Ольга Скулкова
Социометрия в ДОУ для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Социометрия в ДОУ для детей дошкольного возраста
Получив, в один прекрасный день, от руководства просьбу, посмотреть, как дети относятся к педагогическому составу и насколько им комфортно находится в группах детского сада, обратилась к этой теме.
Проблемой, в данном случае, стало то, что обследование должно проходить фронтально.
А особенностью то, что все дети, посещающие детский сад – это дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР). То есть получить более менее развернутый, понятный рассказ или ответ на поставленный вопрос, тем более в первом полугодии, не возможно. Пришлось искать варианты…
Публикация «Социометрия в ДОУ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В итоге, в основу получившегося обследования легла всем известная «Семейная социограмма» модифицированная и адаптированная для работы с детьми дошкольного возраста со статусом «логопедия», превратившаяся в методику «Полянка».
Учитывая, что ребенок проводит много времени в группе детского сада, в окружении четко определенных детей и взрослых, которые постепенно становятся его достаточно близким кругом общения, данный выбор был вполне оправдан и подтвердил свою эффективность в течение семи лет использования.
Проведение обследований, в начале и в конце учебного года, дало возможность проследить изменения самооценки ребенка, его комфортности пребывания в группе и динамику отношений между детьми и между ребенком и воспитателями, что, в свою очередь, дало оценку работу педагогического состава и основание для проведения кадровых перестановок и изменений.
Особенностью при проведении обследования стала форма листа, а также форма подачи информации. Обычно работа по «Семейной социограмме» проходит в круге. Детям дошкольного возраста круг запрещен, требуется прямоугольный лист. Работу в круге они «не воспринимают» и при работе теряются в пространстве. Ребенку на рабочем листе надо видеть пространственные ориентиры: верх, низ, право, лево.
Лучше обследование проводить в игровой форме. Изображение на «Полянке» может быть любое (цветы, грибы, воздушные шары, мячики, все зависит от возраста и развития детей. Вначале ведущий нарисует детям изображение и проговаривает форму его построения. Чем рисунок проще, тем лучше.
Дети легко воспринимают то, что рабочий лист, на котором они будут рисовать «полянку» - это группа детского сада, а фигуры на ней - дети и воспитатели.
Инструкция выполнения дается четко и поэтапно. Сразу оговаривается, что выполнив одни этап, ждем, когда закончат все и приступаем ко второму. Последовательное выполнение одного изображения за другим позволяет дошкольнику спокойно определить место, где он расположит очередного представителя группы.
При подгрупповой или групповой работе, чтобы избежать копирования детьми друг у друга, озвучивается, что каждый рисует свою полянку и рассаживает цветы, там, где ему хочется. А чтобы процесс работы был слаженный, и детям не пришлось искать или выбирать цвета, заранее для каждого готовится рабочий материал (1 лист А4 и 4 карандаша).
Люди одного статуса (например, воспитатели или дети) рисуются одним цветом, даже если их несколько или много. Это соответствует восприятию социального окружения детьми дошкольного возраста. Если это требуется, ведущий, по мере выполнения работы детьми, уточняет, кого изобразил ребенок и помечает инициалами.
На первом этапе, при выполнении первого Красного цветка, требуется немного больше времени, чем на последующих. Так как первое изображение будет своего рода «отправной точкой» всей дальнейшей работы. Дошкольник может сомневаться или задуматься, где на листе расположить свой личный цветок. Торопить или подсказывать не следует, он должен решить сам.
При выполнении второго этапа проговариваются с детьми имена их воспитателей и озвучивается цвет карандаша. Критика, обсуждение воспитателя запрещены.
На третьем этапе, необходимо заранее решить, кого из педагогического состава, наиболее часто работающего в данной группе, следует изобразить: младшего воспитателя, логопеда, дефектолога или др. Все зависит от специфики детского сада.
На четвертом этапе дошкольник может изобразить тех детей, с кем он любит играть на территории группы. При выполнении этого задания понятие «друзья» не произносится, остается фраза «любишь играть». Так как эти дети могут не являться для ребенка друзьями, но быть близким социально значимым окружением на территории сада. По окончании ребенком работы подпишите над изображениями имена тех, кого он нарисовал.
Результаты обследования заносятся в таблицу. На основании чего делается вывод.
Методика «Полянка»
Цель: определить место ребенка в системе межличностных отношений ребенок-ребенок и ребенок-воспитатель в условиях ДОУ.
Задачи:
• оценить уровень самооценки ребенка;
• уровень комфортности пребывания в группе ДОУ;
• характер общения с педагогическим составом;
• значимость взаимоотношений.
Целевая группа: дети от 4 до 7 лет.
Вид обследования:
• групповой/фронтальный, подгрупповой (время выполнения 20-30 мин.)
• индивидуальный (время выполнения 15 мин)
Оборудование для каждого участника:
• лист А4
• цветные карандаши 4 шт. (красный, зеленый, синий, оранжевый)
Лист кладется горизонтально, карандаши рядом.
Инструкция:
Посмотри, перед тобой лежит лист бумаги. На нем мы будем рисовать полянку. Полянка - это твоя группа. На ней будут расти цветы (грибы, летать воздушные шарики). Цветы - это ты, воспитатели и ребята, с которыми ты любишь играть в группе. Каждого мы рисуем своим цветом. Место, где будет расти цветок на поляне, ты выбираешь сам. Рисуем по очереди сначала один цветок, потом другой. Слушаем меня внимательно:
1. Возьми красный карандаш. Красный, яркий цветок на поляне - это ты. Посмотри и выбери место, где ты хочешь расти. Рисуй. Нарисовал, положи карандаш на место.
2. Возьми зеленый карандаш. Зеленым нарисуем воспитателей. Один цветок будет (И. О. воспитателя, а второй - (И. О. второго воспитателя). Нарисуй два «зеленых цветка» (И. О. и И. О.). Рисуй. А я подойду и подпишу, чтобы знать, где и кого ты нарисовал (уточните у ребенка, кто из воспитателей, какой цветок и отметьте инициалами). Нарисовал, положи карандаш на место.
3. Возьми синий карандаш: Синим цветком станет (И. О. логопеда группы или младшего воспитателя, или другого специалиста, часто задействованного в работе данной группы). Рисуй. Нарисовал, положи карандаш на место.
4. Теперь возьми оранжевый карандаш. Оранжевые цветы - это те ребята, с которыми ты любишь играть в группе. Рисуй. А я подойду и подпишу их имена (когда испытуемый закончит, подпишите имена детей). Нарисовал, положи карандаш на место.
Интерпретация:
1. Самооценка
Оценивается размер Красного цветка по отношению к другим, изображенным на листе.
• высокая самооценка - цветок большой или крупнее других;
для детей дошкольного возраста завышенная и высокая самооценка является нормой;
• нормальная / хорошая самооценка – цветок такой же, как и другие;
• низкая самооценка – цветок меньше, чем другие.
2. Комфортность
Оценивается место расположения Красного цветка на листе в целом и относительно других фигур.
• высокий уровень комфортности - цветок расположен в центре листа, на линии общего ряда фигур, на общем поле листа в непосредственной близости к центру среди других фигур;
• низкий уровень комфортности / дискомфорт – цветок расположен в самом углу, на большом расстоянии или в стороне от других, отдельно ото всех.
3. Характер общения
Оценивается «доступность» фигур к Красному цветку при их расположении на листе.
• прямой стиль общения - фигуры расположены в непосредственной «доступности» Красного цветка; в этом случае можно говорить, что ребенок общается со всеми «напрямую».
• опосредованный стиль общения - фигуры расположены в линию, рядами или «кольцами», так что между Красным цветком и дальними фигурами «стоят» другие; в этом случае можно говорить о том, что ребенок общается с остальными в основном «через» наиболее близкое «комфортное» окружение.
4. Значимость:
• более значимые - фигуры расположенные рядом с Красным цветком, также имеет значение размер;
• менее значимые - более удаленные фигуры.