Вера Николаевна Мошина
Занятие по речевому развитию «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Золотая осень» в подготовительной группе
Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень» и беседа по ней.
Цель: развитие монологической речи.
Образовательные задачи. Обобщение представлений об осени и осенних представлениях в природе. Расширение и уточнение словаря по теме «Осень» Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на картине.
Публикация «Занятие по речевому развитию „Составление рассказа по картине И, И, Левитана „Золотая осень“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Левитан И. И. Картина «Золотая осень»
- Левитан И.И., художник
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Воспитательные задачи: Воспитание эмоционального отклика на на изображенное на картине, инициативности,творческой активности.
Оборудование. Аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года»; репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»; кукла «Осень».
Предварительная работа: Наблюдение за осенними изменениями в природе,как меняется цвет листьев и травы, отцветают цветы,исчезают насекомые,собираются в стаи и улетают птицы. Составление букетов из опавших листьев.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулок. Разучивание стихов русских поэтов об осени.
Ход занятия: Дети входят в группу под запись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь». Становятся в круг.
Воспитатель: У нас в гостях сегодня кукла «Осень». Она обьяснила свое появление у нас тем, что скоро ее время закончится и ей на смену придет «Зима». А ей очень хочется оставить о себе красочные воспоминания. За помощью она обратилась к поэтам, композиторам, художникам, чтобы они рассказали о ней. Каждый по – своему.
Какой вам показалась осень в музыкальном произведении?
Ответы детей: тихой, спокойной, задумчивой.
А вот как изобразили осень поэты нам помогут дети, прочитав отрывки из стихов.
Первый ребенок:
Лес,точно терем расписной,
Лиловый,золотой,багряный,
Веселой,пестрою стенной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин листопад)
Второй ребенок:
Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса (А,С. Пушкин)
Третий ребенок:
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат. (Е. ГОЛОВИН)
Воспитатель: Какая осень у поэтов.
Дети: унылая,очаровательная,прекрасная,похожая на терем и т. д.
Воспитатель: А теперь мы отправимся к художнику и посмотрим, как он изобразил осень. Но прежде чем мы придем к художнику, нам нужно выполнить несколько заданий от осени. Она нам оставила на листочках интересные вопросы.
Берем красный лист. Здесь задание. Передавая лист друг другу вы должны к названному воспитателем слову добавить слово осенний, осенняя или осеннее.
Начали: месяц, солнце, трава, день, погода, лист, дерево, роща, платье, небо, дождь, яблоко, настроение и. тд.
Вы прекрасно выполнили первое задание берем желтый лист. На нем вторая игра. Нужно назвать как можно больше слов, которые говорят нам о том, какая осень.
Дети передавая лист по кругу называют: золотая, хмурая, красивая, печальная, пестрая, очаровательная, таинственная, грустная, ласковая, задумчивая, разноцветная, дождливая, разноцветная и т. д.
На оранжевом листочке написано о физкультминутке.
Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели (покачать кистями рук)
Ветер дунул,полетели (качаем руками)
Мы летели,мы летели (покружиться)
И на землю тихо сели (присесть,опустив руки)
Ветер снова набежал (встали)
И листочки вверх поднял (поднимаем руки вверх)
Закружились,полетели (качаем руками)
И опять на землю сели (сели на стулья)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с репродукцией картины И. И. Левитана и попробовать описать содержание картины, выразить своими словами впечатления и чувства.
Какое время года изображено на картине?
Дети: На картине изображена осень, потому что на деревьях много желтых листьев.
На картине нарисована осень, потому что на всех деревьях листья пожелтели.
Воспитатель: Как вы думаете,это начало,середина или конец осени?
Дети: Это середина осени,потому что не все листья облетели и почти все листья желтые. А в начале осени еще мало желтых листьев на деревьях.
Воспитатель: А как называют середину осени?
Дети: Золотая осень.
Воспитатель: Как по-вашему мнению может называться эта картина?
Дети: Осень. Золотая пора. Золотая осень. Красавица осень.
Воспитатель: Верно. Картина так и называется «Золотая осень».
Воспитатель: Давайте рассмотрим, что изображено на картине.
Дети: Художник нарисовал осенние поля, деревья, реку, а вдали лес.
Воспитатель: Какое время суток запечатлел художник?
Дети: Кажется это день,потому что светло и ясно.
Воспитатель: Каким вы видите небо?
Дети: Художник нарисовал голубое небо,с плывущими облаками. Небо голубое,высокое.
Воспитатель: А что можно сказать про солнце?
Дети: Самого солнца не видно на картине, но виден солнечный свет.
Воспитатель: Опишите погоду. Какая она?
Дети: Погода теплая, ясная, солнечная.
Воспитатель: Давайте рассмотрим деревья, расположенные на пригорке. Как они называются?
Дети: Это березы.
Воспитатель: С чем можно сравнить листву берез?
Дети: Деревья будто в разноцветных платьях, сарафанах.
Воспитатель: На что похожи листья березы?
Дети: Листья похожи на золотые монетки. Листья похожи на разноцветных мотыльков. Листья похожи на летающих желтых бабочек.
Воспитатель: Часть листвы уже осыпалась с деревьев. С чем можно сравнить опавшую листву?
Дети: С пестрым одеялом, покрывалом.
Воспитатель: Ребята, а трава только зеленая?
Дети: Нет, трава уже начинает вянуть. Трава стала сохнуть.
Воспитатель: Верно. А река выглядит, так же как и летом?
Дети: Нет, река выглядит по-другому. Река спокойная, холодная. Она отражает голубое небо, но выглядит темнее, чем летом.
Воспитатель: Что изображено на заднем плане картины?
Дети: На заднем плане картины изображены поле и лес. За полем мы видим деревенские домики.
Воспитатель: Обратите внимание на зеленую кромку леса у самого неба. Как вы думаете, какие деревья растут в этом лесу?
Дети: Наверное там растут ели или сосны.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Ели и сосны круглый год зеленого цвета.
Воспитатель: Посмотрите внимательно,все ли деревья уже сменили свой летний наряд на летний?
Дети: Нет. Справа,на правом берегу реки,деревья еще зеленеют.
Воспитатель: Молодцы. А теперь отдохнем и выполним зрительную гимнастику. (выполняется стоя)
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес!
Слева-сосны,справа-дуб.
Дятел сверху,тук да тук.
Глазки ты закрой,открой.
Поиграли мы с тобой.
Воспитатель: Вернемся к нашей картине.
Какими красками написана она?
Дети: Художник брал желтые, оранжевые, красные, голубые, зеленые краски.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «К нам пришел волшебник». Представьте, что мы оказались в этом живописном месте, изображенном на картине, и можете слышать звуки. Что вы слышите?
Дети: Я слышу, как шуршат листья под ногами, как шелестят листья на деревьях, как льется вода в реке.
Воспитатель: Какие у вас возникают желания, глядя на картину? Как вы думаете, почему художнику захотелось нарисовать зту картину?
Дети: Художник увидел красоту золотой осени и ему захотелось нарисовать ее.
Художнику захотелось,чтобы другие люди увидели,как красиво бывает осенью.
Воспитатель: Какое настроение было у художника,когда он писал картину?
Дети: У него было радостное,светлое настроение. И от этого картина получилась солнечной,светлой.
Воспитатель: А как вы думаете, что хотел сказать нам художник,создавая этот пейзаж?
Дети: Как красива наша природа!Природу надо любить и беречь. Природа-это наше богатство.
Воспитатель: Вот и побывали мы в гостях у Осени. Вспомнили как ее описывают поэты,композиторы и художники. Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам нарисовать свою картину про осень. Но это будет чуть позже, а сейчас…
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье:
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда.