Эльзара Серверовна Куртэюпова
Сохранение психологического здоровья детей в условиях самоизоляции
▼ Скачать + Заказать документы
«Сохранение психологического здоровья детей в условиях самоизоляции»
Состояние душевного благополучия (комфорта, адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека. А. Маслоу американский психолог, основатель гуманистической психологии, о психологическом здоровье писал, «психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально…»
Публикация «Сохранение психологического здоровья детей в условиях самоизоляции» размещена в разделах
Сейчас все находятся в ситуации «информационной перегрузки», когда СМИ выбрасывая в сеть и новостную ленту потоки информации, причем негативной, ухудшают состояние человека, усиливая тревогу. Поэтому необходимо, ограничить навязчивое посещение новостных ресурсов, чтение лент и мессенджеров.
Просмотр новостей, это личная ответственность каждого человека, но если вы ощущаете негативное влияние такого рода информации на свое настроение и самочувствие, минимизируйте этот поток, опираясь на проверенные источники. Особенно это касается детей и подростков, склонных в силу возрастных особенностей принимать информацию «близко к сердцу», постарайтесь контролировать ту информацию, которую получают ваши дети.
Коронавирус обсуждают абсолютно все. Понятно, что дети от этого информационного потока не изолированы, но реагируют они по-разному. Кто-то замыкается в себе, кто-то смеется, некоторые начинают задавать вопросы о смерти. В этой ситуации неизменно одно: опорой для ребенка должен стать родитель. От нашей способности справляться со стрессом зависит психологическая обстановка в доме. Как же обсуждать коронавирус с детьми?
Шаг 1. Дать выговориться
Несмотря на то, что неприятную и тревожную тему хочется замолчать, лучше выслушать все, что накипело у ребенка,
что его испугало. Главная задача-быть устойчивой фигурой, которая может выдержать напряжение. Тревога и страх не должны замалчиваться. Лучше позволить им выражаться открыто. Это не значит, что мы нагнетаем панику. Это говорит о том, что мы не игнорируем опасность и готовы принимать меры. Вирус лучше «приручить». Нарисовать, слепить, проиграть в игре, сочинить стихотворение. Для взрослых тоже будет полезно!
Шаг 2. Говорить правду
Ребята постарше скорее всего сами могут прочитать информацию в соц. сетях или получить ссылку от одноклассников. Дети в садике и младшие школьники ориентируются в основном на разговоры взрослых. В зависимости от возраста ребенка, нужно рассказать ему правду о том, что вы знаете. Не приуменьшая опасность, но и не преувеличивая ее. Желательно выбрать один источник информации, которому вы доверяете, и придерживаться его. Смотрите вместе мультфильмы и передачи о вирусах, старайтесь отвечать на все вопросы. Самое главное в контакте с детьми для взрослых — справиться с собственными тревогами и продумать алгоритм действий. Что я буду делать? Как я уду себя вести? Как я буду поступать?
Шаг 3. Научить соблюдать простые правила
Ребенку важно понимать: родители знают, что делать, они обо мне позаботятся. Простые меры не только позволяют снизить риск распространения вируса, но и уменьшают чувство тревожности. Ведь есть вещи, на которые можно повлиять: почаще мыть руки с мылом, не трогать глаза, рот, нос, ограничить пребывание в местах скопления людей. Наличие правил успокаивает ребенка.
Мытье рук может превратиться в увлекательную игру. И даже соревнования, кто креативнее и интереснее это сделает. Например, напевая песенку или придумав увлекательный танец. Как долго мыть руки? Некоторые родители подсчитали, что для 20-секундная процедура равна песне «Happy birthday to you», исполненной 2 раза. Вместо нее можно выбрать понравившееся стихотворение или песенку. Главное, найти точку отсчета, которая будет понятна для малыша.
Ребенок может не только научиться «профессионально» мыть руки, но и быть ответственным за то, чтобы обучить этому всех членов семьи. Так довольно
рутинная процедура может превратиться в увлекательную объединяющую игру.
Шаг 4. Успокоиться взрослым
Дети реагируют, прежде всего, не на слова, а на атмосферу в доме. Опасность они ощущают тогда, когда видят, как сильно тревожатся родители. Ведь для ребенка весь масштаб проблемы сосредоточен на том, не случится ли что-то плохое с мамой или папой. Мы не роботы. Подавлять собственные тревоги и страхи чревато срывами и болезнями. Лучше их осознавать и стараться позаботиться о себе для того, чтобы быть опорой своим близким. Слушайте приятную расслабляющую музыку. Когда тело зажато, а тревожные мысли не дают покоя, музыка поможет переключиться. Любимую мелодию можно поставить и на сигнал будильника, чтобы пробуждение было максимально приятным.
-Избегайте паникеров. Принимайте меры безопасности, но не контактируйте с теми, кто нагнетает обстановку. Если вам нехорошо после прочтения новостных статей, по возможности, исключите и их.
-Полноценно питайтесь. Овощи, достаточное количество воды и даже знаменитая сейчас гречка — хороший повод поэкспериментировать с полезными продуктами.
Шаг 5. Опираться на рутинные вещи
Для сохранения спокойствия, и своего, и детского, важно максимально сохранять жизненный уклад. Выполняйте домашние дела в привычном ритме, соблюдайте режим. Хаос порождает тревогу. Даже если вы остаетесь в эти дни дома, старайтесь упорядочить свое расписание.
Не забывайте про чувство юмора. Смехотерапия действительно способна повышать иммунитет!
Шаг 6. Проводить время вместе.
Совместное качественное время с родителями — то, что необходимо детям во все времена. А сейчас особенно. Это своеобразное послание: «Мы рядом, ты важен, все хорошо, мы вместе, мы справимся»
Вместо суеты и бесконечного дня сурка пришло время обнаружить истинные ценности в жизни и наконец уделить им время. Наши дети заслуживают этого. Прекрасно, если такая традиция сохранится не только в период вирусов и глобальных перемен.