мобильности способствуют нарастанию нигилистических настроений в обществе. Развитие интернета и СМИ усилило влияние иностранной культуры, образа мышления и поведения на людей нашей страны. Это привело к переоценке духовных ценностей, которые приобретались и поддерживались нашими предками веками.
На сегодняшний день мы замечаем то, что утрата патриотического сознания молодого поколения отрицательно влияет на экономический, политический, культурный прогресс России и является угрозой национальной безопасности страны. Поэтому, проблема формирования и развития патриотизма в обществе стоит довольно остро.
Актуальность:
Воспитание патриотизма выделяется на фоне других направлений воспитания. Чувство патриотизма – это сложное сочетание объективного и субъективного, осознаваемого и неосознанного рационального и иррационального.
Патриотическое воспитание осуществляется в семье, детском саду, школе, церкви, посредствам СМИ и т. д. Приоритет, безусловно, принадлежит семье и образовательному учреждению, которое посещает ребёнок. Ведь там осуществляется влияние на ребёнка на ранних этапах жизненного цикла, когда закладываются базовые основания его духовной и интеллектуальной стороны.
Огромную роль в процессе патриотического воспитания имеет народная культура с ее многообразием проявления в жизни людей. Если педагоги и родители смогут с раннего возраста заложить потребность в общении с материалами народной художественной культуры – сказками, пословицами, загадками, инструментальной музыкой, обрядами и самыми яркими и запоминающимися всеми народными традиционными праздниками, то воспитательные возможности в этой области могут быть успешно реализованы.
Воспитательный потенциал детского сада, по сравнению с огромным потенциалом воспитательного процесса в средней школе, с его огромным научным и методическим обеспечением, реализуется не в полной мере, что обусловлено теоретической не разработанностью данного направления в системе педагогического знания, а так же слабой технологической оснащённостью воспитательного процесса.
Это диктует необходимость поиска новых средств, способных компенсировать и восполнить дефицит ресурсов инновационных форм и методов организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях.
Объект исследования:
Патриотическое воспитание детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Предмет исследования:
Возможности народной культуры в патриотическом воспитании детей старшего и подготовительного возраста детского сада.
Новизна:
Патриотическое воспитание ребёнка старшего и подготовительного дошкольного возраста происходит через формы и методы народной культуры за счет педагогического потенциала творческого воспитательного процесса.
Содержание проекта :
Проект долгосрочный 12 месяцев
Месяц ИОС Совместная самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Сроки
Сентябрь «Что в лесу родится – дома пригодится»
Праздник «Осинины»
Знакомство с праздником, Разучивание традиционных народных песен и танцев, посвященных встрече осени, и сбору урожая.
Дидактическая музыкальная игра «Что нам осень принесёт»
Народные песни об урожае, о сборе урожая.
Народная, хороводная музыкальная игра «Огород».
Изготовление шапочек овощей на хоровод «Вышли дети в огород»
15 сентября
21 сентября
Октябрь «Широкая ярмарка»
Музыкально – театральное развлечение, посвящённое празднику урожая Развлечение «Кубанские посиделки»,
посвященное осенним традициям народа своего края.
Хоровод «Долговязый журавель»
Казачья джигитовка.
Изготовление атрибутов к танцу «Джигитовка»
«Конь на палочке» 03 октября
Ноябрь Посиделки
Вечёрки
«Матушка Казанская зиму ведёт, морозцам дорожку кладёт» Рукоделия с песнями
Изучение поговорок и пословиц Подготовка инвентаря для рукоделия к посиделкам и вечёркам 3.11
Декабрь «Спиридон – Солнцеворот»
Знакомство с праздником.
Празднование Нового года. Разучивание песни
«Спиридон – Солнцеворот, дни на лето повернёт»
Разучивание новогодних песен, хороводов.
Знакомство с народными традициями празднования Нового года.
19.12
Январь «Рождество»
«Святки» Разучивание народных Рождественских песен, хороводов.
Знакомство с народными традициями празднования Рождества Христова.
Празднование Святок.
Изготовление костюмов к Рождественским колядкам 10.01
Февраль «Сретение»
«Масленица» Знакомство с праздниками
Разучивание Закличек «Солнышко – вёдрышко», «Весна – красна, приди»,
Песен:
«Ой, блины»
«Масленица»,
веснянок.
Хороводов:
«А мы масленицу поджидали»,
«Прощай, масленица»
Изготовление
Чучела Масленицы 15.02
Март «День Жаворонка»
«День весеннего равноденствия» Хороводы
«Ах ты солнышко моё с неба синего»
«Солнце с нами просыпается»
Изготовление Жаворонков из солёного теста 22.03
Апрель «Благовещение»
«Бабий праздник»
(традиц) «Веселитеся, подружки»
«Весна пришла – игра пошла» Изготовление голубей из бумаги 7 .04
Май «Кузьма»
«День Ивана Воина»
«Марк – ключник»
«День Победы» Пословицы
«Море – рыбачье поле»
«Сей морковку и свеклу на Козьму»
Хороводные песни
«Сошьём Дуне сарафан, а Иванушке кафтан»
«Дождик, дождик, пуще» Изготовление наряда для куклы 1.05
2.05
8.05
Цель проекта :
раскрыть педагогический потенциал народной культуры в патриотическом воспитании детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей
2. Приобщать детей к народной культуре.
3. Развивать умение сочувствовать, сострадать, сопереживать.
4. Формировать патриота, основываясь на эмоциональной составляющей.
5. Формировать представления о народной культуре
6. Развивать навыки игровой деятельности.
7. Формировать гендерную, семейную и гражданскую принадлежность.