Елена Столярова
Социальное исследование-эссе «Анализ диагностик уровня подготовки детей к школе в России и за рубежом»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В настоящее время, в условиях реформирования системы образования и социально-экономических преобразований в нашей стране, проблема подготовки ребёнка к школьному обучению является одной из главнейших проблем детской психологии. С каждым годом в России появляется все большее количество школ, которые предъявляют повышенные требования относительно уровня подготовки поступающих в них детей.
Публикация «Социальное исследование-эссе „Анализ диагностик уровня подготовки детей к школе в России и за рубежом“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Диагностика
- Исследовательская деятельность
- Моя Родина Россия
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Общепризнанным ведущими специалистами в области детской психологии является тот факт, что обучение ребенка в школе может быть эффективном только при условии наличия у него всех необходимых и достаточных для обучения качеств, а также обладания дошкольником достаточного для обучения уровня развития, при котором он будет в силах справляться с достаточно насыщенной школьной учебной программой.
В основном, поступление в школу является серьезным испытанием для ребёнка. Поэтому, если при поступлении в школу психологами не будут своевременно учтены индивидуальные особенности и уровень подготовленности ребенка к обучению в школе – повышается риск возникновения трудностей в адаптации к школе, проблем в учёбе. Поэтому выявление недостаточной сформированности отдельных психических функций ребёнка при поступлении в школу способствует правильной организации подготовительной коррекционно-развивающей работы, позволяя тем самым решать основные задачи психологической профилактики проблем детства.
Проблема анализа диагностик по подготовке детей к школе является достаточно актуальной в наше время учитывая то, что она включает в себя исследование не просто отдельных умений и знаний ребенка, а их определенный набор, который состоит из всех основных диагностических компонентов. Необходимо отметить, что дошкольный возраст требует особого внимания со стороны психологов. В дошкольном возрасте у детей происходит огромное количество изменений как внешнего, так и внутреннего характера. Этот период можно охарактеризовать как период перехода ребенка вверх по ступеням развития.
Гипотеза исследования состоит в выявлении уровня готовности к школе с помощью изучения современных отечественных и зарубежных методик диагностик и внедрения наиболее оптимальных в практической деятельности психологов образовательных учреждений.
Цель исследования : проведение анализа существующих диагностик подготовки детей к школе в современной России и за рубежом.
В соответствии с поставленной целью мной были определены задачи исследования :
- проанализировать отечественные методики диагностики готовности к школе,
- изучить зарубежные программы тестирования дошкольников.
Объект исследования - методики диагностики подготовки детей к школе.
Предмет исследования - анализ диагностик по подготовке детей к школе.
Методы исследования :
- теоретический анализ (для рассмотрения особенностей диагностики уровня подготовки к школе дошкольников). Изучение литературных источников дало возможность узнать, какие стороны и проблемы диагностики уровня подготовки детей к школе уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы до сих пор не решены.
- группировки, систематизации (для выявления в полученных данных общего и особенного, синтез (с помощью данного метода нами была получена возможность более глубоко проникнуть в сущность изучаемых явлений, индуктивные и дедуктивные методы (логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных).
- математические и статистические методы, которые применялись в данном исследовании для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.
Результаты проведенного мной исследования могут быть использованы в практике детских психологов при проведении тестирования старших дошкольников на уровень их готовности к обучению в школе, а также при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях подготовительных групп детских дошкольных учебных заведений.
Глава 1. Анализ современных российских методик диагностики уровня подготовки детей к школе.
В настоящее время, в связи с повышенным интересом детских психологов к проблеме изучения готовности детей в школе, в их практической деятельности используется огромное количество разноплановых диагностических методик, определяющих уровень подготовки к школе.
По мнению большинства авторов, только готовый к школе ребенок имеет познавательную потребность и хочет учиться. Уровень готовности ребенка к школе позволяет ему занять определенную позицию в обществе.
Соединение воедино познавательной потребности и желания учиться в школе, по мнению Л. И. Божович, способствует возникновению у ребёнка внутренней позиции школьника – как основного критерия готовности к школе.
При написании данного эссе передо мной стояла задача проанализировать наиболее интересные разработки современных отечественных и зарубежных психологов в области диагностики детской готовности к обучению в школе и проанализировать, как данные методики используются в сфере дошкольного образования в России.
В данной части исследования мной проанализированы отечественные наработки авторов в области диагностики готовности детей к школе, которые используются психологами в условиях детских дошкольных учреждений.
По данным исследований Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других ученых, изучающих психологическо-педагогические аспекты детства, в структуре диагностики психологической готовности ребенка к школе выделяют :
Личностную готовность дошкольника, включающая в себя формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции в обществе - положения школьника. При проведении диагностики личностной готовности входит блок тестов, определяющих уровень развития мотивационной сферы дошкольника.
Интеллектуальную готовность к школе. Изучение этого компонента готовности предполагает наличие у ребенка определенного кругозора и развития познавательных процессов.
Социально-психологическую готовность к обучению в условиях общеобразовательной школы. Диагностика данного компонента включает в себя исследование сформированности у ребенка нравственных и коммуникативных способностей.
Эмоционально-волевую готовность. В данном случае авторами разработаны методики диагностики сформированности у детей умения ставить цель, принимать решения, намечать планы действий и принятие усилий для их реализации.
В течение большого промежутка времени психологи разных стран занимались проблемой готовности детей к школе, ими разработано огромное количество методик и программ диагностики школьной готовности детей.
Наибольший интерес лично для меня представляют работы М. Р. Битяновой, Т. В. Азаровой, О. И. Барчук, Гудкиной Н. Н., Овчаровой Р. В., Безруких М. И. и др. Однако, следует отметить, что самые значимые методики диагностики готовности дошкольников к обучению были разработаны еще во время существования Советского Союза и основывались на научных трудах метров советской психологии А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. А. Гальперина, Б. Г. Ананьева и др. Большое внимание психологов в советский период уделялось разработке новых, объективных методов, доступных для массового применения и служивших целям психологической диагностики.
Е. Сушкова, Е. Бугрименко, К. Поливанова, А. Венгер при разработке методик диагностики готовности к школе исходили не только из известных характеристик развития детей определенного возраста, но и из условий, которые создает для ребёнка школа, в которой он будет продолжать обучение. Диагностический набор данных авторов включает в себя тесты и задания, которые давно применяются в психологической практике и традиционно используются педагогами для выявления уровня готовности ребенка при записи в школу.
В последнее время, на полках библиотек появились издания современных отечественных и зарубежных психологов, которые значительно продвинулись в области диагностики дошкольного детства готовности к школе.
Необходимо обратить внимание на то, что в практической деятельности психологу довольно трудно выбрать из представленного множества методик именно ту, которая полностью поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
Поэтому следует более подробно рассмотреть современные методики исследования готовности ребенка к школе.
Разработками методик диагностики подготовки детей в школу занимались М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, О. И. Барчук. Авторы исходили из понимания школьной готовности как системного образования, включающего в себя физиологический и психологический аспекты. В издании было отмечено, что на этапе приёма ребёнка в школу целесообразнее всего диагностировать уровень дошкольной психологической зрелости ребенка, так как с точки зрения социальной адаптации и успешности усвоения знаний и навыков, именно зрелый дошкольник готов к обучению в начальной школе. Наибольший вес и значение М. Р. Битянова изначально придавала тем качествам и психическим процессам, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего - ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами.
Заслуживает особенного внимания комплексная методика диагностики психического развития детей 6-7 лет «SCHOOL» Бахуриной Е. С. Методика разработана автором для определения готовности детей в школу и преследует цели повышения эффективности работы практических психологов в рамках проблемы «школьной зрелости». Методика достаточно надежна. Благодаря методики SCHOOL один специалист может обследовать 15-20 человек. В составе методики 7 тестовых игровых заданий на определение основных психо-физиологических качеств развития ребенка.
Диагностическая программа И. В. Дубровиной изучает психологическую готовность к школьному обучению и включает в себя исследование четырех сфер : эффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной, речевой.
Исследованию интеллектуальной сферы ребёнка посвящена методика исследования обучаемости А. Ивановой, которая включает в себя задание «Сюжетные картинки» с помощью которого исследуется развитие логического мышления, речи и способности к обобщению дошкольника старшего возраста.
Таким образом, готовность ребенка к школе является важной составляющей, которая обуславливает успешность учебной деятельности его быструю адаптацию к новым условиям и безболезненное вхождение в новую систему отношений. Существует много методик ее определения. Одна из наиболее интересных – методика ГОШа (Н. Н. Мельниковой, Д. М. Полевого и О. Б. Елагиной). Разработчики методики ГОШа выходили из положений психологии о том, что готовность ребёнка к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции и т. д.
В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. В основу разделения интеллектуальных субтестов на блоки ПСИ и КСИ положено одно из традиционных представлений о структуре интеллекта, согласно которому общий интеллект является результатом взаимодействия двух факторов: GF (флюидный интеллект, природной составляющей интеллекта, и Gc (кристаллизованный интеллект) – совокупность знаний и навыков.
По моему мнению, в настоящее время одной из наиболее интересных методик диагностики определения готовности детей к обучению в школе является диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению Н. И. Гуткиной. Данная программа была разработана автором при учете основополагающих теоретических положений существующих в отечественной детской психологии и сформированных Л. С. Выготким, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина и др.
Программа определения уровня готовности детей к школе Н. И. Гуткиной состоит из игр и игровых заданий с правилами, которые позволяют определить уровень мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер и включает в себя разнообразные методики для определения доминирования познавательного или игрового мотива у ребё нка: "Домик", "Да и нет", "Сапожки", "Последовательность событий", "Звуковые прятки".
В процессе подробного изучения программы Н. И. Гуткиной, мной было отмечено то, что под психологической готовностью к обучению в школе автор определяет именно необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка, который необходим для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Необходимо отметить, что при проведении диагностики интеллекта старшего дошкольника с точки зрения его готовности к обучению в школе автором в первую очередь исследуются те характеристики, которые необходимы и достаточны для начала обучения в школе. Наиболее значимой характеристикой в данном случае является обучаемость, которая включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первым этапом является процесс усвоения нового правила работы. Второй этап состоит из переноса усвоенных ребёнком правил выполнения задания на сходные.
Уровень развития обучаемости старшего дошкольника исследуется и другими методами, поскольку эта интеллектуальная операция рассматривается современными отечественными исследователями готовности к школьному обучению как основополагающая характеристика интеллектуальной готовности ребёнка к школе.
Мной уже было отмечено ранее, что проблемой диагностики готовности детей к обучению в школе занимались в различное время представители многообразных психологических школ. Поэтому в наше время имеется несколько трактовок и определений этого явления и, соответственно, разных методик исследования. Однако, для определения наиболее оптимальной и оригинальной методики диагностики готовности детей к школьному обучению необходимо проанализировать именно те, которые отвечают основным условиям, в которых должно проводится обследование: исследование должно занимать как можно меньше времени; вместе с тем созданная методика отвечает основным принципам построения методов диагностики обучаемости.
Среди отечественных методик диагностики уровня готовности к школе, необходимо обратить внимание на методики «Узор» Л. И. Цеханской, «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А. Л. Венгера. Данные диагностики помогают определить уровень сформированности психологических предпосылок ребёнка к обучению. Они, в основном, основываются на сформулированных Д. Б. Элькониным положениях о том, что в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребёнка надлежит оценивать как сформированность новообразований предыдущего возрастного этапа, так и качества характеризующие наступление нового периода развития учебной мотивации, самоконтроля и др.
Предметом диагностики в данных методиках являются не отдельные психические функции ребё нка: восприятие, моторика, речь, а основные элементы учебной деятельности.
При всем изобилии существующих методик определения готовности к школьному обучению, особое место занимает методика М. Н. Костиковой. В основу разработанной ей методики определения готовности к школьному обучению была положена идея о том, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребёнка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполнения. Особое внимание автором при этом уделяется анализу затруднений, испытываемых детьми.
Основной недостаток разработанной М. Н. Костиковой методики состоит в ее трудоемкости, громоздкости и недостаточной стандартизации, что усложняет процедуру эксперимента и требует от психолога высокого профессионализма и специальной обученности.
Таким образом, в данном разделе работы мной был представлен обзор наиболее интересных методик диагностики уровня готовности детей к школе. Замечу, что в последние годы отечественными психологами наряду с исследованием психофизиологических составляющих готовности к школе, особенное внимание уделяется вопросам диагностики уровня дошкольной зрелости.
Глава 2. Зарубежные исследования в области диагностики готовности к школьному обучению.
В зарубежных исследованиях, проблема диагностики готовности к школьному обучению наиболее полно отражена в работах психологов и педагогов, изучающих школьную зрелость детей. К числу наиболее интересных для меня авторов можно причислить (Г. Гетпера, А. Керна, С. Штребела, Я. Йирасека и др).
В процессе рассмотрения диагностических программ по исследованию уровня готовности детей в школу заслуживает интереса программа, разработанная Х. Бройером и М. Войффеном, которая включает в себя блок тестов определяющих уровень школьной зрелости.
Программа состоит из двух методик (Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня развития устной речи») и она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей :
Первая из представленных нами методик диагностирует развитие разных типов дифференциации ребенка: зрительной, фонематической, речедвигательной, мелодической и ритмической, которые являются основными предпосылками для развития устной и письменной речи дошкольника.
Вторая методика позволяет в достаточной мере оценить артикуляцию и словарный запас ребенка, а также выявляет речевую память и понимание речи.
Необходимо подчеркнуть, что программа диагностики речевого развития Х. Бройер и М. Войффен в основном ориентирована на выявление тех детей, которые нуждаются в коррекции речевого развития и должна проводиться два раза: первый раз - за год до поступления ребенка в школу, второй раз - незадолго до поступления.
После первого диагностирования выявляются дети, которые нуждаются в проведении целенаправленной развивающей работы. Второе диагностирование определяет, насколько успешною была развивающая работа.
Далее рассмотрим ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, который направлен на диагностику зрительного восприятия, сенсомоторной координации, уровня развития тонкой моторики руки. Данная методика стандартизирована, что наиболее удобно при использовании ее в дошкольных учреждениях.
Я. Йирасеком была исследована связь между успешностью выполнения предложенного им теста и уровня успеваемости детей в школе. В результате исследования оказалось, что дети, которые хорошо справились с тестом – в большинстве своем хорошо учатся в школе. Однако автором методики было отмечено, что плохой результат в тесте совсем не означает, что ребенок не может хорошо учиться, а говорит лишь о том, что он просто не готов к началу обучения в школе. Поэтому И. Йирасеком данный тест был предложен для выявления именно уровня школьной зрелости, однако его показатели нельзя использовать как основу для вывода о неготовности к школе. Несколько позже, Я. Йирасеком было введено в тест вербальную часть, которая дает возможность исследовать уровень информированности и понятливости ребенка. В данном подтесте у ребенка выявляется умение рассуждать, исследуется знание некоторых общественных норм.
Отметим, что недостатком рассмотренных мной зарубежных программ диагностики готовности к школе является их односторонний характер. Несмотря на то, что развитие у ребенка речевой функции непомерно важно для успешного обучения в школе, данные методы диагностики являются недостаточными для прогнозирования учебной деятельности школьника.
Мной была проанализирована программа диагностики уровня подготовки к школе, разработанная группой исследователей из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл под руководством Т. Вреда и Р. Клиффорда. Программа включает в себя блок диагностических тестов и развивающую методику для детей старшего дошкольного возраста.
Для диагностики познавательных процессов дошкольников авторами были использованы стандартные широко распространенные методики, хорошо известные каждому практикующему психологу.
Особый интерес для меня представило включение авторами в методику социального аспекта развития дошкольника. Также в методике делается акцент на диагностику взаимодействия ребенка с другими взрослыми или сверстниками и подчеркивается важность взаимодействия для полноценного и гармоничного развития личности. По мнению Т. Вреда и Р. Клиффорда, «взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей».
При разработке диагностической программы, ее уровень и качество были основаны на текущих определениях передовой психолого-педагогической практики и исследований, касающихся проблемы дошкольного детства. Основное внимание данной методики направлено именно на потребности детей старшего дошкольного возраста и на то, как удовлетворить эти нужды, чтобы улучшить текущие показатели результатов диагностики уровня готовности к школе.
В настоящее время данная методика является наиболее оптимальной для диагностики готовности детей в школу, так как охватывает наиболее значимые психо-физиологические качества развития старшего дошкольника.
В результате проведенного обзора зарубежных методик тестирования уровня подготовленности детей к школе мной была отмечена тенденция использования авторами при разработках тестов методик по определению потребностей детей данного возрастного периода. Интересным для меня представляется то, что центральным звеном при создании диагностических методик является познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Однако, на мой взгляд, они недостаточны для констатации школьной незрелости, а диагностируют лишь наличие школьной зрелости.
Заключение.
В процессе исследования методик диагностирования уровня готовности ребёнка к школьному обучению было выявлено, что в решении вопросов готовности к школе в практике выделяются два подхода: педагогический и психологический.
Сторонниками первого подхода определяются готовность к школе по уровню сформированности у дошкольников основных учебных навыков. Подобный подход ориентирован только на отбор, он не дает возможности ответить на вопрос, по какой программе обучать дошкольника. Кроме этого, в рамках подхода не решаются вопросы актуального и потенциального развития ребенка.
В основе психологического подхода лежит предположение о том, что готовность к школе определяется показателями общего психического развития дошкольника. В рамках этого подхода наблюдают широкий спектр различных взглядов на доминирующую роль тех или иных характеристик и факторов психики. Например, значительно распространено мнение, что готовность к школе определяется значением показателя психической зрелости ребенка. При этом психическая зрелость рассматривается как необходимая степень развитости отдельных психических функций типа эмоциональных, интеллектуальных, социальных и т. п.
Возможны и подходы, являющиеся комбинацией педагогического и психологического подходов. В рамках данного подхода диагностируются навыки и способности, играющие важную роль при обучении чтению, числовым представлениям, письму. Примерами диагностируемых психических функций могут являться: способность к зрительным и слуховым различиям, сенсомоторный контроль понимание на слух, словарный запас количественные понятия и общая осведомленность.
Заканчивая обсуждение диагностических методик, которые позволяют определить готовность ребёнка к обучению в школе, хочется еще раз подчеркнуть, что их использование позволяет выявить особенности умственного и психического развития ребёнка, что является первым и основным шагом на пути создания оптимальных условий периода адаптации в школе первоклассников, а также предотвращения их неуспеваемости.