Получи документы

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Людмила Петровна Жигальцова
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Формы работы ДОУ и семьи по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Д. С. Лихачев писал

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, жилищу, к своему детскому саду

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человеческому»

Публикация «Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с законом «об образовании в Российской Федерации, одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС, который отвечает новым запросам и уделяет большое внимание работе с родителями.

Несомненно, семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Дошкольное воспитание - важнейший период в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

Актуальность: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – в разрушении личности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В семьях вопросы духовно-нравственного воспитания зачастую (по результатам анкетирования) не считаются важными, и поэтому растет агрессивность и жестокость в обществе.

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России, опираясь на взаимодействие с семей.

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования и формируется в определенной системе и последовательности. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

В духовно - нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.

Духовно - нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- расширение представлений о городах России;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,

их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно - образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту.

Методы, приемы и средства духовно-нравственного воспитания разнообразны, и определяются педагогом, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, опыта родителей, специфики каждой семьи в атмосфере доброжелательности и открытости.

В рамках приобщения родителей к образовательному процессу я использую следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в музеи, библиотеку, к памятным местам, на природу; беседы и викторины, анкетирование и тестирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков.

Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют : Семья -50%, СМИ, телевидение -30%, детский сад-10%. улица-10%.

Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества. Поэтому очень важно, какие моральные ценности преобладают в семье. Ведь семейные взаимоотношения становятся для ребенка «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Задача педагогов в работе с родителями, заключается в том, чтобы стать партнерами и заложить фундамент духовно-нравственного воспитания ребенка.

Партнерские отношения строятся на доверии и взаимопонимании. Родительские собрания, диспуты, мастер-классы для родителей являются эффективной формой общения и обучения, и проходят в дружеской обстановке.

Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, поэтому необходимо с самого детства учить детей чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. Они являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания каждого человека, знакомят с народными обычаями и обрядами, связанными с ними:

Народные и фольклорные праздники –

Осенины, Ярмарка, Масленица

Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День флага, День знаний

Международные праздники День матери, Международный женский день, День защиты детей, День толерантности.

Православные праздники – Рождество Христово, Ивана Купала Пасха

Бытовые и семейные праздники – «Праздник картошки», «Богатырские игры», «Дружные, ловкие, смелые» Конкурс «Счастливая семья», Игровой тренинг «Как быть здоровым»,

«Мы - помощники природы», «Зимние забавы», ««Летние олимпийские игры», Спешите творить добро»

Дети с удовольствием готовятся к предстоящим праздникам: вместе с педагогами просматривают различные иллюстрации, альбомы, знакомятся с произведениями художественной литературы, заучивают стихи, поговорки, пословицы, песни.

Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является применение новых технологий в работе с детьми и родителями. Для ознакомления детей с историческим и героическим прошлым нашего города, с народными традициями и культурой, я использую такую инновационную технологию, как проектная деятельность и в частности долговременный проект «Музейная педагогика», который включает в себя как посещение и знакомство с музеем города, так и создание

мини – музеев в детском саду, задача которых состоит в формировании образа, как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому.

Посещая музей, дети знакомятся с историей города, героическим прошлым, с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков.

Экспонаты музея изготовлены и расположены так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т. д.). Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий

Созданный в группе музей хлеба, экспонаты которого собраны с помощью родителей, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя.

Дети имеют возможность не только рассмотреть предметы, но и прак-тически освоить их.

С большим интересом знакомятся с экспонатами музея дети других групп. Познают много нового и интересного.

В рамках проекта «Хлеб всему голова» с участием родителей были проведены «Посиделки за круглым столом».

Вместе с детьми родители отгадывали загадки о хлебе, вспомнили поговорки и пословицы. Совместно с увлечением лепили из соленого теста разнообразные хлебобулочные изделия: плюшки и ватрушки, печенье и пряники, пироги и рогалики, плетенки и караваи

В теплой и душевной обстановке за круглым столом устроили чаепитие, которое доставило радость тесного общения взрослых и детей.

Предложенная тема о создании книги семейных кулинарных рецептов никого не оставила равнодушным. Родители с большим удовольствием приняли участие в ее создании. На каждой страничке разместились семейные рецепты национальной кухни всех народов.

В книгу вошли блюда русской кухни: пельмени домашние из зайчатины, утка с яблоками, рыбная солянка

суп с галушками, картошка в горшочках с грибами, пампушки с чесноком. по-украински

плов и долма по-азербайджански

хинкал по-грузински,

чебуреки и кубэтэ по-татарски;

куриный пирог с мясом и грибами и дранники по-белорусски;

Многие семейные рецепты передавались из поколения в поколение, и с гордостью были переданы нам. В такой совместной увлекательной работе возникает культурная связь поколений в семье, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

Народные песенки, потешки, частушки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки это удивительные по силе психологического воздействия средства работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый.

Дети очень любят сказки, ведь сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории.

С каким увлечением дети, родители и педагоги создавали детские книжки-малышки «Сказки народов Крыма».

Здесь мы видим русские народные сказки

«Морозко», «Репка», «Крошечка-хаврошечка» и «Теремок»

«Каша из топора» и «Репка»

Украинские народные сказки «Лиса и журавль»,

«Котигорошко»;

Белорусские сказки : «Пых» и «Два Мороза»,

Сказки крымско - татарского народа «Ложка соли»,

«Соловей»,

Азербайджанская сказка «Джиртдан» «Малыш»

Создавая книгу сказок, каждый вложил в нее частичку своей души, передал в иллюстрациях самобытность и своеобразие народов Крыма.

Многие книги были переданы в подарок детской библиотеке в день рождения.

Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству

Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные выставки:

«Барыня картошка»,

«Весна-красна» (из круп и макаронных изделий»

«Дымковская игрушка»

«Пасхальный фестиваль

«Краснокнижные обитатели Черного моря и крымских степей»

«Столовая для птиц»

«Цветы для мамочки»

«Детский сад - дом детства»

«Все мы разные, а Родина одна»

«Любимые детские стихи в картинках»

«Спортивный вымпел нашей семьи»

«Книга о здоровье»

«Новогодние украшения моей семьи»

«Песни военных лет в рисунках детей»

фото - выставка «9 мая - наш семейный праздник»

«Моя дружная семья»

Изготовление работ не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

В процессе духовно-нравственного воспитания у детей формируются чувства : товарищества патриотизма, коллективизма, глубокое уважение к людям, активное отношение к действительности.

Большая роль в реализации данной темы основана на совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, т. к. воспитание личности — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия и поступки на пути постижения многовековой культуры человечества.

Значимость духовно – нравственного воспитания, формирующего у детей нравственные чувства, положительные навыки и привычки, основы моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения, побуждает нас педагогов на поиск новых эффективных форм работы.

Л. Н. Толстой писал : «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»

Список литературы:

1. Артёмова Е. И. Духовно – нравственное воспитание дошкольников // Дошк.

Педагогика. – 2012. – № 7.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.

3. Дорохина Н. Взаимодействие со старшим поколением семьи в воспитании дошкольников // Дошк. Воспитание. – 2007. – № 10.

4. Буренина А. И. Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования: метод. Пособие. – СПб. : ЛОИРО, 2007.

5. Интернет ресурсы.

Публикации по теме:

Роль русской народной сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста В этикете существует две основные нравственные категории- добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение.

Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возрастаРоль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Что такое сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Игра-это не просто любимое занятие.

Круглый стол «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании» Круглый стол "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании" Цель: • Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала.

Педагогическое сопровождение семьи в духовно — нравственном воспитании дошкольников. Как бы много ни говорили сегодня о негативном воздействии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же социологические исследования.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному.

Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста»Сценарий мероприятия «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании и обучении детей дошкольного возраста» Первая часть. В зал входит 1-й ребенок: Не хочу больше в детский сад, надоело, не пойду туда. За ним идет 1-й взрослый: Нет, ты будешь.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Взаимодействие детского и семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников Современное общество переживает один из непростых периодов своего развития. Сегодня материальные ценности в семьях часто доминируют над.

Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях. Взаимодействие семьи и ДОУ в нравственном воспитании на народных традициях. Автор Ойношева А. И, воспитатель Аннотация. Статья посвящена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 4 января 2017 в 17:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД