Людмила Хилкова
Содержание требований программы по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность. Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слух, обоняние и т. д.).
Публикация «Содержание требований программы по развитию ориентировки в пространстве для дошкольников с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Ориентировка в пространстве
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
На решение этой задачи направлены дидактические игры и упражнения, в которых дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Представляю конспект коррекционного занятия по ориентировке в пространстве в подготовительной к школе группе.
«Я и мое тело»
Программное содержание :
1. Расширять представления детей об индивидуальных особенностях внешности человека, о строении тела.
2. Закреплять знания о схематическом изображении тела человека.
3. Дать представление об относительности пространственных отношений : в процессе определения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека.
4. Учить активно использовать в речи соответствующие пространственные термины (правая, левая и т. д.).
5. Развивать логическое мышление, смекалку.
Оборудование: демонстрационный материал — картина с изображением большого количества детей и взрослых; алгоритм составления описательного рассказа «Кто я? Какой я?»; карточки к игре «Замри»; схема тела человека (на листе А4); раздаточный материал — зеркала, по 5 фишек на каждого ребенка с его именем, карточки к заданиям, простые карандаши.
Ход занятия.
Педагог показывает детям картину, на которой нарисованы люди разного возраста.
— Что изображено на картине? (Люди, взрослые и дети.) Чем люди похожи? (У всех есть голова, руки, ноги, туловище.)
Педагог предлагает детям посмотреть друг на друга и ответить на вопрос (разная форма лица, цвет глаз и волос, прическа, рост и т. д.) :
— У людей много общего, но мы не похожи друг на друга. Почему?
1. Задание «Положи фишки на те символы, которые тебе подходят».
На столе лежит плакат — алгоритм составления описательного рассказа «Кто я? Какой я?». Педагог предлагает детям посмотреть на себя в зеркало и обратить внимание на следующее:
— какого цвета у них глаза,
— какой длины волосы,
— прямые волосы или кудрявые, волнистые,
— какого цвета волосы.
Детям раздается по 5 фишек с их именами. Каждая фишка — одно предложение рассказа о себе (в соответствии с алгоритмом).
Ребенку предлагается выкладывать на плакат по одной фишке и рассказывать о себе по алгоритму. (Одна фишка — одно предложение, например «Я мальчик. У меня глаза серого цвета. Волосы коротко подстрижены. Они прямые. У меня светлые волосы»)
2. Задание «Назови части тела человека».
Педагог показывает схему тела человека, а ребенок называет его части и их расположение.
3. Задание «Выполни движения по инструкции».
Дети встают друг напротив друга и выполняют движения по инструкции педагога:
— Левая рука в сторону, правую руку вверх, голову наклонить влево, принять исходное положение.
Педагог обращает внимание детей на то, что человек, стоящий напротив, выполняет движения верно, но кажется, что он поднимает не ту руку, какую нужно.
— Почему так происходит? Потому, что он стоит к вам лицом, это называется «зеркальное отражение».
4. Задание «Найди нужную карточку».
На столе разложены карточки из игры «Замри».
Педагог обращает внимание детей на то, что человечек, нарисованный на карточке, стоит к ним лицом.
Педагог словесно описывает позу человеку, а дети находят нужную карточку.
5. Физкультурная минутка. Подвижная игра «Замри».
Детям раздаются карточки. По команде «Замри!» надо остановиться в той позе, которая показана на карточке. Дети меняются карточками пять раз.
6. Лабиринт «Чья дорожка ведет к зеркалу?»
7. Подведение итогов.
Литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) / Л. И. Плаксина. — М. : Издательство «Экзамен», 2003.
2. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации /Л. А Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008.