Алексеева Галина
Содержание и формы организации занятий спортивно-оздоровительного направления в рамках реализации курса «Мир шахмат»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?», библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Публикация «Содержание и формы организации занятий спортивно-оздоровительного направления в рамках реализации курса „Мир шахмат“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Основная идея примерной программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности подростков состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, т. п.)
Ожидаемые результаты реализации программ
Воспитательные результаты любой внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтёрской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации подростков.
Особую роль в работе с подростками играет педагог. Его умение быть не только наставником, но и старшим товарищем создаёт у них чувство уверенности в своих силах, формирует благоприятный микроклимат для занятий. Кадровый ресурс программы в норме, если:
к реализации программы подключён педагог, компетентный в вопросах спорта и оздоровления, и/или специалисты по проблеме, не являющиеся педагогами;
уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся;
педагоги и специалисты, работающие по программе, интегрированы в систему непрерывного педагогического образования (они обучаются по дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе на дистанционной основе, программам стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений в объёме не менее 72 ч и не реже одного раза в пять лет в структурах дополнительного профессионального образования). Целесообразны взаимодействие образовательных учреждений с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, а также непрерывная методическая, психолого- педагогическая поддержка педагогических работников по вопросам реализации внеурочных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений.
Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:
• количественных и качественных характеристик информационно-методического оснащения информационно-библиотечного центра, поддерживающего организацию внеурочной деятельности;
• комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно- методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности;
• качественных характеристик школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
Формы организации внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению.
Место проведения Форма организации
Школа Прогулки, игры, спортивно-оздоровительные часы, динамические паузы во время перемен, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники, спортивные кружки
Семья Прогулки, совместно с взрослыми, или самостоятельная двигательная деятельность.
Школьные оздоровительные лагеря. Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря.
Учреждения дополнительного образования. Детские спортивные секции и школы.
Формы и методы воспитания культуры здоровья младших школьников.
Методы Формы
Методы формирования сознания. - Беседы и диспуты с классом или индивидуально
- Мини-лекции как самостоятельная работа, продолжительность которых не более 10 – 15 мин.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения. - Педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намёков
- Приучение и упражнение, содействующее формированию устойчивых способов поведения- Регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях
- Тренинги для изменения негативных внутренних установок обучающихся, формирование опыта позитивного отношения к себе, к окружающим, к миру в целом
Методы стимулирования поведения и деятельности. - Поощрения в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почётных прав, награждение
- Наказание состоит в лишении или ограничении определённых прав, в выражении морального порицания, осуждения.
Метод проектов. - Исследовательские проекты
- Творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Я бы хотела поделиться опытом работы по рабочей программе спортивно – оздоровительного направления, которая является редакцией программы «Шахматный всеобуч» авторов Кирдяшкиной И. В. и Петиной М. А. (СДЮСШОР № 14 г. о. Самара, с использованием элементов авторской программы «Шахматы» В. Н. Уницаева (Центр внешкольной работы Богатовского района). При разработке новой редакции учитывался также многолетний опыта работы шахматного клуба «КАИССА» ДЮЦ «Ирбис» Кировского района г. о. Самара. Программа рассчитана на годичный цикл занятий для учащихся начальных классов общеобразовательной школы и носит характер ознакомительного общеразвивающего курса, по окончании которого для желающих возможно продолжение обучения в условиях шахматного клуба.
Рабочая программа «Мир шахмат»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальный статус современных шахмат определяется той отдачей, которую получают от шахмат другие отрасли научных знаний и особенно весь комплекс психолого-педагогических дисциплин, непосредственно связанных с воспитанием, обучением и развитием человека. Шахматы оказывают большое эстетическое воздействие на играющих: они несут в себе огромный заряд сопереживания и сопричастности происходящему, учат сопоставлять и корректировать принимаемые решения, способствуют самокритичному отношению к собственному мнению, взвешенности суждений, пробуждают целую палитру эмоций и качеств характера, способствующих духовному обогащению и всестороннему гармоничному развитию личности, а эта задача всегда является ведущей в процессе образования и воспитания. Шахматы являются идеальной моделью, на которой отрабатывается поиск и принятие решений в экстремальных ситуациях и, что не менее важно, ответственность за принятое решение. Шахматы способствуют формированию объективного отношения к себе, так как стимулируют анализ своей деятельности. Следствием такого анализа является вывод о том, что настоящий успех, настоящие достижения, как в шахматах, так и в других видах деятельности, возможны только лишь благодаря объективной самооценке. Также шахматы учат уважению чужого мнения, но не бесспорного уважения, а основанного на критическом изучении действий своих противников. Игра в шахматы помогает развитию фантазии и воображения, но при этом дается понимание того, что «любая фантазия обязательно должна исходить из объективной реальности». Играя в шахматы, дети учатся ощущать реальность времени, осознавать его ценность и рационально его использовать. Занятия шахматами, а особенно участие в соревнованиях, непосредственным образом влияют на формирование характера, ибо в процессе борьбы необходимы такие качества, как воля, стойкость, активность и целеустремленность, вера в конечный успех. Кроме того, шахматы наглядно демонстрируют невыгодность пассивного образа действий. В современных условиях инициативный, смелый человек имеет больше шансов достичь успеха, как в профессиональной, так и в личной сферах жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Наиболее распространена в последние годы в наших школах программа И. Г. Сухина «Шахматы, первый год». На изучение каждой фигуры в ней отводится один урок. Основные закрепляющие упражнения выполняются детьми на демонстрационной доске. Каждый ученик успевает сделать ход изучаемой фигурой у доски не более 2-х раз. Упражнения «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Лабиринт» предполагают многократные ходы только одной фигурой, что в дальнейшем ведет к закреплению этого навыка и требует длительной работы по корректировке.
В данной программе авторы-составители постарались адаптировать изученный опыт других программ и предлагают по-иному выстроенный комплекс упражнений по закреплению ходов фигур. Программа предусматривает постоянную игру и единоборство учащихся, что стимулирует появление у них положительных эмоций и как следствие - стремление заниматься шахматами и в дальнейшем.
В отличие от других программ, в данной предполагается познакомить учащихся с шахматной нотацией уже с первых занятий, что в дальнейшем помогает общаться преподавателю и учащимся «на одном языке», упрощает объяснение, помогает учащимся быстро выйти на арену шахматных соревнований, где запись партии обязательна.
Особенностью данной программы является также разделение «теории» (изложение материала и закрепляющие упражнения на демонстрационной доске) и «практики» (игра детей между собой). Это вызвано не столько методическими причинами, сколько реальными условиями преподавания курса «Мир шахмат» на базе общеобразовательного учреждения, где не предполагается наличие специализированного (шахматного) кабинета. Программа рассчитана на 68 часов, по 2 занятия в неделю.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель - создание оптимальных условий для интеллектуального развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований младших школьников посредством обучения игре в шахматы.
Задачи
обучающие:
• обучить элементарным основам шахматной игры;
• ознакомить с простейшими тактическими идеями и приемами;
• сформировать интерес к занятиям шахматами;
• помочь приобрести навыки участия в соревнованиях;
• расширить кругозор учащихся;
развивающие:
• активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить логическое мышление, память, наблюдательность, внимание, фантазию, репродуктивное воображение;
• развить в детях стремление к интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию;
воспитательные:
• воспитать волю, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, ответственность за принятое решение, уверенность в своих силах, умение оптимально распоряжаться временем;
• привить культуру поведения в детском коллективе и во время проведения шахматных соревнований.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ
К концу обучения учащиеся должны знать сравнительную ценность фигур, иметь понятие о горизонталях, вертикалях и их разновидностях, уметь делать рокировку, знать фазы шахматной партии, о невозможности нахождения короля под шахом, отличать шах от мата, мат от пата, знать виды ничьей, освоить шахматную нотацию и уметь записать сделанный ход.
Обучение игре в шахматы должно помочь детям овладеть нормами поведения и культурой общения, повысить уровень познавательной активности, закрепить устойчивый интерес к интеллектуальной деятельности; активизировать мыслительную деятельность, развить логическое мышление, память, наблюдательность, внимание, фантазию, репродуктивное воображение. В программе по обучению шахматам большое значение имеет наличие контроля и использование методов стимуляции. Педагогическая диагностика может проводиться в виде текущего контроля (проверка выполнения заданий, самоанализ и сравнения) и итогового контроля (турниры). Учитывая специфику возраста обучающихся и развивающий характер курса, систему стимулирования рекомендуется выстраивать с использованием игровых технологий. Традиционная балльная система оценивания может преобразовываться в символические награды, например, символические корона, кубок, нагрудный знак, медаль и пр.
3. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В основе построения курса лежит совокупность теоретических и практических занятий. На каждом теоретическом занятии материал подается от простого к сложному с углубленной проработкой отдельных тем и последующим закреплением на уроках «практики». Разделение занятий на «теорию» и «практику» условно и основано на использовании следующих организационных моментов : на теоретических занятиях предполагается работа с демонстрационной доской, а на практических - игра учащихся на шахматных досках между собой.
При реализации программы предполагается использование следующих принципов:
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип повторения;
- принцип систематичности;
- принцип последовательности;
- принцип индивидуализации.
Методы обучения, рекомендуемые для использования:
- словесные: рассказ, объяснение, беседа, обсуждение;
- наглядные: показ диаграмм поставленных задач, работа с демонстрационной доской;
- практические: игровой, соревновательный и другие.
Форма организации занятий преимущественно групповая, поскольку предполагается обучение классных коллективов учащихся.
4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Количество часов
Теория Практика Всего часов
1. Вводное занятие. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, обозначение полей. 1 2 3
2. Шахматные фигуры. Пешка, ладья, слон, ферзь, конь, король. Ходы и взятие фигур. Взаимная ценность фигур. Тяжелые и легкие фигуры. Начальная расстановка фигур. Рокировка. 11 12 23
3. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья. Мат в один ход. Мат одинокому королю двумя ладьями, одной ладьей и королем, ферзем и королем, двумя слонами. 9 10 19
4. Тактические приемы. Размен, «вилка», связка, полусвязка. Простейшие матовые батареи. 1 1 2
5. Пешечные окончания. Роль короля в эндшпиле, правило квадрата, король и пешка против короля. 4 6 10
6. Итоговые занятия. Турнир класса. 11 11
ВСЕГО ЧАСОВ: 26 42 68
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях рекомендуется использовать: журналы «Шахматное обозрение» и «Шахматы в России», материалы на демонстрационной доске, сборники задач и материалы «Рабочей тетради» в приложении к программе, а также учебные пособия для педагога и детей (см. список литературы).
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной работы по программе требуется учебная аудитория.
В аудитории необходимы: стол для педагога, место для хранения инвентаря, столы и стулья для обучающихся. Кабинет должен быть хорошо освещенным. Для работы учащимся необходимо иметь: блокнот, ручку.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателей.
1. Губницкий С. Б., Хануков М. Г., Шедей С. А. : Полный курс шахмат - М. : ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002.
2. Журавлёв Н. И. Шаг за шагом - М. : ФиС, 1986.
3. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций - Киев : Радянська школа, 1988.
4. Начальный учебник шахматной игры / Зубарев Н. М., Панов В. И. - М. : Физкультура и туризм, 1937.
5. Новотельнов Н. А. Знакомьтесь: шахматы - М. : ФиС, 1981.
6. Рохлин, Я. Г. Шахматные занятия - М. : Клуб ХХI век., 1977.
7. Шахматы - детям/По изданию : Майзелис И. Шахматы - С. -П. : Респекс, 1994.
8. Юдович М. М. Занимательные шахматы - М. : ФиС, 1976.
Для учащихся.
1. Авербах Ю. Л. Миша учит шахматам. - Шахматы в СССР, 1989.
2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М. : Просвещение, 1983.
3. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы. - М. : Просвещение, 1995.
4. Гришин В. Г., Ильин Е. И. Шахматная азбука. – М. : Дет. литература, 1980.
5. Гришин В. Г., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М. : Педагогика, 1978.
6. Зак В. Г., Длуголенский Я. Н. Я играю в шахматы. – Л. : Дет. литература, 1985.
7. Ильин Е. И. Приключения Пешки. – М. : ФиС, 1974.
8. Никитин В. А. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
9. Никитин А. П., Фрадкин А. М. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
10. Прокофьева С. Л., Сапгир Г. В., Гришин В. Г. Румяные пешки. -М. : ФиС, 1987.
11. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. – М. : Педагогика, 1991.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авербах Ю. Л., Бейлин М. А. Шахматный самоучитель. –М. : Советская Россия, 1970.
2. Голенищев В. Е. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов - М., 2003.
3. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы - М. : Просвещение: АО "Учеб. лит. " 1995.
4. Майзелис И. Л. Шахматы. - М. -Л. : Детгиз, 1960.
5. Неверкович С. Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.
6. Никитин А. П., Фрадкин А. М. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
7. Сухин И. Г. Программа факультативного курса "Шахматы, первый год". – М. : Начальная школа, 1994.
8. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
9. Юдович М. М. Занимательные шахматы. - М. : ФиС, 1976.
Рабочие материалы
Вступление. Что такое шахматы?
Шахматы – справедливая игра, где идёт состязание умов, памяти, характера противников. Это не только спорт, но и наука, и искусство. Шахматная игра имеет многовековую историю. В ней выявляются чемпионы мира, страны, города, района, школы. Два игрока – полководцы, руководящие белыми и чёрными фигурами на театре военных действий – доске, имеющей 64 черно-белых поля. Первыми выступают белые фигуры («белые – смелые»). Цель игры – захватить в плен короля противника - поставить ему мат.
Фигуры
Название Король Ферзь Ладья Конь Слон Пешка
Запись Кр Ф Л К С п
Количест 1 1 2 2 2 8
Задание: Нарисуй на пустых полях диаграммы изображения всех фигур и пешек. Качество не имеет особого значения, главное - отличить коня от слона или ладьи.
Белые фигуры в начальном положении расставляются на 1-й и 2-й горизонтали, чёрные фигуры – на 7-й и 8-й горизонтали.
С какой бы стороны вы ни сидели, левое угловое поле, на котором находится ладья, должно быть чёрного цвета.
«Ферзь любит свой цвет» - белый ферзь в начальном положении расположен на белом поле – d1, чёрный ферзь – на чёрном – d8.
Занятие 1
Поле боя – шахматная доска
1. Раскрась клетки доски в шахматном порядке. В левом нижнем углу должно располагаться тёмное поле (можно раскрасить коричневым или любым другим цветом).
Вверх уходит вертикаль,
А за лес – горизонталь!
2. Найди на шахматной доске восемь горизонталей и раскрась их восемью разными цветами.
3. Найди на доске восемь вертикалей и раскрась их разными цветами.