Тамара Кобякова
Содружество семьи и школы
▼ Скачать + Заказать документы
Школа…. Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу—это начало нового этапа жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Совместно со своими учениками мне приходится постигать азы педагогической деятельности в современной школе. Я уверенна в том, что никакое, даже самое лучшее, государственное учреждение не может заменить ребенку семью. Семья – основа жизни каждого человека. Немаловажное значение играет и другая семья, в которую попадает ребенок, как только ему исполняется 7 лет – ШКОЛЬНАЯ СЕМЬЯ.
Публикация «Содружество семьи и школы» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего. Каждая семья – это уникальная комбинация людей и обстоятельств, требующая дополнений и поправок во всякую самую подробную теорию. И хорошо, если в семье психологический стиль мышления, понимания друг друга, умение разбираться в конкретных ситуациях. А вот работе понимания, «стиранию» острых семейных углов в разборе житейских ситуаций мешают укоренившиеся предрассудки в семье. Мы часто объясняем свои собственные промахи в общении с близкими их раздражительностью, нетерпимостью, обидчивостью, черствостью, объясняя трудности общения недостатками другого человека. Точно так же собственные промахи в воспитании, в общении с ребенком мы искусно (как правило, втайне от себя самих) прикрываем тем, что приписываем ребенку такие негативные черты, как лень, рассеянность, отвлекаемость, упрямство, эгоизм и т. п.
Семейное общение часто зависит от таких явлений обыденной жизни, как эгоцентрические эмоции зависти, ревности, обиды, злорадства. Именно эти эмоции служат причиной непонимания друг друга, мы сами вносим в семейную жизнь поступки, которые провоцируют других на неадекватное поведение.
Мы забываем, что повседневное длительное общение близких людей – это особое общение.
Воспитанию психологической культуры часто препятствуют невидимые преграды: завистливость, ревнивость, обидчивость укореняются на фоне неудовлетворительности особых, неочевидных человеческих потребностей – творческого созидания, самовыражения и признания. Эти потребности нельзя удовлетворить с помощью подарков, вещей, удовольствий потребительского характера. Содействовать их удовлетворений можно только путем развития «культуры понимания», способствующей укреплению и у взрослых, и у детей созидательной нравственности.
Семья во все времена играет важнейшую роль в укреплении здоровья и воспитании подрастающего поколения. В семье формируются основы характера человека, его отношение к труду, к учебе, к наиважнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. На данном этапе развития нашего общества очень важно повысить ответственность родителей за воспитание детей. Без помощи родителей, глубокой личной заинтересованности, без наличия у них педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст нужного результата. Следовательно, роль учителя и классного руководителя в просвещении родителей, установлении их контакта со школой сейчас особенно велико.
Без сомнения, школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях. В классе довольно часто можно привлечь родителей, например, для подготовки методических материалов к уроку, внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но. … Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.
В классе должна вестись целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т. е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% -- пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе. Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе. Дифференцированный подход нужен и при осуществлении поиска союзников в воспитании детей из групп проблемных семей:
1. семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети,
2. семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка,
3. семьи, где проблемы есть у родителей и детей.
Во втором случае необходимо объединяться с родителями в решении проблем ребенка и организовывать дифференцированную и индивидуальную работу в зависимости от характера проблемы. Сложнее обстоит дело с первой и третьей группами. А именно такие проблемные семьи нередко встречаются в школе. Важно при этом проявлять внимание, терпение, инициативу в поиске тех, кто может оказать поддержку этим семьям. В работе с ними должны участвовать не только педагоги школы, но и специалисты и организации, способные оказать психологическую, медицинскую, социальную и материальную помощь. Чаще всего именно учителя становятся первыми помощниками и в оказании психолого-педагогической поддержки детей, и в поиске специалистов, служб, организаций, которые могут защитить права и интересы ребенка, создать условия для его полноценного развития.
Формы и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:
1. Познание семьи ученика.
2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.
3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.
4. Помощь родителям в воспитании детей дома.
5. Организация педагогического просвещения родителей.
6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи.
Итак, содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.
Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.
Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель.
Повышение педагогической культуры родителей должно стать традицией, как школы, так и семьи. Для этого следует задействовать разнообразные формы просвещения, как известные, традиционные, так и новые. При этом каждая из форм должна предполагать творческий, активный характер работы родителей (с родителями). Чаще приглашать на совместное обучение отца и мать ребенка; подобную традицию постепенно развивать, поддерживать, стремиться организовывать занятия систематически. Из нашего опыта - не реже одного раза в месяц, (приурочивая их к родительским собраниям, чтобы не отнимать у родителей много времени) проводить в небольших группах - при объединении двух или более классов разговор - дискуссии не получается, преобладают пассивные формы работы. Для этого необходимо использование коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Обсуждение вопросов и проблем психолого-педагогического характера дает положительные результаты в совместной работе родителей и учителей.
Так в индивидуальных собеседованиях решении той или иной сложной проблемы получаю помощь непосредственно от родителей учеников, и этим, считаю, не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для меня, как учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, я же — необходимые сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Классные родительские собрания призваны стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач.
Формы проведения родительских собраний:
• собраний-практикумов, направленных на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания;
• «круглых столов», нацеленных на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;
• собраний-конкурсов, раскрывающих творческий потенциал семьи;
• собраний-праздников, на которых создается непринужденная доверительная атмосфера единения педагогов, родителей и детей;
• собраний-мастерских, способствующих сплочению родителей, педагогов и детей в процессе трудовой деятельности.
Не менее актуальным остается привлечение родителей к участию в повседневной школьной жизни их детей.
Основные формы совместной деятельности, используемые в работе:проведение тематических классных часов;тестирование, анкетирование родителей и учащихся, совместный анализ результатов;проведение открытых уроков и мероприятий;проведение познавательных экскурсионных поездок;проведение праздников, соревнований;организация походов;участие в общешкольных делах; создание проектов.
Дни именинников, новогодние праздники, праздники, посвященные 8 Марта, Дню защитника Отечества, Дню Матери и другие, как правило, проходят интересно и весело. Общие дела класса сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребенка.