МААМ-картинки

Сопровождение одаренного ребенка в подготовительной группе детского сада.

Artillery
Сопровождение одаренного ребенка в подготовительной группе детского сада.

УДК 37.04-053

СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.

Я. А. Филиппова, воспитатель.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №135.

Аннотация: В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения широкое распространение в системе образования получил процесс индивидуализации. Поэтому появилась необходимость в появлении качественно нового специалиста, который работает с индивидуальными особенностями детей. В данной статье рассматривается возможность тьюторского сопровождения одаренных детей на начальной ступени образования, то есть в дошкольном возрасте.

Публикация «Сопровождение одаренного ребенка в подготовительной группе детского сада,» размещена в разделах

Ключевые слова: тьютор, сопровождение, одаренные дети, самореализация, индивидуальность

SUPPORT OF GIFTED CHILDREN IN THE PREPARATORY GROUP OF THE KINDERGARTEN.

J. A. Filippova, teacher.

Municipal preschool educational establishment "kindergarten" №135.

Abstract : In connection with the transition to Federal state educational standard of the 2nd generation wide-spread in the education system has received a process of individualization. Therefore there is a need in the appearance of qualitatively new specialist who works with the individual characteristics of children. This article discusses the possibility of tutor support of gifted children at the primary education level, i.e. at preschool age.

Keywords : tutor, support, gifted children,self realization, individuality

«В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

В. А. Сухомлинский

Проблема одаренности и организации работы с одаренными детьми вызывает большой интерес на протяжении довольно длительного периода времени.

В последнее время значимость и актуальность проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразованиями в мире, а также с усилением внимания к одаренным детям с богатым творческим и интеллектуальным потенциалом. Заниматься одаренными детьми просто необходимо, поскольку полное раскрытие талантов и способностей таких детей очень важно для развития современного общества.

Раннее выявление, воспитание и обучение одарённых детей представляет одно из перспективных направлений работы системы образования, а также является одним из ведущих факторов творческой самореализации личности и социализации.

Известны крупные исследования американских ученых Грентема Т. К., Драйдена Г. [6] в области психологии творческой одарённости

Проблемы одарё нности изучали отечественные психологи: Матюшкин А. М. в работе «Одаренные и талантливые дети»[8], Шумакова Н. Б. в ряде своих работ[13], [14], Юркевич В. С. [15]. Многоплановость и разносторонность научных исследований позволяет внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, что, безусловно, способствует более продуктивной и качественной деятельности тьюторского сопровождения одарённых детей.

В условиях дошкольного учреждения одаренные дети чаще всего лишены необходимой поддержки для развития их талантов, поскольку вынуждены находиться в единой для всех детей образовательной среде. Но в виду того, что с каждым годом количество одарённых детей растет, появляется необходимость не только в поиске эффективных подходов к диагностике одарённости, но и в появлении качественно нового специалиста по работе с данной категорией детей (тьютора).

Актуальность

• Раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей – одна из проблем совершенствования системы образования.

• Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование и поддержку детской одаренности.

Цель тьюторского сопровождения одаренного ребенка – в создании условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей в подготовительной группе детского сада.

Задачи тьюторского сопровождения одаренного ребенка :

1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе «тьютор-педагог – ребенок – родитель».

3. Провести мониторинг развития одаренности ребенка на различных возрастных этапах. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

5. Определить стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

1-й этап – комплексная диагностика.

На данном этапе привлекаются воспитатели группы (например, опросник «Характеристики способностей к обучению»,

опросник «Мотивационно-личностные характеристики»,

опросник «Творческие характеристики»).

Для диагностики интеллектуальной одарённости :

- Индивидуальный тест Д. Векслера;

- Интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине;

- Невербальный тест Р. Кеттелла;

- Прогрессивные матрицы Равенна;

2-ой этап – создание индивидуального маршрута развития ребенка.

3-ий этап - создание педагогических условий для самореализации ребенка, консультативная работа с родителями, участие в конкурсах, фестивалях, выставках)

4-й этап - анализ результатов сопровождения одаренного

ребенка.

Для умственно одарё нных детей характерно предварительное планирование своей деятельности: игры, рисования, аппликации. Замыслы отличаются развёрнутостью и продуманностью последовательности действий, оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. Помощь тьютора в данном случае просто необходима.

Понятие одаренности у детей

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими достижениями и имеет внутренние предпосылки для таких достижений в какой- либо сфере.

К одаренному ребенку необходимо относиться бережно, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет одаренность [13 :5].

Ребенок может проявить особую успешность во многих видах деятельности, что является предпосылками для формирования различных видов одаренности.

Анализируя поведение одаренного тьюторанта, тьютор допускает, что может недостаточно знать об истинных возможностях этого ребенка. Одаренность может проявляться на различных этапах жизни человека.

Американские психологи сформулировали принципы разработки учебных программ для одаренных детей :

1. Каждый ребенок неповторим. Один может выйти вперед в арифметике, другой в чтении, третий в музыке. Бывают дети с чрезвычайно высоким показателем интеллекта, имея угрожающе низкую самооценку.

2. Одаренные дети очень критичны к себе и часто имеют негативный "Я" - образ. Реакции близких взрослых означают для них очень много. Несоответствие между высоко развитым интеллектом и несовершенными двигательными навыками блокирует реализацию ребенком своих замыслов (построение конструкций, механизмов, создание рисунков и т. д., что негативно отражается на самоуважении. Так, четырехлетний малыш может составить и хорошо рассказать некую историю, а записать ее не может. Взрослому следует повысить уверенность ребенка в своих силах.

3. Семья должна играть существенную роль в воспитании одаренного ребенка. Программы для воспитания одаренных детей следует реализовать в тесном взаимодействии общественного и семейного воспитания.

4. Программа должна включать разнообразный учебный материал, который отвечает интересам и потребностям ребенка.

5. Программа должна быть сбалансированной и содействовать всестороннему развитию, предвидеть развитие эмоциональной и двигательной сфер, а также общения и настойчивости в достижении целей.

6. Одаренный ребенок должен иметь возможность общения с такими же одаренными ровесниками.

7. Реализация программ для воспитания одаренных детей требует специальной подготовки воспитателей и ее постоянное совершенствование.

8. Программа должна своевременно обеспечивать постепенный и плавный переход с уровня на уровень [ 10:176 -177].

Развитие одаренных детей требует особого внимания тьютора,родителей и педагогов.

Можно выделить следующие психологические особенности одаренных детей :

- они больше видят, слышат, понимают, чем другие, в одинаковых условиях;

- они способны держать в поле зрения одновременно несколько событий, то есть имеют хорошее распределение внимания;

- они не обходят вниманием модели поведения, интонации, жесты, позы окружающих;

- им свойственна уязвимость, которая порождается повышенной чувствительностью;

- эти дети на все реагируют и все воспринимают ;

- впоследствии эти дети проявляют большую целеустремленность и сосредоточенность в достижении цели, стараются все доводить до полного совершенства, болезненно переживают, если что-то идет не так;

- у них преувеличенное чувство страха, эмоциональная зависимость, эмоциональная несбалансированность, по сравнению с их сверстниками [ 10:181].

Поскольку не все родители могут заметить раннее и необычное развитие ребенка,уже в дошкольных учреждениях наряду с психологами и воспитатели необходима работа тьютора.

При планировании работы и составлении индивидуального образовательного маршрута одаренного ребенка тьютор учитывает не только индивидуальность, но и возраст ребенка. Чтобы приблизиться к возможности прогноза, необходим возрастной подход: необходимо создание ориентиров в тех изменениях психики и самой личности, которые происходят по мере того, как дети становятся старше.

Деятельность тьютора, направленная на работу с одаренными детьми требует специальных действий, координации всех участников педагогического процесса. Проблема реализации потенциала, заложенного у одаренных детей, является одной из важных в современной педагогике. Одаренные дети - очень ценная, но весьма слабая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают противоположную картину.

Одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску. Одним из источников такого риска являются трудности в контактах со сверстниками. Многое в судьбе таких детей будет зависеть от конкретных особенностей обучения и воспитания. Как скажутся на развитии умственных способностей те или иные стратегии обучения? Будут ли найдены мера и такт в воспитании? Ответы на эти вопросы будут получены лишь тогда, когда тьюторство получит широкое распространение в системе образования.

Библиографический список:

1. Белова, Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. – М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. – 141с.

2. Гильбрух Ю. З., Гарнец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности (детей) // Вопросы психологии. 1990. - №4. – С. 147-155.

3. Голубева З. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989. - №4. – С. 75-86.

4. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. 2003. - №8,ноябрь. – С. 13-18.

5. Гурова Л. Л. Когнитивно- личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. 1991. - №6. – С. 14-20.

6. Драйден Г., Вос Д. Революция в обучении. – Москва. : Парвинэ, 2003.-103с.

7. Ларионова, Л. И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. – М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011.- 320с.

8. Матюшкин А. М., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. - №4. – С. 94-97.

9. Рабочая концепция одаренности / Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Е. Д. и др. - М., 1998.

10. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми /

Н. И. Панютина и др. - Волгоград: Учитель, 2007.- 204 с.

11. Сопровождение одаренного ребенка в региональном образовательном пространстве: учебно-методическое пособие [Текст]/под ред. М. В. Груздева, А. В. Золотаревой. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. – 291 с.

12. Форд Д. Ю., Грентем Т. К. Поддержка доступа к программам для одаренных учащихся различного этноса: от дефицита до динамического размышления // Психология обучения, 2005. №4. С. 23.

13. Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И. Одаренный ребенок : Особенности обучения. - М. : Просвещение, 2006.- 239 с.

14. Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.

15. Юркевич B.C. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. М. : Просвещение: Учебная лит-ра, 1996.-136 с.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада, семьи и библиотеки в развитии ребенка Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем ему путь к одному из важнейших источников информации. Книга наполняет внутренний мир человека,.

Индивидуальный маршрут музыкально одаренного ребенка Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка. Дата заполнения сентябрь 2016 года. ОБЩИЕ ДАННЫЕ: Ф. И. О. ребенка:.

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Наименование учреждения: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Липецкой области. Сведения о ребёнке: Ф. И. О. Мячина.

Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка. Художественно-эстетическое развитие Индивидуальный маршрут сопровождения одаренного ребенка Ирмы П. Возраст ребенка: 6 лет Пол: ж. Причина создания маршрута: способный.

Консультация для родителей «Развиваем ребенка по дороге из детского сада». Родители часто жалуются, что нет времени после работы заниматься с ребенком, я предлагаю сделать это по дороге домой из детского сада, и.

Консультация «Маркировка одежды ребенка для детского сада» Консультация : «Маркировка одежды ребёнка для детского сада.» Сразу возникает вопрос, для чего и для кого нужна маркировка одежды ребёнка.

Консультация «Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада? Адаптация ребенка в детском саду» Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада? Адаптация ребенка в детском саду. Вхождение в новый коллектив дается непросто.

Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада в домашних условиях Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада в домашних условиях. Уважаемые мамы, папы,бабушки и дедушки! Самое главное.

Портрет одаренного ребенка имеющего художественные способности. Портрет одаренного ребенка имеющего художественные способности. 1. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции,.

Роль детского сада в развитии ребенка Роль дошкольного учреждения в развитии ребенка Начнем с того что родителям очень важно знать об особенностях развития ребенка в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сопровождение одаренного ребенка в подготовительной группе детского сада.
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 13:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД