Содержание работы по формированию предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Светлана Гришина
Содержание работы по формированию предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Преодоление искажений слогового состава слова у детей с недоразвитием речи является одной из приоритетных задач коррекционного обучения в условиях специального дошкольного учреждения.

1. Основные направления коррекционной работы.

При разработке основных направлений коррекционного обучения учитывались полученные данные об особенностях восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей с разными степенями проявления трудностей.

Изучение предпосылок формирования слоговой структуры слова у детей в норме, а также данные об особенностях восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова у детей с разными степенями проявления трудностей позволяют выделить следующие направления коррекционной работы:

1. Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

2. Развитие моторных функций, пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий.

3. Развитие восприятия ритмических и структурных компонентов лексических единиц.

Данные направления коррекционного обучения были выделены с использованием: разработок А. К. Марковой (2,3, Кольцовой М. М. (1, материалов диссертационного исследования Сафонкиной Н. Ю. (4).

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния детей на данный день, но не более 15-20 минут.

Занятия, как правило, проводятся индивидуально или подгруппами по 2- 3 человека.

Условно на прохождение каждого этапа отводится 2 месяца. Сроки могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Далее представлено содержание коррекционной работы по каждому направлению.

2. Содержание коррекционной работы

2.1 Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

а) ориентация в схеме собственного тела:

- практическое осознание схемы собственного тела и тела другого субъекта (верхних и нижних частей тела, вентральных и дорзальных сторон тела); асимметрии конечностей;

- удержание, изменение, самостоятельное построение двигательных серий;

- обозначение направлений пространства соответствующими вербальными эквивалентами.

б) ориентация в трехмерном пространстве.

- дифференциация, освоение и вербализация различных направлений окружающего пространства (впереди, позади, далеко, близко, высоко, низко) относительно сторон собственного тела и тела другого субъекта;

- выполнение манипулятивных действий с предметами и последующая их вербализация с учетом характеристик окружающего пространства;

- правильное зрительное отслеживание предметного ряда;

- освоение и вербализация пространственных отношений элементов предмета.

- удержание и изменение порядка в серии предметов по инструкциям («Продолжи ряд предметов: мячик, кубик, пирамидка, мячик, кубик, пирамидка.», «Измени ряд предметов: кубик, мячик, пирамидка, кубик, мячик, пирамидка.);

- построение, удержание, изменение серий манипулятивных действий по инструкциям, содержащих пространственные характеристики («Возьми мячик, положи рядом с пирамидкой, отдай Свете»).

в) работа по формированию отслеживания взором и последовательных движений рук (на примере предметного или картинного ряда):

- самостоятельное построение вертикального или горизонтального рядов из картинок (сверху вниз, слева направо);

- воспроизведение и построение последовательности из предметов по зрительным или слуховым следам («Посмотри, запомни, назови», «Посмотри, запомни, выложи также», «Послушай, запомни, выложи также»);

- называние и показ предмета по предъявляемому порядковому номеру (назови и покажи вторую игрушку, третью игрушку и т. д.);

- перестройка предметной последовательности по показу (Исходный ряд: дом, елочка, грибок. Инструкция: «Измени так, как я покажу». Логопед осуществляет показ: елочка, грибок, дом);

- перестройка предметной последовательности по инструкции (Исходный ряд: дом, елочка, грибок. Инструкция: «Измени так, как я скажу: елочка, дом, грибок»)

2.2 Развитие моторных функций, пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий

- воспроизведение и удержание заданной позы органов артикуляции, пальцев рук;

- воспроизведение заданной последовательности артикуляторных (чередование артикуляторных упражнений - «улыбка трубочка», тонких (последовательное разжимание пальцев рук, общих (чередование упражнений - руки на пояс - руки вверх, графических движений,

- речевое опосредование последовательности выполненных движений;

- изменение порядка следования структурных элементов, количества и расположения акцентных частей в заданной последовательности,

- анализ заданной двигательной последовательности по количеству составляющих элементов, по наличию и расположению акцентных частей,

- различение и воспроизведение темпа, ритма на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений, характеристика темпа, ритма;

- воспроизведение последовательности одинаковых (разных) действий в заданном темпе, (ритме);

- изменение темпа, ритма артикуляционных, мелких и общих движений.

Содержание работы по совершенствованию статической и динамической координации артикуляторных движений и движений пальцев рук:

- выполнение артикуляционного упражнения совместно с последовательными движениями пальцев рук (губы удерживают артикуляционную позу, пальцы рук под счет передвигаются по фишкам);

- выполнение артикуляционного упражнения совместно с имитационными движениями рук /синхронными и асинхронными, однонаправленными и разнонаправленными/;

- выполнение серий артикуляционных упражнений совместно с чередующимися движениями пальцев рук (поочередное сгибание и разгибание пальцев, пересчет пальцев и т. д.).

Содержание коррекционной работы по совершенствованию статических, динамических и темпо-ритмических характеристик общих движений и действий:

- зрительное восприятие модели представленного движения, определение темпа (количества) выполняемых движений;

- воспроизведение заданного темпа и количества движений;

- слуховое восприятие модели представленной серии движений;

- выполнение серий движений в заданном темпе;

- тактильное восприятие, определение и воспроизведение темпа, заданного посредством ударов;

- количественный анализ структурных элементов заданного ритмического рисунка (сколько хлопков, ударов и т. д. ,

- качественная оценка структурных элементов заданного ритмического рисунка (чем отличались звуки друг от друга, сколько сильных ударов, сколько - слабых, сколько длинных звуков, сколько - коротких);

- воспроизведение заданного ритмического рисунка посредством выкладывания последовательности из предметных символов;

- качественный анализ выполнения движений другим человеком.

2.3 Развитие восприятия ритмических и структурных компонентов лексических единиц.

а) восприятие и воспроизведение изолированных гласных звуков, слогов, слов:

- различение и последующее воспроизведение языковой единицы с соответствующей силой голоса;

- различение и последующее воспроизведение языковой единицы с различной длиной звучания.

б) восприятие и воспроизведение последовательностей звуков, слогов, слов:

- различение и последующее воспроизведение заданного количества языковых элементов и порядка их следования,

- различение и последующее воспроизведение серий языковых единиц с соответствующей силой голоса;

- различение и последующее воспроизведение серий языковых единиц в заданном темпе;

- различение и последующее воспроизведение ритмических моделей языковых единиц (с учетом паузирования, различение и последующее воспроизведение ритмических моделей языковых единиц (с учетом акцентуации);

- определение наличия и отсутствия ритмического и структурного искажения в словах с последующим называнием нормативно оформленных слов,

- прогнозирование финальных, инициальных, медиальных частей слова с последующим проговариванием.

Таким образом, на первом этапе коррекционно-логопедической работы рекомендовано уделить значительное внимание формированию предпосылок становления слоговой структуры слова, что в дальнейшем поможет быстро достичь необходимых результатов.

Список использованной литературы.

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973, 144 с.

2. Маркова А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. - Специальная школа. - М.: Изд-во АПН РСФСР. Вып. З, 1961, 83-89 с.

3. Маркова А. К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте. - Вопросы психологии, 1969, №5, С. 22-34.

4. Сафонкина Н. Ю.. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития. Автореферат дисс. канд. пед. наук. - М., 2003, 25 с.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Содержание работы по формированию предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 9 октября 2014 в 21:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...
Конспект открытого занятия по математике на тему: «Круг квадрат» 2 младшая группа
Цель занятие: Учить различать и называть круг и квадрат: квалифицировать предметы по признаку формы. Создать образы на основе характерных признаков....
Конспект занятия по рисованию поролоном в средней группе «Медвежата»
Конспект по рисованию в средней группе с использованием нетрадиционной техники ( рисование поролоном) «Медвежата» Цель: Освоение нового способа рисования –...