Светлана Дунаева
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня необходимо воспитывать духовно нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции духовно-нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семьей.
Первоначально я выстроила систему работы по взаимодействию с семьёй в рамках духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Система по взаимодействию с семьё й включает три блока: Диагностический. Теоретический. Практический.
Диагностический блок помог мне выявить запросы родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.
Анализ ответов на вопросы анкеты показал, что большинство родителей плохо осведомлены в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Получив необходимую информацию, обработав её, я перешла ко второму блоку – теоретическому, целью которого стало повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственному воспитания дошкольников. На теоретическом этапе был разработан план работы по духовно-нравственному воспитанию в содружестве с семьей.
Затем перешла к последнему блоку – практическому. Формы работы, заявленные в данном блоке более интересны и разнообразны.
На первом этапе мне помогли такие НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы семьей, как акции. Эта форма работы увлекательна, занимает немного времени и позволяет сразу видеть результат собственного участия.
Акция «Мамина колыбельная», где родители вместе с детьми записывали свои колыбельные песенки и в итоге акции мы получили музыкальный альбом включающий колыбельные песни, и при укладывании детей на дневной сон я спрашивала деток, чью песенку мы сегодня будем слушать? Эта акция помогла мне сплотить семьи, помочь родителям быть ближе к своим детям.
Другая акция «Солнце семейных традиций», где родители вместе с детьми представляли традиции своей семьи в виде коротких фоторассказов, в итоге в группе был оформлен стенд в виде солнышка, лучами были повествования о семейных традициях. Эта акция помогла мне в формировании ценностного отношения к своим близким, традициям каждой семьи.
Информативно наполненная и вызвавшая душевный отклик была акция «Герб моей семьи». Каждая семья трудилась над созданием своего личного, необыкновенного, неповторимого Герба, с учетом семейных особенностей.
Очень увлекательным и полезным оказался проект «Генеалогическое древо», итогом которого стала выставка совместных работ в группе. Каждый родитель подошел к этому вопросу по-особенному. Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей семье.
В практике духовно-нравственного воспитания я также использую и ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ работы с семьей :
• проведение тематических родительских собраний (народные фольклорные игры и развлечения);
• представление опыта семейного воспитания в виде совместных проектов «Традиции нашей семьи»;
• праздники и развлечения в соответствии с тематическим планом по приоритетному направлению на год (по циклам);
• организация вечеров-встреч с ветеранами (из семей наших воспитанников);
• интерактивное общение в сети Интернет по вопросам семейного воспитания;
• Организация совместных выставок «Рождественский ангел», «Вифлеемская звезда», «Вот она какая – мамочка родная», «Гордость нашей группы – папы воспитанников», «Куклы Пеленашки», «Пасхальное яичко» и др.
Не стоит забывать о благодарности родителям за участие в устной, а еще лучше, в письменной форме. В семье остается некое свидетельство о произошедшем позитивном событии, повод для общих воспоминаний и бесед, начинающихся со слов: «А помнишь, мама, МЫ?» - формируется позиция МЫ.
Конечно, организация всех мероприятий требует от нас и времени, и труда, и душевных сил. Но такую радость они нам приносят, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
Я уверена, что все эти формы нам помогают активизировать родителей в нашей совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни.