Наталья Павлова
Проект-презентация «Актуальные проблемы подготовки детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Факультет дошкольной педагогики и психологии
Проект на тему :«Актуальные проблемы подготовки детей к школе»
Выполнила: Павлова Наталья Сергеевна
Профиль: «Дополнительное образование (раннее творческое развитие)»
Форма обучения: очно-заочная
Публикация «Проект-презентация „Актуальные проблемы подготовки детей к школе“» размещена в разделах
Группа:105
Учебный год: 2015-2016, семестр 2
Цель: изучение проблематики подготовки детей к школе.
Задачи:
1. изучение и анализ литературы по теме исследования;
2. выделение психолого-педагогических аспектов подготовки детей к школе;
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования, так как от ее решения зависит успешность обучения детей в школе. Это многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе.
В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятия «психологическая готовность к школе» и «школьная зрелость» являются широко распространенными и активно используются самыми различными специалистами: воспитателями детских садов, школьных учителей, практическими психологами, социальными педагогами. С этим понятием знакомы и родители, и даже сами дети.
Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие (включающее выделение фигуры из фона); концентрацию внимания; аналитическое мышление (выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями); возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие мелкой моторики и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим факторам:
• Речевое развитие
• Развитие мелкой моторики
• Мышление
• Самоорганизация
Речевое развитие – ведущий компонент подготовки ребенка. Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно.
Развитие мелкой моторики и графических умений – важный показатель развития ребенка. Несформированность (неловкость) моторных действий может быть основой трудностей обучения письму. Поэтому при определении готовности к школе важно иметь в виду не только развитие «больших» движений – бег, прыжки, спортивные движения, но и способность ребенка манипулировать мелкими предметами, умение держать ручку и выполнять простые графические движения.
Развитие внимания и памяти – необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности переключения или, наоборот, постоянное отвлечение, низкие объем и устойчивость памяти, трудности произвольного запоминания также могут осложнить процесс обучения. Мышление (общее развитие) – аспект подготовки, которому уделяется много внимания. Современные дети много видят, слышат, им читают, с ними активно занимаются. Важно, чтобы ребенок не только имел определенный запас знаний, но и умел им воспользоваться – умел рассуждать, делать элементарные выводы, выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, событий.
Самоорганизация (организация произвольной деятельности) – ее особенности определяют эффективность работы ребенка в процессе учебных занятий, его способность выполнить все необходимые задания, возможность внимательно слушать учителя, усваивать новые знания и т. п. Несформированность организации деятельности способна серьезно осложнить процесс обучен6ия. При несформированности организации деятельности возможны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К началу систематического обучения дети должны уметь сознательно подчинять свои действия правилам, ориентироваться на школьные требования (т. е. «надо» уже может перевесить «хочу»). Зрелость эмоционально-волевой сферы также подразумевает способность ребенка справляться со своими отрицательными эмоциями.
Об эмоциональной зрелости говорят особенности личностного развития, которые могут стать основой неготовности к школе, а значит, и причиной комплекса школьных трудностей.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Вывод: Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.
Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.
Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.
Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть всестороннее развитие ребенка, которое позволит обеспечить формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка, а также социальных умений и навыков, необходимых для благополучной адаптации первоклассника, положительного отношения к школе и достижений в учебе.
Список литературы:
1. Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина "Просвещение", Москва, 1978 г.
2. "Психологическая готовность к школе" Гуткина Н. И. «Академический Проект», Москва, 2000 г.
3. Гейци Э. Д. ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2.; https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1478
4. «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе» Кравцова Е. Е., Научно-исследовательский институт дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, 1991г.
5. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках введения ФГОС. Социальная сеть работников образования nsportal.ru https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2014/04/03/preemstvennost-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya