Алеся Ганжурова
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Выдающиеся ученые прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактические материалы.
Публикация «Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
С развитием системы общественного дошкольного воспитания вопросы работы с семьей органично вписались в орбиту деятельности педагогов детского сада и были представлены самостоятельным разделом в «Руководстве для воспитателей детского сада». Благодаря усилиям ученых и практиков (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Калиев, В. К. Котырло, Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урбанская и другие) были разработаны содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
Этим же проблемам посвятила свои исследования Л. Ф. Островская, которая традиционные формы работы детского сада с семьей дополнила разработкой и использованием деловых игр.
Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л. В. Загрик и другие извесные педагоги-ученые настаивали на разнообразии форм и методов работы детского сада с семьей.
В настоящее время данная проблема изучается Т. А. Дороновой, Т. А. Данилиной и другими исследователями.
По исследованиям Т. А. Данилиной большинство родителей хотели бы получить помощь воспитателей в сфере связанной с развитием ребенка, вопросами его обучения и подготовки к школе.
Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Чем образнее и правильнее речь, тем ребенок лучше воспринимает и понимает изучаемое, точнее выражает свои мысли. В связи с этим особенно необходимо взаимодействие детского сада и семьи по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Разработкой теории и методики речевого развития детей занимались Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Е. И Тихеева, Е. А. Флерина и другие.
Анализ литературы показал, что недостаточно разработано материалов о возможностях взаимодействия ДОУ и семьи, в частности по речевому развитию детей дошкольного возраста, а также, к сожалению, редко используется практический материал по работе с родителями с целью повышения речевого развития их детей.
В педагогической литературе встречаются общие рекомендации по организации взаимодействия с родителями в области речевого развития детей.
Вопрос о взаимодействии детского сада и семьи по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста является актуальным, но в тоже время наименее разработанным. Воспитатели в работе с родителями делают акцент на воспитание ребенка, а речевому развитию детей не уделяется должного внимания.
Среди разнообразных форм сотрудничества дошкольного учреждения и семьи по речевому развитию детей можно выделить следующие:
Посещение семьи ребенка, беседы с родителями как индивидуальные, так и групповые, консультации, семинары-практикумы, Родительские собрания, родительские конференции, педагогические советы с участием родителей, день открытых дверей.
Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать библиотечки-передвижки, подбирая в специальные папки статьи на определенную тему. Следует помнить, что нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.
В групповом родительском уголке рекомендуется помещать на стенде материалы о состоянии развития речи детей. Здесь должны быть отражены задачи развития речи, основные виды занятий в данной группе, на примере показан уровень речевых умений ребенка данного возраста (запись разговоров или рассказов, трудные по значению слова, грамматические формы, которыми он должен овладеть).
Необходимо составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора детей, усвоению основных правил вежливой речи.
На стенде можно представить примеры детского словотворчества (собранные воспитателем, взятые из литературы). Желательно организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дама.
На общем стенде педагогической пропаганды (для всего детского сада) вывешивается таблица «Культура речи», объявления о новинках детской литературы.
В настоящее время практические работники ищут новые нетрадиционные формы сотрудничества с семьей. Они построены по типу развлекательных игр или телепрограмм и направлены на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов.
Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей необходимо отметить проектную деятельность, вечера отдыха с участием педагогов, и родителей, детей; собрания в форме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга». В целом такие формы сотрудничества с семьей весьма эффективны, но иногда воспитатели чрезмерно увлекаются воспитательной стороной мероприятия. Не уделяют должного внимания его педагогическому содержанию. Смысл нетрадиционной работы педагогов с родителями – не только в установлении контактов с ними, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают, становятся более откровенными, открытыми для помощи».
При всем многообразии форм сотрудничества детского сада с семьей по вопросам речевого развития старших дошкольников, педагогам нужно найти свои, те которые эффективны именно в данной группе. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни детского сада предпочтительно через осознание этого для развития их детей.
Педагогическое образование дошкольных работников, научно-обоснованные программы, по которым работает детский сад, позволяют задавать нужное направление речевому развитию детей, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Тонкое понимание ребенка родителями, их умение улавливать даже незначительные изменения в его настроении обогащает видение детей воспитателями. На этой основе строится дифференцированный и индивидуальный подход к детям, изыскиваются оптимальные средства взаимодействия.
Отсюда следует вывод, что мероприятия организованные педагогами дошкольного учреждения. Направленные на взаимодействие с семьями воспитанников, должны совмещать в себе развлекательные и образовательные цели, содержание и методы.
Учитывая все выше изложенное, мы определили цель нашего исследования: теоретическое и практическое подтверждение значимости взаимодействия ДОУ и семьи в повышении речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе МАДОУ «Детский сад №84» г. Березники. Контингент испытуемых – 10 детей подготовительной группы № 11 и 10 детей подготовительной группы №9.
В ходе эксперимента мы выявили уровень речевого развития дошкольников, используя методику А. Декедр. «Название противоположных по значению слов» и методику Г. А. Урунтаевой «Придумай сказку».
Было выявлено, что 40% подготовительной группы №1 имеют высокий уровень речевого развития; 60% - средний, низкий уровень не выявлен, в подготовительной группе №2 60% детей имеют высокий уровень речевого развития, 40 % - средний, низкий уровень также не выявлен. Следовательно, уровень речевого развития старших дошкольников из подготовительной группы №2 выше (на 10%, чем у детей подготовительной группы №1. В соответствии с этими показателями определилась экспериментальная группа №1 и контрольная группа №2. Из всего выше сказанного следует вывод, что уровень речевого развития подготовительной группы №1 ниже, поэтому формирующая работа проводилась в этой группе.
Далее был проведен формирующий эксперимент с целью повышения у детей уровня речевого развития. Он включал в себя две консультации для родителей, КВН по речевому развитию, выставку дидактических пособий, совместные игры для детей и родителей
Сначала была проведена консультация для родителей «речевое развитие детей старшего дошкольного возраста». В ходе нее родители пополнили свои знания об особенностях речевого развития у старших дошкольников. Также родителям был предложен список литературы по заинтересовавшим их вопросам.
Далее были проведены совместные для детей и родителей игры, которые охватывают все разделы методики развития речи дошкольников (игры для развития фонематического слуха, связной речи, детского словотворчества и т. д.).
Затем вниманию родителей была представлена папка передвижка целью, которой было обратить внимание родителей на самоценность дошкольного периода, рассказать о том, что эффективнее знания усваиваются в бытовых ситуациях и в игре. Также в папке была представлена подборка игр способствующих речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Целью КВНа «О дружбе и рыцарстве», проведенного в ходе формирующего эксперимента являлось Развитие речевых умений, воспитание дружеских взаимоотношений. Формирование у детей понятие «друг», «Дружба», «рыцарь», «рыцарский поступок», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.
Контрольный эксперимент, проводился по методикам А. Декедр и Г. А. Урунтаевой, как в экспериментальной, так и в контрольной группах и показал, что в экспериментальной группе 60% детей имеют высокий уровень речевого развития и 40% - средний. В контрольной группе 70% детей с высоким уровнем речевого развития и 30% детей со средним.
Уровень речевого развития повысился не только у детей экспериментальной группы, с родителями которых проводилась целенаправленная и систематическая работа в течение трех месяцев, но и у детей контрольной группы.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если учитываются педагогические условия рационального подбора форм работы с родителями, а также, если данная работа проводится систематически и целенаправленно.
Литература.
1) Данилина Т. А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. №2. с. 44-47.
2) Доронова Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №1. с. 60-68.
3) Дубровина В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи : учебное пособие, Минск, 1991.-620с.
4) Зверева О. Л., Ганичева А. Н. семейная педагогика и домашнее воспитания. М. : Academia, 2000. – 340с.